+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон об обращении граждан республики

Закон Республики Беларусь № 300 – З «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 года – это нормативный акт регулирующий различные аспекты подачи физическими и юридическими лицами обращений в государственные органы, прочие организации и в адрес индивидуальных предпринимателей.

Есть основания предположить, что главной целью принятия Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» было желание дать рядовым гражданам законный способ выразить свое недовольство и увидеть реакцию на него со стороны государственных и негосударственных организаций.

Все определенные в Законе права касаются большей частью заявителей, и могут быть выражены всего в двух предложениях:

  • Право высказаться.
  • Право получить ответ на такое высказывание.

Согласно нормам Закона эти права не распространяются на:

  • Публичное распространение информации.
  • Общение между частными лицами.

Также обязательно уяснить, что Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» дает право высказывать требования, однако не обеспечивает прав на их удовлетворение, но только на рассмотрение обращения и ответ на него.

Изложенные в Законе права граждан Республики Беларусь также распространяются на иностранцев и лиц без гражданства.

Сферы действия и основные направления Закона можно ясно определить по названиям его статей:

Все содержание Закона можно свести к нескольким основным темам:

  • Правам заявителей – т.е. тех, кто подает обращения
  • Обязанностям заявителей
  • Правам ответчиков – адресатов обращений.
  • Обязанностям ответчиков
  • Полномочиям государственных органов в сфере контроля за исполнением Закона.

Прежде, чем рассматривать содержание Закона об обращениях граждан, необходимо определить некоторые основные определения и термины.

Основные понятия и термины Закона об обращениях граждан

Обращение – информация, в письменной или устной форме переданная в адрес организации или индивидуального предпринимателя.

Заявление – обращение общего характера, а также просьба (требование) оказать содействие в отношении законных интересов заявителя. Заявление весьма широко понимаемый термин, он может служить синонимом «обращения», если не имеет черт присущих другим, приведенным ниже способам передачи информации.

Жалоба – обращение, в котором прямо указывается на нарушение прав заявителя или представляемых им лиц, и требование прекратить такое нарушение.

Предложение – совет, касающийся улучшения, оптимизации, изменения в деятельности и положении организации, предпринимателя, государственного органа или системы.

Индивидуальное обращение – сообщение, высказанное одним лицом.

Коллективное обращение – сообщение, имеющее нескольких авторов или лиц присоединившихся к автору, поддержавших его.

Письменное обращение – все перечисленное выше, выраженное и переданное в письменной форме.

Устное обращение – любое заявление, высказанное в рамках личного приема.

Электронное обращение – аналог письменного обращения, направленый с помощью технических средств на сайт или электронную почту адресата.

Книга замечаний и предложений (в обиходе – Книга жалоб) – специальная форма документа, выдаваемая при открытии организации или индивидуального предпринимателя. Эта книга служит для обращений граждан и выдается им по первому требованию. В общении между юридическими лицами или предпринимателями Книга замечаний и предложений не используется.

Приведенные выше термины определены в 1 статье Закона, их действие уточняется далее по тексту этого нормативного акта.

Во 2 статье Закона обозначена область применения его норм.

Права и обязанности заявителей

В соответствии с нормами Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» заявители обладают широкими правами на высказывание собственного мнения в обращениях к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и государственным органам. Именно правам заявителей посвящена значительная часть разделов Закона. Само право на обращения декларируется в его 3 статье.

7 статья этого документа наделяет заявителей правом получения ответов на свои обращения. Рассмотрению и реагированию подлежит практически любое заявление соответствующее требованиям 12 статьи Закона. Некоторые исключения из этого правила можно найти в статьях 11, 15 и 23.

Обязанности заявителей согласно Закону незначительны и необременительны, им посвящены три абзаца 8 статьи Закона. От заявителей требуется только: не нарушать правил поведения и норм других законодательных актов касающихся клеветы, оскорблений, заведомо ложных сообщений.

Права и обязанности получателей обращений

Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», оставляет государственным органам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям заметно меньше прав, чем заявителям.

Обязанности же адресатов обращений определены весьма четко, и не только в разделах Закона посвященных именно этому, но и в тех, где гарантируются права заявителей, т.к. обеспечение этих прав также ложится, большей частью, на получателей обращений.

Конкретные обязанности по приему, рассмотрению и ответу на обращения регулируются статьями 5 – 7, 9, 13 – 14, 17 – 19, 20 – 26.

Общее содержание обязанностей адресатов обращений можно было бы сформулировать так:

  • Заявителям должны быть обеспечены максимальные возможности для подачи обращений.
  • Обращения следует принимать и рассматривать без задержек и в полном объеме.
  • Решения по результатам их рассмотрения принимаются по основаниям, согласующимся с действующим законодательством.
  • Ответы на обращения следует передавать заявителям в установленные Законом сроки.
  • Права и законные интересы заявителей подлежат удовлетворению получателем обращения и другими лицами в определяемых законодательством рамках.

В тексте Закона мало статей посвященных правам получателей обращений. Их права можно определить по нормам других законодательных актов и, косвенно, из некоторых обязанностей заявителей изложенных в Законе.

Однако кроме декларируемых правил существует практика применения законодательства.

Практика применения Закона

Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» предъявляет к организациям и индивидуальным предпринимателям три основных требования:

  • Немедленно или максимально быстро принять обращение.
  • Рассмотреть его.
  • Дать ответ в установленный Законом срок.

Исполнение первого и, особенно, последнего из приведенных пунктов легко проверяется и может стать поводом для наложения взыскания.

Сам процесс рассмотрения обращений и результаты такого рассмотрения Законом четко не регулируются и не могут регулироваться, т.к. это потребовало бы изучения и управления всем спектром возможных отношений между гражданами и организациями.

Что из этого следует?

Для тех, кто обязан принимать и отвечать на обращения – достаточно дать заявителям возможность высказаться и установленный срок дать ответ на их обращения. Других требований в Законе прямо не прописано. Контролируется не суть, а только форма и срок подачи ответа.

Заявителям же обязательно понимать, что по любым их обращениям можно рассчитывать только на ответ в установленный срок, в установленной форме и любого содержания. Потому варианты: «принято к сведению», «рассмотрено», «будет учтено» и даже «оставить без удовлетворения» совершенно законны, хотя и могут быть использованы для повторных обращений в эту же инстанцию, жалоб в другие и т.п.

Для неопытных заявителей полезны будут такие общие рекомендации:

  • Суть любого обращения должна ясной и соответствовать компетенции адресата. В противном случае заявление может быть передано для рассмотрения в другую организацию или возвращено без рассмотрения, но с соответствующей припиской. Подробнее об этом в 10 и 12 статьях Закона.
  • В обращении нельзя допускать нарушений других актов законодательства, прав адресата, третьих лиц и, особенно, оскорблений. Иначе шансов на положительное решение становится заметно меньше, но появляются основанию для привлечения к ответственности самого автора.
  • Объектом контроля является ответ на обращение, а не на все изложенные в нем просьбы и требования, хотя согласно 14 статье Закона следует реагировать на каждое из них. Практика показывает, что объединив в одном заявлении несколько вопросов, можно получить ответ только на один. Потому разумным будет посвящать каждой теме отдельное обращение, которое будет зарегистрировано под собственным номером и получит, как это обычно происходит, отдельный ответ.
  • Закон не запрещает адресовать одно обращение в несколько инстанций. Иногда это заканчивается переадресацией всех запросов в одну организацию, но может стать основанием для постановки дела «на контроль» в нескольких местах, особенно если адресаты имеют отношения подчиненности или могут проверять друг друга. Пример – жалоба непосредственно в организацию, в исполком и в прокуратуру.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июля 2011 года №300-З

Об обращениях граждан и юридических лиц

Принят Палатой представителей 24 июня 2011 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2011 года

(В редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

обращение — индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме;

заявление — ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) (далее, если не определено иное, — организация), индивидуальных предпринимателей;

предложение — рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, — гражданин);

заявитель — гражданин или юридическое лицо, подавшие (подающие) обращение;

письменное обращение — обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений;

электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет;

устное обращение — обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема;

индивидуальное обращение — обращение одного заявителя;

коллективное обращение — обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);

повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление);

книга замечаний и предложений — документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) (далее, если не определено иное, — замечания) и (или) предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З)

Статья 3. Право заявителей на обращение

1. Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

Закон Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан»

ЗАКОН ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

Принят Постановлением Народного Совета 20 февраля 2015 года

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения Закона

  1. Настоящим Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Донецкой Народной Республики (далее – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Донецкой Народной Республики права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан указанными органами и должностными лицами.
  2. Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами Донецкой Народной Республики.
  3. Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения обращений граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством, а также других обращений, в отношении которых законодательными актами Донецкой Народной Республики предусмотрен иной порядок рассмотрения.

Статья 2. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Донецкой Народной Республики, международными договорами Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие термины:

1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме предложение (замечание), заявление (ходатайство) или жалоба, а также устное обращение гражданина к руководителям и другим должностным лицам соответствующих органов;

2) предложение (замечание) – обращение гражданина с рекомендацией по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление (ходатайство) – обращение гражданина с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба – обращение гражданина с требованием о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;

6) индивидуальное обращение – обращение одного гражданина;

7) коллективное обращение – обращение двух и более граждан по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);

8) повторное обращение – обращение, поступившее в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления, к одному и тому же должностному лицу от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу два и более раза.

Статья 4. Право граждан на обращение

  1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
  2. Военнослужащие, работники органов внутренних дел и государственной безопасности имеют право подавать обращения, не касающиеся их служебной деятельности. Обращения названных лиц, связанные с прохождением службы, регулируются законодательством об этих органах.
  3. Порядок рассмотрения обращений депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики регулируется Законом Донецкой Народной Республики «О статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики», Положением о порядке работы с депутатскими обращениями и депутатскими запросами, внесенными депутатами Народного Совета Донецкой Народной Республики.
  4. Лица, которые не являются гражданами Донецкой Народной Республики и законно находятся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращений, как и граждане Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.
  5. Законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики может быть предусмотрен другой порядок рассмотрения обращений определенной категории граждан.
  6. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Это интересно:  Сумма госпошлины при замене водительского удостоверения

Статья 5. Представительство граждан при реализации права на обращение

  1. Граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей. Личное участие граждан при подаче и рассмотрении обращений не лишает их права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений.
  2. Письменные обращения от имени несовершеннолетних или недееспособных граждан подаются их законными представителями. Устные обращения несовершеннолетних или недееспособных граждан излагаются на личном приеме их законными представителями.

3 Представители граждан при подаче и рассмотрении обращений могут совершать действия, право на осуществление которых имеют граждане, в пределах предоставленных им полномочий.

  1. Представители граждан осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов уполномоченных на то государственных органов, либо доверенности, оформленной в установленном законом порядке.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

  1. Запрещается преследование гражданина и членов его семьи за представление обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
  2. Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, составляющих государственную или иную тайну, охраняемую законом, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается выяснение данных о личности гражданина, не касающихся обращения. По просьбе гражданина, высказанной в устной форме или указанной в тексте обращения, не подлежат разглашению его фамилия, место жительства и работы. Этот запрет не распространяется на случаи сообщения информации, содержащейся в обращении, лицам, которые имеют отношение к решению поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Основные принципы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан

Основными принципами деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:

1) защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;

2) обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

3) своевременность и объективность;

4) доступность, безвозмездность и равенство граждан;

5) контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ

ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Статья 8. Порядок подачи обращений

  1. Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, направленным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган лично или через законного представителя.
  2. Обращения адресуются непосредственно государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.
  3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов, указанных в части 2 данной статьи, или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Если в соответствии с запретом, предусмотренным абзацем 2 части 3 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

  1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
  2. Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
  3. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
  4. Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений регулируется Положением об электронных обращениях граждан.

Статья 9. Сроки подачи обращений

  1. Подача гражданами предложений (замечаний) и заявлений (ходатайств) сроком не ограничивается.
  2. Жалоба на решение может быть подана гражданином в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.
  3. Пропущенный срок по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными гражданином, может быть восстановлен государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, рассматривающим жалобу.

Статья 10. Требования, предъявляемые к письменным обращениям

  1. Обращения излагаются на русском или украинском языке.
  2. Письменные обращения граждан должны содержать:

1) наименование и (или) адрес государственного органа, органа местного самоуправления либо должность лица, которому направляется обращение;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

3) изложение сути обращения;

4) дату и личную подпись гражданина (граждан).

  1. Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.
  2. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
  3. К письменным обращениям, подаваемым представителями граждан, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
  4. В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) документов, подтверждающих эту информацию.

Статья 11. Прием и регистрация письменных обращений

  1. Письменные обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации в день их поступления. Отказ в приеме обращений не допускается.
  2. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

Статья 12. Основные права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления и должностным лицом гражданин имеет право:

1) присутствовать при рассмотрении заявления (ходатайства) или жалобы, если это не противоречит требованиям действующего законодательства Донецкой Народной Республики;

2) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

3) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

4) пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, осуществляющей правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

5) высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления (ходатайства) или жалобы;

6) отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи заявления о прекращении рассмотрения обращения;

7) получать письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 18 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов;

8) обжаловать принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

9) требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

Статья 13. Обязанности граждан при реализации их права на обращение

При реализации права на обращение граждане обязаны:

1) соблюдать требования настоящего Закона;

2) не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;

3) своевременно информировать государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо об изменении почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

Статья 14. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, их руководителей и других должностных лиц по рассмотрению заявлений (ходатайств) или жалоб

Государственные органы, органы местного самоуправления, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны:

1) объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления (ходатайства) или жалобы;

2) по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление (ходатайство) или жалобу, если это не противоречит законодательству Донецкой Народной Республики;

3) принимать законные и обоснованные решения;

4) письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления (ходатайства) или жалобы и сути принятого решения;

5) в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления (ходатайства) или жалобы составить об этом мотивированное постановление;

6) отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, если они не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям;

7) обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением (ходатайством) или жалобой решений;

8) решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение прав, свобод и (или) законных интересов человека;

9) разъяснять гражданам порядок обжалования ответов на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

10) принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов;

11) организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений (ходатайств) или жалоб граждан, принимать меры по устранению причин, их порождающих, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы;

12) уведомлять гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Статья 15. Сроки рассмотрения письменного обращения

  1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати календарных дней со дня регистрации письменного обращения, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати календарных дней со дня их получения.
  2. В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти календарных дней. По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения обращения может быть сокращен от установленного этой статьей срока.

Статья 16. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

  1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
  2. В случае необходимости государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить рассмотрение обращения с выездом на место.
  3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 17. Рассмотрение обращений по существу

  1. Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов граждан и им направлены письменные ответы.
  2. Письменные ответы могут не направляться гражданам, если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии граждан. Результаты рассмотрения указанных обращений по существу оформляются посредством совершения гражданами соответствующих записей на обращениях либо в книге замечаний и предложений, заверяемых подписями граждан, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг).
  3. Устные обращения считаются рассмотренными по существу в той мере, в которой решены изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов граждан и ответы объявлены гражданам в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения. Не рассмотренные при устном обращении вопросы рассматриваются в общем порядке.
  4. При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.

Статья 18. Оставление обращений без рассмотрения по существу

  1. Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

1) обращения не соответствуют требованиям, установленным частями 1-6 статьи 10 настоящего Закона;

2) обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в судебном порядке;

3) пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

4) гражданином подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

5) с гражданином прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Закона;

  1. Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимает руководитель соответствующего органа, куда поступило обращение, или уполномоченное им должностное лицо.
  2. Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

1) не предъявлены документы, удостоверяющие личность граждан, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей граждан;

2) обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции государственного органа, местного самоуправления, в котором проводится личный прием;

3) гражданину в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим гражданином по таким вопросам была прекращена;

4) гражданин в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

  1. Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется гражданину в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.
Это интересно:  Как узнать о ликвидации ооо

Статья 19. Отзыв обращения

  1. Гражданин имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления.
  2. В случае отзыва гражданином своего обращения соответствующий орган прекращают рассмотрение этого обращения по существу и возвращают гражданину оригиналы документов, приложенных к обращению.

Статья 20. Требования к письменным ответам на письменные обращения

  1. Письменные ответы на письменные обращения излагаются на языке обращения, должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы граждан.
  2. Если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования.
  3. Письменные ответы на письменные обращения подписываются руководителем соответствующего органа, должностным лицом или уполномоченным на то лицом.

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЩЕНИЙ

Статья 21. Рассмотрение повторных обращений

  1. При оставлении в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 18 настоящего Закона повторного обращения без рассмотрения по существу гражданину письменно сообщается, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается.
  2. При поступлении повторного обращения от гражданина, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу, без уведомления об этом гражданина.

Статья 22. Рассмотрение коллективных обращений

  1. Коллективные обращения рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.
  2. Коллективные обращения тридцати и более граждан могут быть рассмотрены с выездом на место, если иное не предусмотрено в самих обращениях.

Статья 23. Рассмотрение анонимных обращений

Анонимные обращения, то есть обращения граждан, в которых не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) либо инициалы гражданина или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Статья 24. Обращение к объединениям граждан

Полученные объединениями граждан обращения с замечаниями и предложениями относительно их деятельности рассматриваются этими объединениями и их органами в соответствии с уставами объединений, а заявления и жалобы на ущемление или нарушения прав граждан – согласно настоящему Закону.

Статья 25. Личный прием граждан

  1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
  2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Представители граждан должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.
  3. Должностные лица не вправе отказать в личном приеме гражданину, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 18 настоящего Закона.
  4. Все обращения граждан на личном приеме регистрируются в карточке (журнале) личного приема граждан.
  5. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке (журнале) личного приема граждан.
  6. Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается гражданином в письменной форме и подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом для письменных обращений.
  7. Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции государственного органа, органа местного самоуправления, в котором проводится личный прием, соответствующие должностные лица не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.

Ответственность за нарушение законодательства

об обращениях граждан

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

  1. Представление гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и других действий, влечет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Должностные лица, за нарушение возложенных на них обязанностей, связанных с рассмотрением обращений граждан, несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 27. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

  1. В случае удовлетворения жалобы государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненный материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и утраченный за это время заработок. Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке.
  2. Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, может быть возмещен моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом.
  3. Затраты, произведенные государственным органом, органом местного самоуправления и должностным лицом в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.

Статья 28. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

  1. Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан в пределах своих полномочий осуществляют Народный Совет Донецкой Народной Республики, депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики, Глава Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики, Уполномоченный по правам человека, государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица.
  2. В целях постоянного совершенствования работы с обращениями граждан, соответствующие органы обязаны изучать, анализировать и систематизировать содержащиеся в обращениях вопросы, данные о количестве и характере обращений и принятых по ним решений, размещать на своих официальных сайтах ответы на наиболее часто поднимаемые в обращениях вопросы, проводить проверки соблюдения порядка рассмотрения обращений в этих организациях и принимать меры по устранению указанных в обращениях и выявленных нарушений.

Статья 29. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан

Надзор за соблюдением законодательства об обращении граждан осуществляется Генеральной прокуратурой Донецкой Народной Республики. Согласно предоставленным действующим законодательством полномочиям Генеральная прокуратура принимает меры по восстановлению нарушенных прав, защиты законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности.

Заключительные положения

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2006 года

26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Это интересно:  Кого нельзя включать в состав инвентаризационной комиссии

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

4.1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-X «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-X «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

2 мая 2006 года

Судебная практика и законодательство — 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206) (далее — Федеральный закон N 59-ФЗ);

В связи с большим количеством поступающих в комиссию обращений граждан и организаций, предписаниями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о сроках рассмотрения таких обращений, физической невозможностью председателя Совета судей Российской Федерации давать ответы на все обращения, поступающие во все комиссии, на основании их заключений и разъяснений, невозможностью собрать членов комиссии в перерывах между пленарными заседаниями по каждому обращению имеется необходимость предоставить председателям комиссий и, в частности, председателю комиссии по вопросам противодействия коррупции и урегулированию конфликта интересов право по поручению председателя Совета судей Российской Федерации давать ответы заявителям с направлением их копий Совету судей Российской Федерации.

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206);

3) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2015, N 45, ст. 6206);

Электронные обращения, отправленные через указанную форму, автоматически перенаправляются в АС ДОУ и регистрируются в ней. Обработка подобных обращений производится в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» ;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206) (далее — Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ);

2.7. Поступившие в адрес должностных лиц Министерства письма с отметкой «Лично» вскрываются, регистрируются и направляются должностному лицу Министерства, которому они адресованы. Рассмотрение таких писем производится в порядке, установленном Законом о порядке рассмотрения обращений граждан.

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6202) (далее — Федеральный закон N 59-ФЗ);

Обращение, поступившее в ФСТЭК России в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Гражданин вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Статья написана по материалам сайтов: base.spinform.ru, mininfodnr.ru, legalacts.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector