+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о техническом регулировании кратко

Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный закон № 184-ФЗ О техническом регулировании» закладывает основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценки и подтверждения соответствия.

Рассматриваемый Закон предусматривает постепенную ликвидацию системы государственных и отраслевых стандартов и норм и предполагает разработку и принятие в течение семи лет обязательных для всех отраслей технических регламентов, которые, однако, должны содержать лишь минимальные требования к необходимому уровню безопасности продукции и процессам.

Концепция Закона о техническом регулировании исходит из признания верховенства федерального закона в данной сфере.

Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации. Суть контроля качества продукции на предприятии заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированных в чертежах, стандартах, договорах поставки, ТЗ, НДТ, ТУ и др. Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания.

1) технический регламент — это может быть федеральный закон или постановление Правительства либо указ Президента Российской Федерации;

2) стандарт — это документ, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг;

3) декларация о соответствии или сертификат соответствия — это документальное удостоверение того, что продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов, условиям гражданско-правовых договоров.

Техническое регулирование отношений, указанных в Законе, должно осуществляться практически во всех сферах экономической (хозяйственной) деятельности.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В целях доведения указанных сведений до заинтересованных лиц была создана единая информационная система по техническому регулированию.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, которые преследуются принятием таких регламентов. В связи с этим установлено, что технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и не подлежит расширительному толкованию. Указанные регламенты имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.

Предусмотрено, что в РФ должны действовать общие и специальные технические регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом «О техническом регулировании» для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов, а также степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Следует отметить, что Закон «О техническом регулировании» является, по сути, реформаторским и призван заменить действующие ГОСТы на технические регламенты, которые будут носить обязательный характер.

В настоящее время одними из новых, приняты следующие регламенты: технический регламент на молоко и молочную продукцию № 88-ФЗ от 12 июня 2008 г.; технический регламент на масложировую продукцию № 90-ФЗ от 24 июня 2008 г.; технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.; технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей № 178-ФЗ от 27 октября 2008 г.; технический регламент на табачную продукцию № 268-ФЗ от 22 декабря 2008 г.

Важным элементом в управлении качеством продукции является стандартизация.

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:

безопасности продукции и услуг;

технической и информационной совместимости;

соответствия уровню техники и технологии;

безопасности хозяйственной деятельности;

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст.2 Закона о техническом регулировании).

Федеральный закон «О техническом регулировании» отменил целый ряд документов, оставив:

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей. С другой стороны, Закон предусматривает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности.

Закон разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию. Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

Давая общую оценку содержания Закона, следует сделать вывод о его революционном характере. Закон устраняет еще имевшиеся остатки методов административного управления экономикой в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования. Закон устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, вносит ясность в многие понятия, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.

Это интересно:  Как снять штрафы гибдд из базы

О Техническом регулировании

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты — правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальнотехнических разработок и использование результатов научнотехнической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства. международный закон стандартизация сертификация

Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184ФЗ «О техническом регулировании» вступил в действие с 1 июля 2003 года. Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

Принятие нового Закона было вызвано необходимостью перехода от старого техникоэкономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров [*].

После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов — безопасность.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень — это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукцию. Второй уровень — стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации — это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент — это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность.

Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель.

Третья область технического регулирования это — оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия — это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ «О техническом регулировании») .Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

  • · принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • · принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (третья сторона). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.
Это интересно:  Расторжение дду по инициативе дольщика

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28 декабря 2007 г.

В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 — в форме Федерального закона.

Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные Федеральным законом, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды».

В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами).

В июле 2008 г. был принят новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны — противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.

Закон «О техническом регулировании»: краткая характеристика

— это совокупность правовых норм, регламентирующих обязательным требованиям технического объекта, продукции, процессов её жизненного цикла, а также работам и услугам. Техническое законодательства – один из результатов деятельности по техническому регулированию.

Главный приоритет технического регулирования и её обязательного требования – это безопасность. Согласно федеральному закону о техническом регулировании техническое регулирование – это правовое регулирование применения исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в выполнении работ или услуг и правовом регулировании в области оценки соответствия.

Техническое регулирование осущетвляют в соответствии с рядом принципов:

  • Принцип применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения. Перевозки, реализации и утилизации, выполнении работ или оказании услуг.
  • Принцип соответствия типического регулирования уровню развития национальной экономики. Развитие материально технической базы а также уровней научно-технического развития.
  • Принцип независимости органов аккредитации, органов по сертификации, изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей.
  • Принцип единой системы аккредитации
  • Принцип полного единства методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия.
  • Принцип единства применений требований технических регламентов, не зависимо от видов или особенностей сделок.
  • Принцип недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.
  • Принцип недопустимости совмещения полномочий органов государственного контроля (надзора) и органов по сертификации.
  • Принцип недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию.
  • Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента.

6 ид 10 принципов касаются деятельности субъектов технического регулирования: органов по сертификации, аккредитованных сертификационных лабораторий, органов по аккредитации, органов государственного контроля (надзора).

Основные положения закона «О техническом регулировании».

ФЗ РФ «О технич. рег-нии» принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года. Закон включает 10 глав и 48 статей. Он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и этих требований на добровольной основе, процессам производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оценке соответствия.

В первой главе данного закона рассмотрены общие положения, где отмечены сфера применения настоящего закона, основные понятия, принципы технического регулирования, законодательство РФ о техническом регулировании и особенности техн. рег-ния в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (р., у-г), сведения о которой составляют гос. тайну.

Законодательство РФ о техн. рег-нии состоит из настоящего ФЗ и принимаемых в соответствии с ним ФЗ и иных нормативно-правовых актов РФ.

К основным принципам техн. рег-ния относятся: применения единых правил, установления требований к продукции, процессам производства, экспл-и, хр-ния, перевозки, реа-и и утил-и, выполнению работ и оказанию услуг; Соответствие техн. рег-ния уровню развития национальной экономики, НТП; независимости органов по аккредитации, серт-ции; единой системы и правил аккредитации; единство правил и методов исследований и т.д.

Во 2 главе посвящена техн. регламентам, рассмотрены 1)цели принятия технических регламентов: защита жизни или здоровья граждан, им-ва физ. или юр. лиц, гос-го или муницип-го им-ва; охрана окр. среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, 2)содержание и применение ТР (с учетом степени риска они устанавливают требования безопасности (биол-кой, пожарной, излучений, мех-кой и др.). ТР применимы ко всей продукции независимо от её происхождения осуществления процессов производства, хр-я, реал-и. ТР устанавливают минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции.

3)Установлены виды ТР, действующие на территории РФ: общие (обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции. процессов производства, экспл-и, хр-я, перев-ки, реал-и и утил-и) и специальные ТР (где учитываются технологические и иные особ-ти отд. видов прод., процессов пр-ва, экспл-и, хр-я, перев-ки, реал-и и утил-и)

4)ТР принимается ФЗ, разработчиком проекта ТР м.б. любое лицо.

3 глава посвящена стандартизации, где рассмотрены её цели, принципы, документы в области стандартизации, национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и стандарты организаций.

Документами в области стандартизации являются национальные стандарты; правила, нормы и рекомендации стандартизации; классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций.

Национальную систему стандартизации составляют национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения.

В главе подтверждение соответствия описаны цели для его проведения, принципы, формы подтверждения: добровольное в форме добровольной сертификации и обязательное, которое осуществляется в форме принятии декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Это интересно:  Закон о страховке осаго

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксп-ции, хр-я, перевозки и иные работы, услуги. Эти объекты могут маркироваться знаком соответствия добровольной системы сертификации. Которая в свою очередь может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях, установленных ТР. Объект – только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия на всей территории РФ.

Глава 5 содержит сведения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Она проводится в целях подтверждения компетентности органов по сертификации и испытат. лабораторий; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по серт-ции и аккредитованных испытательных лабораторий. А также она осуществляется на основе принципов: добровольности, открытости и доступности правил по аккредитации, компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию и др.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР осуществляется должностными лицами органов гос. контроля (надзора). В отношении продукции гос. контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Также установлены полномочия органов гос. контроля (надзора) и ответственность его органов при его осуществлении.

В главе 7 информация о нарушении требований ТР и отзыв продукции установлена ответственность за несоответствие продукции, процессов производства, экспл-и, хр-я, перев-ки, реал-и и утил-и, права органов гос. контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям ТР. Также объяснено, в каких случаях возможен принудительный отзыв продукции, ответственность аккредитованной испытательной лаборатории и ответственность за нарушения правил выполнения работ по сертификации.

В главе об информации о ТР и документах по стандартизации отмечено, что они д.б. официально опубликованы и д.б. доступны заинтересованным лицам.

Финансирование в области ТР (глава 9) проводится за счет средств федерального бюджета

В главе 10 определены заключительные и переходные положения, указаны нормативные правовые акты в соответствии с настоящим ФЗ.

124. Содержание и применение стандартов, информация о стандартах. Виды и содержание технических регламентов.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного мно­гократного использования устанавливаются характеристики про­дукции, правила осуществления и характеристики процессов про­изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаков­ке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Содержание российских НД.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки. Особую актуальность приобретают тре­бования безопасности, поскольку безопасность товара — основной аспект сертификации соответствия. Требования обяза­тельного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допус­тимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на че­ловека и т.п.

Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опасности конкретного продукта или группы однородной про­дукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требо­ваниям государственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг. К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации; правила оформления технической документации, метрологи­ческие правила и нормы и т.п.

Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сер­тификации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

Вопросы применения нормативных документов в Россиикасаются: использования национальных стандартов и других нормативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности; применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ; применения нормативных доку­ментов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использования отечественных стандартов зарубежными странами.

Информационное обеспечение в России

Госстандарту РФ предоставлено исключительное право официального опубликования информации, касающейся про­дукции и услуг, сертифицированных и маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которые принимают нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе документы и сведения о них заинтересованным юридическим и физиче­ским лицам.

В целях совершенствования системы информационного обеспечения Госстандартом РФ создан Информационный ко­митет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС). Главная цель ИНФКОС — научно-методическое и прак­тическое руководство работами по информационному обеспечению стандартизации, сертификации и метрологии в стране на базе Федерального фонда стандартов и автоматизированных банков данных.

В России создается Единая система классификациии кодирования технико-экономической и социальной информа­ции (ЕСКК). Ее составляющие — общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, сред­ств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. Госстандарт России принял более 20 общероссийских классификаторов, и число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику. (ОКП, ОКУД, ЕСКД. )

Виды и содержание технических регламентов.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, www.metro-logiya.ru, lektsia.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector