+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Защита трудовых прав граждан

Тема 2.6. Защита трудовых прав. Трудовые споры

Появление в ТК РФ нового раздела, регулирующего способы защиты трудовых прав, подтверждает важность данной категории для науки трудового права.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Защита прав и интересов работников и работодателей является одной из целей трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ).

Защита трудовых прав работника представляет собой совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба[49].

Статья 352 ТК РФ устанавливает следующие способы защиты трудовых прав и свобод:

· самозащита работниками трудовых прав;

· защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Самозащита- это новый для трудового законодательства способ защиты прав работников, к сожалению, не получивший достаточной правовой регламентации.

Самозащита- это самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров или в органы контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде[50].

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

К самозащите в связи с угрозой здоровью работника может быть отнесено право беременной женщины и работника в возрасте о 18 лет отказаться от выполнения сверхурочных работ, работ в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выезда в командировку, куда их направляет работодатель в нарушение ст. 259 и 268 ТК РФ.

В случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Работник вправе отказаться от выполнение распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска, поскольку законом не предусмотрено право работодателя без согласия работника досрочно отозвать его из отпуска; работник вправе использовать дни отдыха, если работодатель вопреки закону отказал в их предоставлении и время использования таких дней не зависело от усмотрения работодателя (отказ работнику, не являющемуся донором, в предоставлении предусмотренного законом дня отдыха непосредственно после каждого дня сдави крови и ее компонентов)[51].

В случаях, если в период самозащиты работника он подвергается угрозам со стороны работодателя, а также его представителей, допустим о привлечении его к дисциплинарной или иной ответственности, работник может обжаловать незаконные действия в органы надзора и контроля или в суд. Вместе с тем, возможность использовать самозащиту допускается только в случае нарушения, а также реальной угрозы нарушения трудовых прав работника.

В настоящее время общественный контроль в соответствии с ТК РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами[52].

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Судебная защита нарушенных трудовых прав работников является эффективным юридическим инструментарием, позволяющим восстановить законность в сфере трудовых отношений.

При судебной защите трудовых прав применяются не только нормы ГПК, но и нормы ТК РФ. Различные процессуальные нормы, включенные в ТК РФ позволяют работнику, как более слабой стороне трудового спора, добиваться защиты своих прав. В числе таких норм — правило об освобождении работника от уплаты судебных расходов (ст. 393 ТК РФ); сокращенный срок рассмотрения и разрешения трудового спора, установленный в целях скорейшей защиты прав работника (ч. 2 ст. 154 ГПК РФ); немедленное исполнение судебного акта по спору об увольнении (ст. 396 ТК РФ, ст. 211 ГПК РФ) и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Трудовые споры. Защита трудовых прав граждан.

Трудовым законодательством регулируется содержание, порядок рассмотрения двух видов трудовых споров: индивидуальных трудовых споров и коллективных трудовых споров.

Под индивидуальными трудовыми спорами понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, трудовых договоров, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В качестве работника в трудовом споре также могут выступать:

лица, ранее состоявшие в трудовых отношениях с работодателем;

лица, изъявившие желание заключить трудовой договор с работодателем и получившие отказ.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам; судами.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, особенности их рассмотрения для отдельных категорий работников регулируются Трудовым кодексом, иными федеральными законами, и в судах – гражданским процессуальным законодательством.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей сторон. Они рассматривают споры, кроме споров, которые по законодательству рассматриваются только в судах. В качестве условия для обращения работника в комиссию является условие, что работник самостоятельно (или через своего представителя) не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Это интересно:  Служебная записка о переводе на другую должность

Для рассмотрения спора комиссией работник подает заявление в комиссию. Комиссия рассматривает заявление и принимает решение. Стороны могут не согласиться с решением и подать заявление в суд. Далее спор рассматривается в суде.

Если в организации нет комиссии по трудовым спорам или комиссия не рассмотрела спор в течение 10 дней, то заявление подается в суд.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры:

а) По заявлению работника:

о восстановлении на работе

об изменении даты и формулировки причины увольнения

о переводе на другую работу

об оплате за время вынужденного прогула

об отказе в приеме на работу

лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц

лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

б) По заявлению работодателя:

о возмещении работником вреда, причиненного организации.

в) По заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным НПА.

Очень важно, что при подаче работником заявления о трудовом споре в суд он освобождается от уплаты государственной пошлины и судебных расходов.

Сроки обращения в суд: работника в течение трех месяцев со дня, когда он узнал (должен был узнать) о нарушении своего права, а по поводу увольнения – в течение одного месяца со дня выдачи трудовой книжки; работодателя — в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.

Решения по индивидуальным трудовым спорам:

— в случае признания увольнения (перевода) незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе, ему должна быть выплачена денежная компенсация (об этом должно быть сказано в решении);

— в случае признания формулировки причины увольнения неправильной или незаконной суд обязан изменить ее, и указать в решении причину и основание увольнения в соответствии с Трудовым кодексом.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению. По заявлению работника суд может принять решения только о взыскании в пользу работника денежной компенсации.

Коллективный трудовой спор – это разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда; заключения, изменения, выполнения коллективных договоров.

В коллективных трудовых спорах участвуют:

— работники, их представители;

— работодатель (представители работодателя);

— собрание (конференция) работников;

— служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Система органов (подразделений) в составе органов исполнительной власти по труду, предназначенных для организации примирительных процедур и участия в них.

Результатом принудительных процедур является урегулирование коллективных трудовых споров. В процессе спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективных трудовых спорах или забастовке.

51. Понятие и принципы семейного права.

Семейное право — следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми на основе брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

Принципы семейного права

Основными принципами семейного права являются:

·добровольность брачных отношений;

·равенство прав супругов;

·приоритет семейного воспитания детей;

·обеспечение безусловной защищенности интересов и прав детей;

·а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.

Одним их основных понятий семейного права является понятие семьи. В отличие от социологии, которая определяет семью как союз лиц, основанный на браке и родстве или принятии детей на воспитание и характеризуемый общностью интересов, взаимной заботой друг о друге, юриспруденция трактует семью исключительно как правовую связь ее членов, которые являются субъектами семейных правоотношений. В юридическом смыслесемья — это группа людей, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

К членам семьи относятся муж и жена, состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке, дети и другие родственники, имеющие, как правило, общих предков, усыновители и усыновленные, мачехи, отчимы, падчерицы, пасынки и др.

Права и обязанности членов семьи здесь гарантированы государством, в то же время их возникновение и существование обусловлены лишь определенными юридическими фактами (кровным родством, вступлением в брак, усыновлением). В связи с этим другим важным понятием в семейном праве является «брак».

Защита трудовых прав граждан

В соответствии с ч. 2 ст. 352 ТК РФ, основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

ü самозащита работниками трудовых прав;

ü государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

ü защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

ü судебная защита.

В целях самозащитытрудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами;приостановить работу на период до выплаты задержанной суммы в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней.

На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 352 ТК РФ одним из способов защиты прав и свобод работников является защита профессиональными союзами. Профсоюзные организации обладают обширными правами в области защиты трудовых прав работников, так как целью их создания является взаимодействие с работодателем в интересах работника.

Статья 370 ТК РФ закрепляет право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений.

В случае если профсоюзными организациями были выявлены нарушения трудового законодательства, члены этой организации имеют право (а в основном должны, так как целью их является защита прав и законных интересов работников) выйти с требованием к работодателю их устранить. Работодатель, в свою очередь, обязан в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Деятельность государственных органов по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства является гарантией реализации прав и свобод граждан (работников).

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в РФ осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда.

В соответствии с возложенными на нее задачами, федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством:

Это интересно:  Проверка долгов по налогам и штрафам

ü выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

ü составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю и (или) в суд.

Непосредственно в суде рассматриваются следующие трудовые споры:

1) о восстановлении на работу;

2) о незаконном переводе на другую работу;

3) об оплате вынужденного прогула;

4) об изменении даты и формулировки причины увольнения;

5) споры об отказе в приеме на работу;

6) иски работников, подвергшихся дискриминации;

7) споры с участием работодателей — физических лиц;

8) иски работодателей о привлечении работников к материальной ответственности.

Остальные споры могут рассматриваться как в суде, так и Комиссиями по трудовым спорам на усмотрение работника.

Общий срок исковой давности составляет три месяца.

По спорам об увольнении – 1 месяц.

По искам работодателей о привлечении работников к материальной ответственности – 1 год.

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника они удовлетворяются в полном размере.

Информация о защите трудовых прав

Порядок и способы защиты трудовых прав граждан

Каждый гражданин имеет право защищать свои трудовые права всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; судебная защита; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Самозащита работником трудовых прав

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ или иными федеральными законами. В целях самозащиты своих прав работники могут: обращаться по всем неурегулированным с работодателем разногласиям в комиссию по трудовым спорам и суд. По инициативе работодателя и (или) работников могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Судебная защита

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Трудовым Кодексом РФ закреплено право работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них.

Право профсоюзов на представительство и защиту социально – трудовых прав и интересов работников относится к основным правам профсоюзов.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

В случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, работодатель обязан принимать решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа. В частности, в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, работодатель обязан принимать локальные нормативные акты (акты организации) с учетом мнения профсоюза.

Работодатель обязан учитывать мнение профсоюзов и при принятии решения о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза.

Профессиональные союзы и их объединения могут создавать профсоюзные и технические инспекции труда.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

Это интересно:  Ндс на импортные товары

— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Функции государственной инспекции труда

Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:

1) осуществляет государственный надзор и контроль, за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

2) расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) обобщает опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведет прием граждан, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

8) готовит отчеты о результатах деятельности инспекции.

Права государственной инспекции труда

Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно — правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными выше, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель государственной инспекции труда также имеет право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования, о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru, lektsii.org, www.trczn.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector