+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Налоговый мониторинг плюсы и минусы

Иными словами, если заявление подано в 2015 году (до 1 июля), то период мониторинга – 2016 год. Соответственно, начнет процедуру инспекция 1 января 2016 года. А закончит – 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть, 1 октября 2017 года.

Содержание

Процесс налогового мониторинга

Собственно, процесс налогового мониторинга происходит в он-лайн режиме в течение всего периода его проведения. Контролеры проводят мониторинг на территории налоговых инспекций (а не налогоплательщика) на основании имеющихся у них:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Также в ходе мониторинга проверяющие вправе запросить у организации дополнительные документы (например, регистры налогового и бухгалтерского учета), информацию, пояснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Эти документы (информацию, пояснения) нужно представить в инспекцию в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования контролеров.

Проверяя документы (информацию, пояснения), инспекторы могут выявить:

  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
  • несоответствия сведений, поданных организацией, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

Об обнаруженных противоречиях и несоответствиях налоговики сообщат компании. И потребуют представить необходимые пояснения (в течение пяти дней), либо внести соответствующие исправления (в течение 10 дней).

Налоговый мониторинг особенности

Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица.

Налоговый контроль особенности

Если организация подаст заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решит отказаться от такой формы контроля, то сообщить об этом в инспекцию нужно письменно. То есть придется отозвать заявление в письменном виде. Это следует сделать до того, как инспекторы примут свое решение о мониторинге (п.
3 ст. 105.27

НК РФ). Если же решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Получаем положительное решение…

Принять решение о проведении налогового мониторинга налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором подано заявление. То есть, например, если заявление представлено до 1 июля 2015 года, инспекция примет решение не позднее 1 ноября 2015 года. В течение пяти дней после этого она направит налогоплательщику это решение в письменном виде.

…или отказ

Впрочем, в проведении налогового мониторинга могут и отказать. Отказ инспекция также направит в письменном виде (Приложение 7 к приказу ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184).

Такой отказ должен быть мотивированным. То есть, отказаться проводить налоговый мониторинг в отношении той или иной компании инспекция может только в трех случаях.

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Основание – п. 4, 5 и 6 ст. 105.27 НК РФ.

Период налогового мониторинга

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором подано заявление (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Получив уведомление, руководство компании в течение 1 месяца сообщает о своем согласии (несогласии) с позицией ФНС, являющейся официальной. Описанный выше порядок описан в НК – ст. 105.31.

Основные плюсы и минусы налогового мониторинга

В процессе становления НМ возможны недочеты и ошибки. Уже сейчас можно отметить положительные и отрицательные моменты мониторинга:

Процедура налогового мониторинга Преимущества Проблемы Возможность увильнуть от выездной проверки налоговиков, выступающей серьезным стрессовым фактором для работников компании Наличие отсылочных норм в тексте закона.

Документы, обязательные для предоставления компанией, заявление об осуществлении НМ, регулируются актами ФНС, поэтому наделены меньшей значимостью по сравнению с законом.

Менеджмент компании получает возможность планировать бизнесовые сделки, учитывая позиции налоговиков, которые согласованы заранее с помощью ММ.

Законом позволяется исправить выявленные оплошности. Финансовые специалисты подают уточненную декларацию и уплачивают доначисленный налог без денежных затрат на уплату штрафов и пени

Раскрытие организацией информации, которую не должны знать конкуренты При присутствии реальных налоговых рисков компания вправе предварительно обратиться за ММ. Это позволяет провести налоговый учет, опираясь на позиции НС ММ можно получить только после совершения сделки.

Мотивированное мнение налогового органа

^К началу страницы

Мотивированное мнение дает возможность налогоплательщикам получить позицию налогового органа по вопросу правильности отражения сделок и их результатов с точки зрения законодательства о налогах и сборах (п.1 статьи 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение бывает 2-х видов:

  • по запросу организации — в случае, если у нее есть не урегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства (п.4 статьи 105.30 НК РФ);
  • по инициативе налогового органа — в случае, если установлен факт, свидетельствующий о нарушении налогового законодательства (п.3 статьи 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение направляется организации:

  • по запросу организации – в течение 1 месяца со дня получения такого запроса (срок может быть продлен на 1 месяц для истребования дополнительных документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения (п.5 статьи 105.30 НК РФ);
  • по инициативе налогового органа — в течение 5 дней со дня его составления, но не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (п.3 статьи 105.30 НК РФ).

Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг (п. 4.2 статьи 105.30 НК РФ)

В течение 1 месяца со дня его получения мотивированного мнения организации необходимо направить в налоговый орган согласие с мотивированным мнением с документами, подтверждающими выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии), или разногласия на это мотивированное мнение (п.6 статьи 105.30 НК РФ).

Взаимосогласительная процедура

В случае несогласия организации с мотивированным мнением, составленным налоговым органом, в ФНС России проводится в взаимосогласительная процедура. (п.1 ст. 105.31 НК РФ).

Налоговый мониторинг и особенности его осуществления

Кто может претендовать на налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – процедура добровольная, но не для всех желающих. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных компаниях с большими объемами налоговых платежей.

Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. Таких критериев три, они определены п. 3 ст. 105.26 НК РФ. То есть, обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга компания вправе, если одновременно выполняются следующие условия:

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн.

С 1 января 2016 года появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Применение этой формы контроля возможно только у крупнейших организаций при соблюдении ряда условий по добровольному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа. По данным ФНС РФ, в текущем году это 21 организация.

Особенности применения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг заключается в том, что организация предоставляет доступ налоговому органу к своему учету и налоговики контролируют в режиме реального времени налоговый учет организации.
Но при этом в случае обнаружения ошибки они обязаны сообщить об этом организации.

Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • общая сумма всех налогов составляет не менее 300 млн руб.;
  • доход за год не менее 3 млрд руб.;
  • активы на 31 декабря не менее 3 млрд руб.

Все эти данные учитываются за год, предшествующий году подачи заявления.

Решение о применении этой формы налогового контроля принимается организациями добровольно. Кроме соответствия критериям, необходимо подать заявление до 1 июля и необходимо, чтобы налоговый орган принял решение о применении мониторинга.

Если организация решила подавать заявление о налоговом мониторинге, то выбора налога, который будут мониторить налоговики, не предоставлено – проверяться будут все налоги, которые должна платить организация (п. 1 Письма ФНС России от 30.05.2016 N ЕД-4-15/9597@).

Мониторинг проводится за календарный год, но длится с 1 января по 1 октября следующего года (п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

При этом организация должна выполнить большую работу и сообщить налоговому органу, каким образом будет передаваться значительный объем информации, систему внутреннего контроля, а также порядок отражения в регистрах учета доходов и расходов.

Все это должно быть указано в регламенте взаимодействия. Приказом от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ утверждены формы документов, которые используются при налоговом мониторинге, в числе которых и формы запросов, и форма регламента взаимодействия – что должно быть указано.

Проведение налогового мониторинга

Контролируется деятельность организации без выезда налоговиков, они находятся на своем рабочем месте и дистанционно имеют возможность получать информацию. Самый существенный положительный момент для организации – не проводятся камеральные и выездные проверки, за небольшим исключением (п.

1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать пояснения при выявлении противоречий. Если в результате анализа информации и документов налоговый орган решит, что организация допустила ошибки, то он обязан вынести мотивированное мнение. Организация в случае согласия с позицией налогового органа вносит корректировки в учет и отчетность (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

В случае несогласия направляет разногласия, затем проводится взаимосогласительная процедура (ст. 105.31 НК РФ).

Также сделать запрос мотивированного мнения налогового органа можно по инициативе налогоплательщика. В общем-то, налоговый орган обязан ответить любой организации на письменный запрос согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, но конкретные хозяйственные операции, как правило, не рассматриваются. А при налоговом мониторинге запрашивается позиция налогового органа в отношении конкретного договора, при этом не только по заключенным сделкам, но и по планируемым (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), с приложением документов. Обязанностями налогового органа являются рассмотрение запроса и вынесение мотивированного мнения в течение месяца.

С 1 января 2015 г. налогоплательщикам, отвечающим установленным в законе критериям (величина стоимости активов, сумма доходов и размер подлежащих уплате налогов за год — критерии см. в таблице), предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля — налоговый мониторинг. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ, в соответствии с которым часть первая Налогового кодекса РФ дополняется разд. V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».

Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками.

Ее предметом выступает проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Отличительной особенностью налогового мониторинга является то, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета (абз. 1, 2 п. 6 ст. 105.26 НК РФ). То есть инспекция в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Основные преимущества перехода к процедуре налогового мониторинга следующие.

1. По общему правилу за период проведения налогового мониторинга инспекция не вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Это позволит сократить количество мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщика.

Однако в некоторых случаях проводить камеральные и выездные налоговые проверки инспекция все же сможет.

В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер.

Все требуемые документы, информацию и пояснения организация может представить в инспекцию следующими способами:

  • передать в инспекцию лично или через представителя;
  • направить по почте заказным письмом;
  • передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • передать их в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если организация не имеет возможности представить требуемые бумаги в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения запроса от инспекции, она уведомляет об этом контролеров письменно. При этом нужно указать:

  • причины, по которым документы (информация, пояснения) не могут быть предоставлены;
  • срок, в течение которого они будут представлены.

На основании этого уведомления инспекция может:

  • либо продлить сроки представления документов (информации, пояснений);
  • либо вынести решение об отказе в продлении сроков.

В рамках налогового мониторинга проверяющие не вправе требовать бумаги, которые уже были представлены ранее в виде заверенных копий.

Все это следует из ст. 105.29 НК РФ.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Свою позицию по вопросам правильности расчета и уплаты налогов в рамках налогового мониторинга инспекторы отражают в специальном документе – мотивированном мнении налогового органа. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Этот документ направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Инспекция может составлять мотивированное мнение либо по собственной инициативе, либо по инициативе организации (п. 2 ст.

Документы, обязательные для предоставления компанией, заявление об осуществлении НМ, регулируются актами ФНС, поэтому наделены меньшей значимостью по сравнению с законом. Из-за этого существует большая вероятность зарождения споров относительно содержания актов и использования их на практикеМенеджмент компании получает возможность планировать бизнесовые сделки, учитывая позиции налоговиков, которые согласованы заранее с помощью ММ.

Законом позволяется исправить выявленные оплошности. Финансовые специалисты подают уточненную декларацию и уплачивают доначисленный налог без денежных затрат на уплату штрафов и пени

Раскрытие организацией информации, которую не должны знать конкуренты При присутствии реальных налоговых рисков компания вправе предварительно обратиться за ММ. Это позволяет провести налоговый учет, опираясь на позиции НС ММ можно получить только после совершения сделки. Для уточнения позиции заблаговременно (чтобы оценить возможные риски) приходится прибегать к помощи консультантов или обращаться за разъяснениями в Минфин

Организация может и в процессе НМ встречать проверку. К примеру, не выполняется ММ, или необходимо уточнить сумму возмещения из бюджета предъявленного налога.

Основания для отказа в мониторинге

Заявление от компании об осуществлении НМ рассматривается до 01 ноября. К этому времени руководитель налоговой инспекции принимает одно из возможных заключений:

  1. Проводить мониторинг.
  2. Отказать в его реализации.

Негативный вывод формируется не спонтанно. Он нуждается в мотивации. В частности, причинами отказа в НМ выступают:

  • пакет документов предъявлен компанией не в полном объеме;
  • нарушение условий, прописанных в НК (ст.

Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ.

Также возможно освобождение от налоговой ответственности в случае действия налогоплательщика в полном соответствии с официальной позицией налоговых органов.

В-третьих, в отношении периода, за который проводится мониторинг, организация по общему правилу избавляется от камеральных и выездных налоговых проверок. В- четвертых, к особенностям осуществления налогового мониторинга также можно отнести то обстоятельство, что при его проведении налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам. В пятых, проведение налогового контроля в форме налогового мониторинга носит добровольный характер. В шестых, главным преимуществом горизонтального мониторинга для государства является то, что значительно уменьшается риск применения бизнесом различных схем ухода от налогов.

О. Н. Полякова отмечает, что в случае проведения мониторинга налоговые органы преследуют свои цели: более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Также данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве [4, с. 5].

Подготовка к налоговому мониторингу Для того, чтобы инспекция могла приступить к налоговому мониторингу с 1 января 2016 года, организация должна:

  • подать соответствующее заявление;
  • получить решение налоговой инспекции о налоговом мониторинге.

Подаем заявление

Подать заявление о проведении налогового мониторинга нужно не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 3 к приказу).

К заявлению о проведении мониторинга прилагают:

    информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов. Бланки для указания таких сведений есть в Приложении к заявлению о проведении налогового мониторинга (см.

приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184);

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 2 к приказу). В нем отражают собственно порядок предоставления инспекции необходимых для налогового мониторинга документов в электронной форме, либо доступа к информационным системам организации, в которых содержатся такие сведения. Также в регламенте указывается порядок ознакомления контролеров с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, здесь отражается порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля компании;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором подается заявление о мониторинге.
  • Такие правила установлены п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 НК РФ.
    Первоочередной целью является повышение качества проведения налогового контроля благодаря прозрачности и прогнозируемости взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, созданию доверительных отношений. Налоговый мониторинг также позволит сократить объем и частоту проведения иных мероприятий налогового контроля и, как следствие, минимизировать вмешательство налоговых органов в текущую деятельность налогоплательщиков и сократить издержки налоговых органов, связанные с проведением налоговых проверок. Наконец, предупреждение рисковых операций в связи с возможностью проведения консультаций налогоплательщиков и налоговых органов приведет к уменьшению количества совершаемых налоговых правонарушений и разрешению налоговых споров в досудебном порядке

    Метод налогового мониторинга должен быть направлен на дальнейшее доверительное взаимоотношение налоговых органов и налогоплательщиков, на новый уровень общения с налогоплательщиками. Несомненно, применение налогового мониторинга как формы налогового контроля будет способствовать совершенствованию налоговой системы Российской Федерации в целом, а также создаст условия для сокращения споров с налоговыми органами, отдавая предпочтение досудебному урегулированию разногласий.

    1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // — справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. — [М., 2015]. — Электрон.текст. дан. — Послед.обновление 01.01.2016;
    2. С. Ремчуков «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2015, № 7, С. 3;
    3. Н. А. Саттарова «Горизонтальный мониторинг как фактор эффективности налогового администрирования» // «Финансовое право», 2014, № 10 С. 3;
    4. О. Н. Полякова «Новый вид взаимодействия с налогоплательщиками: налоговый мониторинг» // «Налоговая проверка», 2015, № 1. С. 4;
    5. А. Ю.

    О налоговом мониторинге

    Статьи по теме

    С 1 января 2015 года в России была введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, реализация нововведений началась в 2016 году.

    Новые правила регулируются разд. V.2 НК РФ. На данном этапе можно определить наиболее существенные аспекты налогового мониторинга, которые позволят компаниям определиться с тем, стоит ли применять данную форму налогового контроля.

    Остались вопросы по налогам? Ответ найдется в Системе Юрист

    Недостатки и достоинства налогового мониторинга

    Перед тем, как сделать налоговый мониторинг повсеместным, в ряде компаний с 2012 г. проводились эксперименты по пробному внедрению налогового мониторинга. При этом сформировалась точка зрения, что внедрение налогового мониторинга повысит трудозатраты налогоплательщиков, связанные с предоставлением большого объема документов в налоговый орган, спровоцирует диктат налогового органа посредством принятия мотивированных мнений (с преобладанием исключительно фискального подхода налогового органа), а также ограничение налоговой приватности (чрезмерное раскрытие информации).

    В то же время, ряд специалистов полагает, что внедрение налогового мониторинга даст положительный эффект как для налогоплательщиков, так и для государства. Для налогоплательщиков мониторинг создает прозрачность в обмен на освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок. Кроме того, такая форма контроля позволяет оперативно разрешать различные неопределенности и споры, а также заранее согласовать свою позицию с налоговым органом. Для государства же налоговый мониторинг влечет повышение качества взаимодействия налогоплательщика и налогового органа, сокращение издержек, повышение качества налогового администрирования.

    Представляется, что упомянутое увеличение трудозатрат в денежном выражении меньше, чем экономический эффект от внедрения налогового мониторинга. У налогового органа не может быть иного подхода, кроме как исключительно фискального. И, наконец, в эру обмена налоговой информацией соответствующими органами большинства стран мира, значительного сокращения офшорных юрисдикций, проведения корреляции между реальным собственником (бенефициарным владельцем) и его доходами, призывы к налоговой приватности не совсем корректны. Важно отметить, что переход к налоговому мониторингу — это добровольное решение организации.

    Принципы налогового мониторинга

    Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организацию (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. Налоговый или «горизонтальный» мониторинг основан на трех основных принципах.

    Взаимное доверие

    Реализация данного принципа в рамках налогового мониторинга переводит отношения налогового органа и налогоплательщика из режима проверок (фактически конфликтного) в состояние сотрудничества. Предполагается, что по ходу налогового мониторинга взаимное доверие налогового органа и налогоплательщика будет укрепляться. Очевидно, что налоговый орган лояльнее относится к организации, которая занимается налоговой оптимизацией в рамках закона. Если же организация использует любую возможность, в том числе, и сомнительную, для уменьшения суммы уплачиваемых налогов, то и отношение к ней со стороны инспекторов будет более жестким. И наоборот, постоянное взаимодействие с налоговым органом позволяет налогоплательщику больше доверять решениям государственного органа, более спокойно и уважительно относиться к решениям его сотрудников (поскольку налогоплательщик знает, что выводы налогового органа основаны на глубоком знании инспектором специфики деятельности и актуальных документов налогоплательщика).

    Взаимное понимание

    Так, инспектор налоговой службы, осуществляя фактически в режиме реального времени мониторинг компании, получает более полное и подробное представление о деятельности налогоплательщика, его контрагентах, совершаемых сделках и их целях. Это позволяет объективно и адресно реагировать на отчетность налогоплательщика.

    Используя институт мотивированного мнения, налогоплательщик может заранее узнать позицию налогового органа. Равно как и налоговый орган осведомлен о позиции налогоплательщика.

    По прежней практике налогоплательщик обычно узнавал позицию налогового органа из акта по результатам проверки, а более подробно в суде, и наоборот, налоговый орган видел контрдоводы налогоплательщика из соответствующих жалоб организаций. Взаимное понимание в рамках налогового мониторинга означает, что обмен мнениями и позициями по спорному вопросу происходят в формате: запрос налогоплательщика на мотивированное мнение — мотивированное мнение налогового органа.

    Прозрачность

    Налогоплательщик более открыт для налогового органа, поскольку предоставляет большое количество документов в режиме реального времени.

    Безусловно, для компании-налогоплательщика, которая оптимизирует налоги на грани закона, и в документах которой есть то, что не совсем соответствует налоговой отчетности, налоговый мониторинг не подходит.

    Перспективы налогового мониторинга

    Можно тезисно обозначить, чем налоговый мониторинг ценен для государства. Он дает:

    • повышение качества налогового администрирования;
    • улучшение инвестиционной привлекательности страны;
    • сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек;
    • выявление пробелов и коллизий в налоговом законодательстве.

    Для налогоплательщика ценность налогового мониторинга состоит в следующем:

    • минимизация налоговых рисков (освобождение от уплаты пеней и штрафов, освобождение от налоговой ответственности);
    • оперативное разрешение спорных вопросов с налоговой (использование мотивированных мнений);
    • сокращение судебных расходов (меньше споров — ниже затраты).

    Краткий анализ принципов и ценностей налогового мониторинга позволяет сделать вывод, что данная форма налогового контроля — в целом, позитивное явление. Но следует сделать оговорки.

    1. Не исключено, что нормы разд. V.2 НК РФ будут меняться, совершенствоваться в процессе их применения.
    2. Данная форма налогового контроля интересна компаниям, которые тратят существенные ресурсы на формирование и функционирование системы внутреннего контроля, заботятся об эффективном планировании расходов, добиваются прозрачности бизнеса, а значит, повышают свою инвестиционную привлекательность. Напротив, налоговый мониторинг совсем не подходит для организаций, которым все указанное чуждо, как и для тех, кто снижает налоговую нагрузку способами, находящимися на грани закона.
    3. Удастся ли воплотить в жизнь принципы налогового мониторинга так, чтобы этот институт стал ценен одновременно для налогоплательщиков и государства, покажет время.

    Налоговый мониторинг

    Эта добровольная форма контроля за правильностью начисления и уплаты налоговых сборов в России появилась в 2015 году, после того, как соответствующий закон был подписан президентом. Такая проверка имеет цель обеспечить прозрачность налоговых отчислений и быстро урегулировать конфликтные ситуации с налоговой службой. В нашей статье мы поговорим о том, каким образом осуществляется налоговый мониторинг и какие организации могут на него рассчитывать. Также обсудим нюансы этой процедуры.

    Кто может на это рассчитывать

    Регулирует данное мероприятие Федеральный закон № 347. Согласно этому документу, на мониторинг могут претендовать компании, которые соответствуют следующим критериям:

    • Налоговые выплаты за календарный год должны превышать сумму в триста миллионов рублей.
    • Годовой доход у фирмы должен быть минимум 3 миллиарда рублей.
    • Общая сумма активов на последний день года – не меньше 3 миллиардов рублей.

    Только компании, которые соответствуют всем вышеперечисленным критериям, могут подавать заявку на прохождение такой проверки. До 1 июля каждого года компания может написать соответствующее заявление в налоговую службу. Если заявление одобряется налоговиками, то они начинают мероприятие с 1 января следующего года и заканчивают 1 октября еще через год, когда станут известны все результаты. Получается, что на мониторинг уходит 22 месяца. Подавать заявление следует в местное отделение налоговой службы.

    Как проводится

    Существует установленный порядок проведения мониторинга, он закреплен в ст. 105.29 НК РФ. Причем проверка может проводиться даже без выезда инспектора налоговой службы на предприятие. Сотрудник налоговой использует документы, которые были поданы организацией, а также сведения, которыми располагает ФНС. Компания предоставляет документы на бумажных носителях либо в электронном виде. В бумажном виде подаются заверенные копии документации.

    Важно раскрыть налоговой инспекции все данные своего текущего бухгалтерского учета и информацию по всем заключенным сделкам и контрактам. По мере проведения проверки налоговый орган может запросить дополнительные бумаги, кроме тех, что уже были предоставлены компанией. Сведения, которые содержатся в отчетности организации, проходят тщательную сверку с теми сведениями, которые имеются у налоговой службы. Если выявляются какие-то несоответствия, можно попытаться их объяснить. Все несогласия разбираются совместно представителями компании и налоговой службы.

    Как проводится

    Есть характерные черты налогового мониторинга организации:

    • Только организации могут попасть под такую проверку.
    • Проводится проверка после подачи в налоговую заявления и его одобрения.
    • Мониторинг похож на камеральную проверку, и он осуществляется по месту нахождения налоговой службы.
    • Подать заявление нужно не позже 1 июля, иначе придется ждать до следующего года.
    • До того, как налоговики одобрили заявление, его можно отозвать.
    • Мониторинг может быть закончен раньше намеченного срока.
    • В конце проверки налоговая выносит свое мотивированное мнение.
    • Все разногласия решаются совместными усилиями налоговых инспекторов и представителей компании.

    Плюсы и минусы

    Контроль в форме налогового мониторинга имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести прекращение выездных проверок налоговых инспекторов, меньший шанс получить штрафы и повышение инвестиционной привлекательности компании. Также после проведения мероприятия руководству предприятия будет открыт доступ к экспертизе, которую провели сотрудники ФНС. Если же говорить о недостатках мониторинга, можно назвать только обязанность исполнить предписание налоговиков.

    И в заключение

    Сегодня многие крупные организации, которые попадают под критерии для проведения налогового мониторинга, спешат воспользоваться таким правом. Ведь у данной проверки больше плюсов, чем минусов. Самое главное, чтобы компания знала порядок проведения такой проверки, требования НК РФ в этой области и умела взаимодействовать с представителями налоговой службы.

    Налоговый мониторинг: правила и преимущества

    С 1 января 2015 года действует новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Компания, которая решила подвергнуться этой процедуре со следующего года, должна подать в налоговую инспекцию заявление о ее проведении не позднее 1 июля текущего года. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Основное преимущество налогового мониторинга в том, что он избавляет организации от выездных и камеральных налоговых проверок. Однако претендовать на него могут не все компании…

    Кто может претендовать на налоговый мониторинг

    2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

    То есть, если, например, компания подает заявление в 2015 году, сумма всех ее доходов по данным бухучета за 2014 год, должна быть не менее 3 млрд. руб.;

    3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

    То есть, подавая заявление в 2015 году, нужно проверить стоимость активов (товаров, материалов, основных средств и т.п.) по балансу за 2014 год. Она должна быть не менее 3 млрд. руб.

    Если хотя бы одно из перечисленных требований не соблюдается, претендовать на проведение налогового мониторинга организация не сможет.

    Преимущества налогового мониторинга …

    При этом организация добровольно, в режиме реального времени, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это и позволяет ревизорам контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. А организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

    Это следует из положений раздела V.2, ст. 88, 89 НК РФ.

    …действуют не всегда

    Так, камеральную проверку декларации инспекторы проведут в одном из следующих случаев:

    • если компания представит налоговую декларацию (расчет) по какому-либо налогу позже 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;
    • если организация подаст декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
    • если компания подаст уточненную декларацию по какому-либо налогу, в которой отразит уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка, по сравнению с ранее представленной декларацией;
    • при досрочном прекращении налогового мониторинга.

    Это установлено п. 1.1 ст. 88 НК РФ.

    Выездная проверка в отношении организации за период, когда действовал налоговый мониторинг, может быть проведена:

    • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
    • если организация подаст уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразит в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной декларацией;
    • если компания не выполнит указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
    • если выездную проверку решит провести вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг.

    Об этом сказано в п.5.1 ст. 89 НК РФ.

    Подготовка к налоговому мониторингу

    • подать соответствующее заявление;
    • получить решение налоговой инспекции о налоговом мониторинге.

    Подаем заявление

    Подать заявление о проведении налогового мониторинга нужно не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 3 к приказу).

    К заявлению о проведении мониторинга прилагают:

    • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов. Бланки для указания таких сведений есть в Приложении к заявлению о проведении налогового мониторинга (см. приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184);
    • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 2 к приказу). В нем отражают собственно порядок предоставления инспекции необходимых для налогового мониторинга документов в электронной форме, либо доступа к информационным системам организации, в которых содержатся такие сведения. Также в регламенте указывается порядок ознакомления контролеров с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, здесь отражается порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля компании;
    • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором подается заявление о мониторинге.

    Такие правила установлены п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 НК РФ.

    Если организация подаст заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решит отказаться от такой формы контроля, то сообщить об этом в инспекцию нужно письменно. То есть придется отозвать заявление в письменном виде. Это следует сделать до того, как инспекторы примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если же решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

    Получаем положительное решение…

    Принять решение о проведении налогового мониторинга налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором подано заявление. То есть, например, если заявление представлено до 1 июля 2015 года, инспекция примет решение не позднее 1 ноября 2015 года. В течение пяти дней после этого она направит налогоплательщику это решение в письменном виде. Его форма утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 6 к приказу).

    …или отказ

    Впрочем, в проведении налогового мониторинга могут и отказать. Отказ инспекция также направит в письменном виде (Приложение 7 к приказу ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184).

    Такой отказ должен быть мотивированным. То есть, отказаться проводить налоговый мониторинг в отношении той или иной компании инспекция может только в трех случаях. А именно:

    • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
    • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
    • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

    Основание – п. 4, 5 и 6 ст. 105.27 НК РФ.

    Период налогового мониторинга

    Процесс налогового мониторинга

    • деклараций (расчетов) по налогам;
    • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
    • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

    Также в ходе мониторинга проверяющие вправе запросить у организации дополнительные документы (например, регистры налогового и бухгалтерского учета), информацию, пояснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Эти документы (информацию, пояснения) нужно представить в инспекцию в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования контролеров.

    Проверяя документы (информацию, пояснения), инспекторы могут выявить:

    • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
    • несоответствия сведений, поданных организацией, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

    Об обнаруженных противоречиях и несоответствиях налоговики сообщат компании. И потребуют представить необходимые пояснения (в течение пяти дней), либо внести соответствующие исправления (в течение 10 дней).

    Все требуемые документы, информацию и пояснения организация может представить в инспекцию следующими способами:

    • передать в инспекцию лично или через представителя;
    • направить по почте заказным письмом;
    • передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
    • передать их в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

    Если организация не имеет возможности представить требуемые бумаги в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения запроса от инспекции, она уведомляет об этом контролеров письменно. При этом нужно указать:

    • причины, по которым документы (информация, пояснения) не могут быть предоставлены;
    • срок, в течение которого они будут представлены.

    На основании этого уведомления инспекция может:

    • либо продлить сроки представления документов (информации, пояснений);
    • либо вынести решение об отказе в продлении сроков.

    В рамках налогового мониторинга проверяющие не вправе требовать бумаги, которые уже были представлены ранее в виде заверенных копий.

    Все это следует из ст. 105.29 НК РФ.

    Мотивированное мнение налоговой инспекции

    Инспекция может составлять мотивированное мнение либо по собственной инициативе, либо по инициативе организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

    Мотивированное мнение по инициативе налоговой инспекции составляется в случае, если в процессе мониторинга установлен факт неправильного исчисления (удержания) или несвоевременной либо неполной уплаты налога (сбора). Его направляют компании в течение пяти дней со дня составления. Такой документ должен быть составлен не позднее, чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга. Получается, например, что мотивированное мнение по итогам мониторинга за 2016 год инспекторы должны составить не позднее 1 июля 2017 года.

    Если у организации есть сомнения в том, правильно ли она рассчитала и заплатила налог, имеются неясности по вопросам отражения того или иного факта хозяйственной жизни, она вправе сама обратиться в инспекцию за мотивированным мнением. Для этого в инспекцию направляют письменный запрос. Делают это не позднее 1 июля года, следующего за периодом, который охвачен налоговым мониторингом (в частности, по мониторингу за 2016 год – не позднее 1 июля 2017 года). В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. В нем контролеры выразят свою позицию по ситуации из запроса.

    Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока компанию уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

    Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо нет.

    Если компания согласилась с выводами и предложениями инспекции, то она должна сообщить контролерам об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения в инспекцию направляют соответствующее уведомление. К нему прикладывают документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

    Если же фирма придерживается иной точки зрения и не следует рекомендациям налоговиков, в инспекцию представляют письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

    Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании полученных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

    Такие правила установлены ст. 105.30 НК РФ.

    Взаимосогласительная процедура

    Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

    О своем решении ФНС России сообщит компании. То есть направит ей уведомление:

    • либо об изменении мотивированного мнения;
    • либо об оставлении мотивированного мнения без изменений.

    Такое уведомление организации выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

    Получив этот документ, фирма в течение одного месяца должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией ФНС России или нет.

    Такой порядок предусмотрен ст. 105.31 НК РФ.

    Когда налоговый мониторинг могут прервать

    Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг, не дожидаясь окончания проверяемого периода (то есть, посреди года), если произойдет одно из следующих событий:

    • организация нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг станет невозможным;
    • в ходе информационного обмена компания представит недостоверные сведения;
    • фирма систематически (два раза или более) отказывает инспекции в представлении необходимых документов (информации, пояснений).

    О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят организацию в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

    Основание – ст. 105.28 НК РФ.

    Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

    Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

    Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

    Статья написана по материалам сайтов: www.law.ru, zhazhda.biz, www.klerk.ru.

    »

    Это интересно:  Сведения о контрагентах налоговая служба
    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector