+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Злоупотребление свободой массовой информации

1. Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

3. Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

4. Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»), —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

5. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения.

6. Производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

7. Использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

8. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —

Это интересно:  Купля продажа иностранной валюты

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 13.15 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения по поводу реализации свободы слова и массовой информации. Конституция РФ кроме гарантий свободы слова и массовой информации, предусматривает ограничение каждого обладателя прав и свобод воздерживаться при их осуществлении от нарушения прав и свобод других лиц (ст. 17). Непосредственным объектом правонарушения являются установленные федеральными законами запреты совершать определенные действия. В ч. 1 комментируемой статьи это отношения по поводу защиты права любого лица от нарушителя, распространяющего информацию, которую защищаемое лицо не заказывало, либо которая может нанести ему вред в результате злоупотребления нарушителем свободой массовой информации или злоупотребления в процессе оборота компьютерной информации.

В ч. 2 комментируемой статьи запрет относится к информации о деятельности запрещенных судом объединений. Вторая часть комментируемой статьи относится к статьям отсылочного типа, что обусловливает необходимость обращаться непосредственно к указанному нормативному правовому акту, а именно, к Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В названной части предусмотрено ограничение по содержанию информации.

В ч. 3 комментируемой статьи вводится запрет на незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий или бездействия (запрет на распространение персональных данных).

Объективная сторона правонарушения может проявляться в виде: воздействия на подсознание людей и оказания вредного влияния на здоровье людей посредством изготовления и распространения продукции средства массовой информации; распространения запрещенной судом информации и распространения информации — персональных данных о несовершеннолетнем.

В ч. 4 комментируемой статьи запрет касается публичного распространения выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичного осквернения символов воинской славы России.

Объективная сторона правонарушения может проявляться в виде: воздействия на подсознание людей и оказания вредного влияния на здоровье людей посредством изготовления и распространения продукции средства массовой информации; распространения запрещенной судом информации и распространения информации — персональных данных о несовершеннолетнем; распространения выражающих неуважение к обществу сведений либо осквернения символов воинской славы России.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

— гражданин в возрасте от 16 лет;

— должностное лицо, ответственное за выпуск в свет (в эфир) средства массовой информации;

— юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей. Следует также учитывать, что средства массовой информации, созданные группами граждан, не всегда являются юридическими лицами, поскольку для его (СМИ) регистрации наличие зарегистрированного юридического лица не требуется.

Субъективная сторона правонарушения проявляется в форме прямого умысла.

Протокол о совершении проступка, предусмотренного комментируемой статьей, составляют (возбуждают дело) должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России).

Протокол о совершении проступка, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляют также должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется судьей.

Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

С обода средств массовой информации не является абсолютной. Наряду с гарантиями Конституция РФ и некоторые Законы РФ устанавливают определённые ограничения свободы массовой информации, которые напрямую затрагивают деятельность средств массовой информации. Эти ограничения можно представить в виде системы, включающей в себя :

А) Ограничения общего характера. Такого рода ограничения касаются общего конституционно-правового статуса лиц, подпадающих под данные ограничения. Они устанавливают допустимые пределы изъятий из основных, в том числе информационных, прав и свобод с ориентиром на цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (статьи 13, 19, 29, 55 Конституции). Здесь также находит своё отражение статья 4 “Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации” Закона о СМИ, согласно которой “не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений,

составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости”.

Это интересно:  Что делать если директор выживает с работы

Определённые правила пользования установлены для информации ограниченного доступа, содержащие личные данные человека, коммерческую, служебную тайну и другие виды конфиденциальных сведений. Ограничения в пользовании этой информацией установлены Федеральными законами от 27.07.2006г. №149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный Закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) //СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 16.05.2015).и от 29.07.2004г. №98-ФЗ “О коммерческой тайне”О коммерческой тайне: Федеральный Закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014)// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 16.05.2015)..

Б) Ограничения, действующие в условиях применения специфических правовых режимов. Например, в условиях предусмотренного статьей 56 Конституции РФ конституционно-правового режима чрезвычайного положения, для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения свободы массовой информации с указанием пределов и срока их действия.

Кроме того, статьёй 12 п. “б” Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. №3-ФКЗ “О чрезвычайном положении”О чрезвычайном положении: Федеральный Конституционный Закон от 30.05.2001г. №3-ФКЗ (ред. 12.03.2014) //Правовая система Консультант Плюс(дата обращения16.05.2015). вводится ограничение свободы печати и других средств массовой информации путём введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка её осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов.

Таким образом, к газете “Русское Забайкалье” были применены меры ограничения свободы массовой информации, поскольку в указанном номере данной газеты распространялись экстремистские материалы, чем была нарушена статья 4 Закона о СМИ . В соответствии со ст.8 ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” к газете была применена санкция в форме вынесения предупреждения и изъятия нереализованной части её тиража. В данном случае свобода массовой информации была ограничена для защиты конституционного строя и обеспечения безопасности общества.

Ст. 4 Закона о СМИ (Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации) знает три вида злоупотреблений свободой массовой информации:

  • а) использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний;
  • б) пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • в) использование в СМИ скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей О средствах массовой информации: Федеральный Закон от 27.12.1991 N 2124-1. //СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 13.05.2015)..

Отдельные специальные субъекты правового института свободы массовой информации наделяются конституционно-правовыми иммунитетами. К примеру, в статье 51 Конституции РФ предусмотрена (в порядке, определённом федеральным законом) возможность наделения конкретных лиц так называемым “свидетельским иммунитетом” — освобождением от обязанности давать свидетельские показания. Для журналистов и редакций средств массовой информации данный правовой иммунитет получил закрепление ещё в “доконституционном” Законе РФ от 27.12.1991 года “О средствах массовой информации” (ст. 41; п. 4 ч. 1 ст. 49) в части сохранения конфиденциальности журналистской, редакционной информации и её источника.

Ни Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ни Гражданский процессуальный кодекс не включили в свои конструкции института свидетельского иммунитета ни журналиста, ни иного представителя редакции СМИ.

Так что в случае, если, например, журналист или иной сотрудник редакции будет привлечён к участию в деле в качестве свидетеля в рамках уголовного или гражданского судопроизводства и откажется указать источник интересующей суд информации, то отнюдь не исключено применение к нему меры уголовной ответственности по статье 308 Уголовного кодекса РФ за отказ от дачи показаний. Кроме того, отказ раскрыть источник информации может быть квалифицирован и как проявление неуважения к суду.

Наличие подобных законодательных коллизий может создать достаточно серьёзные проблемы в исполнении российскими журналистами одного из самых значимых принципов своей профессии — сохранение в тайне источника информации.

На сегодняшний день становится особенно актуальной проблема

урегулирования отношений защиты чести, достоинства и деловой репутации в связи с публикациями СМИ.

Таким образом, гражданин воспользовался правом на опровержение сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, это право закреплено в ст. 152 ГК РФ . Ответчик по данному делу понёс ответственность, выраженную в форме возмещения морального вреда, предусмотренного ст. 62 Закона о СМИ. Размер возмещаемого морального вреда был определён судом. Действующее российское законодательство не устанавливает для детей каких-либо ограничений в доступе к информации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29)Конституция Российской Федерации, 1993г. (в редакции от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 16.05.2015).

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Злоупотребление свободой массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Это интересно:  Лицензия на оказание услуг связи

Злоупотребление правами журналиста либо несоблюдение обязанностей журналиста влечет уголовную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К таким нарушениям относятся:

  • * учреждение средства массовой информации через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытая уступка лицензии, уклонение от уплаты регистрационного сбора или неправомерного получения льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;
  • * незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонение от перерегистрации, а также предъявление при регистрации не предусмотренных Законом «О средствах массовой информации» требований;
  • * воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;
  • * незаконное распространение продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), незаконное коммерческое распространение, вещание без лицензии либо с нарушением лицензионных условий.
  • * нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;
  • * нарушение порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;
  • * создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм. Могут быть обжалованы в суд следующие действия:
  • * отказ в регистрации средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные действия регистрирующего органа;
  • * решение комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии на вещание:
  • * отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений требований ст. 40 указанного Закона;
  • * отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста. Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Злоупотребление свободой массовой информации

Злоупотребления свободой массовой информации [при проведении агитации] — Злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда… … Словарь юридических понятий

Злоупотребление свободой средств массовой информации — использование средств массовой информации в противоправных целях и формах. Законодательством закрепляется обязанность государства обеспечивать гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Свобода массовой информации — Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

ЗАПРЕТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ АГИТАЦИИ — положение избирательного закона, содержащее предписание (запрет) о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации. Законом запрещаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную,… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Отмена регистрации кандидата (аннулирование списка кандидатов) — мера публично правовой ответственности по избирательному праву кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков за нарушения законодательства о выборах. Применение санкции избирательного права в виде отмены регистрации кандидата… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Цензура в Интернете — Интернет цензура – это контроль или запрещение материалов, которые кто либо может публиковать в Интернете или скачивать из него. Интернет цензура имеет ту же юридическую основу, что и цензура печати. Основное же ее отличие заключается в том … Энциклопедия ньюсмейкеров

НПА:Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:Раздел II — (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

Ответственность в информационной сфере — Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Дисциплинарная ответственность наступает за противоправные действия, совершаемые субъектами… … Большой юридический словарь

Свобода слова в России — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, vuzlit.ru, dic.academic.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector