+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Избирательное право и избирательный процесс в рф

Избирательное право и избирательное законодательство

Понятие, принципы, система избирательного права России

Понятие и виды избирательных систем.

Избирательный процесс: понятие и стадии.

Правовой статус субъектов избирательного процесса.

Система избирательных комиссий в РФ.

Назначение выборов как стадия избирательного процесса.

Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.

Условие и порядок проведения предвыборной агитации.

Порядок голосования на выборах.

Подсчет голосов и установление результатов выборов, их опубликование.

Избирательные споры: понятие, классификация, причины возникновения.

Порядок разрешения избирательных споров.

Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды.

Избирательное право и избирательное законодательство.

Понятие, принципы, система избирательного права России

Термин «избирательное право» обычно употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право − это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований.

Такие нормы могут содержаться в указах президента, в постановлениях правительства, в решениях конституционных судов, касающихся тех или иных вопросов избирательного права, в актах центральных избирательных комиссий и других органов, возглавляющих проведение выборов (например, в актах верховных избирательных трибуналов в ряде стран Латинской Америки). Более подробно мы рассмотрим источники избирательного права в отдельной теме учебного пособия.

В субъективном смысле избирательное право − это гарантированное конкретному гра­жданину право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местно­го самоуправления. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства (иностранцы в стране проживания, как правило, не голосуют), определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье). Но бывают и другие условия, которые будут рассмотрены ниже.

Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвязаны. Во-первых, объективное избирательное право есть нормативная форма бытия субъек­тивных избирательных прав. В этом качестве объективное право выступает нормативным источником избирательных прав граждан. Во-вторых, в нормах объективного пра­ва устанавливаются модели правового поведения (правомерного и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений.

В-третьих, объективное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок их осуществления. В-четвертых, в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан (в частно­сти, меры юридической ответственности). В-пятых, объективное избирательное право служит официальным критерием законности поведения субъектов избирательных пра­воотношений.

Таким образом, избирательное право есть совокупность юридических норм, закрепляющих гарантированные государством конституционные права граждан изби­рать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Согласно ст. 32 Конституции РФ «Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В данном контексте различают активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право − это право избирать. Оно напрямую зависит от достижения лицом установленного законом возраста. Это право реализуется путем го­лосования гражданина на выборах, референдумах либо во время кампании по отзыву избранного лица. Важнейшей предпосылкой его реализации является включение гражданина в список избирателей.

В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения выборов в округе, в котором расположено данное место жительства, не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Пассивное избирательное право − это право гражданина быть избранным в ор­ганы государственной власти и местного самоуправления. Пассивное избирательное право имеет более сложный правовой режим и в отличие от активного избирательного права, характеризующегося режимом наибольшего электорального благоприятствования, более ограничительный характер, который в основном связан с возрастными критериями и в некоторых случаях с дополнительными ограничениями. При этом ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку его проживания на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Определение избирательного права можно свести в результате к системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Система избирательного права включает общую и особенную части. Критерием их разграничения служит масштаб действия образующих их норм. Соответственно, общая часть объединяет нормы избирательного права, имеющие универсальное значение и распространяющие свое влияние на осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, независимо от вида и уровня его реализации. Что же касается особенной части, то она охватывает правила, предусматривающие специфические требования, касающиеся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых имеет обязательное значение только при проведении конкретных видов выборов.

В свою очередь и общая, и особенная части избирательного права включают отдельные правовые институты, под которыми можно понимать совокупность норм избирательного права, регулирующих обособленные в рамках единого предмета правового регулирования группы тяготеющих друг к другу отношений, связанных с реализацией избирательных прав граждан.

Исходя из этого, общая часть российского избирательного права включает принципы избирательного права, субъекты избирательного права, финансовое обеспечение выборов, избирательный процесс, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование действий и решений, нарушающих избирательные права граждан, ответственность за нарушение избирательного законодательства. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления. Каждый из этих институтов характеризуется достаточно сложным составом, представлен, как правило, весьма обширным набором подинститутов и нередко проявляется вовне через правовые предписания различной отраслевой принадлежности.

При этом следует учитывать, что система избирательного права еще не устоялась, находится в стадии активного становления, вследствие чего претерпевает заметные изменения, отражающиеся на появлении новых образующих ее элементов и наполнении традиционных разделов содержанием, отвечающим современным потребностям формирования выборных демократических институтов.

Все принципы избирательного права условно могут быть систематизированы, прежде всего, на принципы организации и проведения выборов и принципы участия российских граждан в выборах.

Принципы организации и проведения выборов:

1. Принцип обязательности выборов (ст. 9 ФЗ) означает, что выборы являются импера­тивным и единственным легитимным способом формирования представительных и ис­полнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это интересно:  Код подразделения в паспорте справочник

2. Принцип периодичности выборов (ст.9 ФЗ) связан с временными рамками полномо­чий органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что оче­редные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Согласно ст. 81 и ст. 96 Конституции России Президент и депутаты Государ­ственной Думы избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно.

3. Принцип альтернативности выборов заключается в следующем: если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо чис­ло зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кан­дидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий:

В противном случае закон предусматривает проведение голосования в одномандатном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре:

1) при повторном голосовании;

2) на выборах депутатов органов местного самоуправления (если это пре­дусмотрено законом субъекта Федерации). При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в выборах.

4. Территориальный принцип выборов связан с принципами прямых и рав­ных выборов и означает, что избиратели участвуют в выборах по месту жительства, то есть выборы проводятся по избирательным округам.

5. Принцип независимости органов, осуществляющих организацию и про­ведение выборов означает, что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы − избирательные комиссии, при подго­товке и проведении выборов в пределах своей компетенции не зависимые от органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии со ст. 21 и ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) и избирательные комиссии субъектов Федерации охарактеризованы в качестве государственных органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

6. Принцип контроля за ходом организации и проведения выборов. За хо­дом организации и проведения выборов осуществляется государственный, обществен­ный и международный контроль.

Государственный контроль, прежде всего, осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, избирательными комиссиями, органами внут­ренних дел.

Общественный контроль может осуществляться, например, посредством на­блюдателей.

Международный контроль осуществляется международными наблюдателями, которые в своей деятельности руководствуются методикой и основными принципами организации наблюдения за подготовкой и проведением выборов, рекомендованными Советом Европы.

7. Принцип ответственности за нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах включает правовые средства, конкретизирующие содержание из­бирательных прав и предусмотренные нормами уголовного, административного и гра­жданского законодательства, а также законодательства о выборах.

Принципы участия российских граждан в выборах:

1. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, языка, соци­ального и имущественного положения, профессии, образова­ния, конфессии, политических убеждений имеют право голо­са и могут быть избраны.

Принцип всеобщности предполагает законодательные ог­раничения − избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право ограничивают: активное или пас­сивное.

В ст. 19 Конституции РФ содержится перечень оснований, по которым не могут ограничиваться права и свободы личности, т.е. те, которые не могут выступать и в ка­честве избирательных цензов. К ним относятся признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

1. Ценз гражданства. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Однако это правило не все­гда действует на местном уровне. Федеральный закон «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ч. 10 ст. 4 закрепляет, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Кроме того, закон предусматривает ограничения избирательных прав в отношении граждан РФ.

Так, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане:

− признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Недееспособным признается гражданин, который вслед­ствие психического расстройства не может понимать значе­ния своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Такое признание возможно только в судебном порядке. Над таким гражданином устанавливается опека, причем опекун не впра­ве от его имени осуществлять избирательное право. Ограничение дееспособности, устанавливаемое решени­ем суда вследствие злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, если лицо ставит семью в тяжелое материальное положение, не влечет за со­бой лишение избирательного права (как активного, так и пас­сивного).

− граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

− осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

− осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

− подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

2. Ценз оседлости. Обладание гражданством отнюдь не означает безусловного предоставления избирательных прав. Одним из наиболее древних цензов, применяемых в избира­тельной практике, является так на­зываемый ценз оседлости, означающий срок, необходимый для того, чтобы лицо могло быть включено в списки избирателей либо зарегистрировано в качестве кандидата.

В Конституции Российской Федерации установлено един­ственное ограничение по этому признаку − кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Во всех остальных случаях ценз оседлости устанавливать запрещено.

3. Возрастной ценз. В России для обладания активным избирательным правом необходимо достичь 18 лет.

Минимальный возраст кандидата на выборах в законода­тельные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации − 21 год; на выборах в органы местного самоуправления − 21 год. Кроме того, Кон­ституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст. 81) − 35 лет, для депутатов Госу­дарственной Думы − 21 год (ст. 97). Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещено ус­танавливать максимальный возраст кандидатов.

Это интересно:  Информация как объект гражданских правоотношений

4. Ценз несо­вместимости. Он заключается в том, что не подлежит избра­нию лицо, занимающее определенную должность (если оно на­мерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также не вправе занимать иные государственные или муниципальные должности, в том числе и выборные.

2. Равное избирательное право. Этот принцип предполагает, во-первых, равную для всех возможность воздействовать на результаты выборов: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Во-вторых, равные условия претен­дентов на выборные посты участвовать в избирательной кам­пании.

3. Прямое избирательное право. Избиратель голосует непосредственно «за» или «против» кандидатов либо списка кандидатов. При прямых выборах воп­рос об избрании решают сами граждане.

В Российской Федерации все органы государственной вла­сти (федеральный уровень и уровень субъектов Федерации) избираются непосредственно.

4. Тайное голосование. Этот принцип состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц, чем исключается возможность контроля за его волеизъявлением.

5. Добровольность. Принцип добровольности означает, что именно избира­тель сознательно принимает решение о своем участии в изби­рательном процессе. Органы государственной власти и местно­го самоуправления, другие лица не вправе принуждать изби­рателей к участию или неучастию в выборах. Это называется свободным вотумом избирателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Один из кандидатов в депутаты Государственной Думы поместил в местной газете объявление о том, что в случае его победы на выборах избиратели станут участниками лотереи. Выигрыши — легковые автомобили и квартиры.

Законны ли такие методы проведения агитации ?

2. Депутат Государственной Думы Л. был выдвинут кандидатом от политической партии «Единая Россия» в Государственный Совет Республики Татарстан — республиканский парламент. Республиканская избирательная комиссия в г. Казани отказалась регистрировать этого кандидата, поскольку он проживал не в Татарстане, а в г. Москве. Депутат обжаловал отказ в Центральную избирательную комиссию РФ, мотивируя это тем, что прописан в г. Казани и не имеет даже временной регистрации в городе Москве, а в случае его избрания депутатом Государственного Совета Республики Татарстан сложит свои депутатские полномочия в Государственной Думе.

Как должна решить данный вопрос Центральная избирательная комиссия РФ?

3. Члена участковой избирательной комиссии В-ского района г. Екатеринбурга С. выдвинули кандидатом в депутаты областной Думы по П-скому избирательному округу.

Должен ли С. выйти из состава В-ской участковой избирательной комиссии?

4. Группа граждан Республики Ингушетия обратилась с жалобой в ЦИК РФ о нарушении их избирательных прав: они не смогли участвовать в выборах парламента Ингушетии, поскольку временно не проживали на территории этой республики.

Обоснована ли жалоба? Дайте ответ, сославшись на нормы федерального законодательства.

5. После проведения выборов в Т-скую городскую Думу выяснилось, что один из кандидатов, прошедший по результатам голосования в депутаты городской Думы, использовал для предвыборной агитации средства русско-итальянского предприятия.

При каких условиях допускается использование средств иностранных предприятий в предвыборной кампании? Обоснуйте свой ответ, сославшись на нормы федерального законодательства.

6. В конституции одной из республик в составе Российской Федерации предусмотрено, что с целью обеспечения межнационального согласия в республике должности главы республики, председателя правительства республики одновременно не могут замещать лица одной национальности. К. обратилась в суд с жалобой о признании указанной части конституции республики незаконной, поскольку она противоречит Конституции РФ, Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ограничивает реализацию избирательного права.

Дайте правовую оценку приведенной норме конституции республики.

7. С. обратился в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты законодательного собрания области четвертого созыва. В своем заявлении С. указывал, что он был выдвинут кандидатом в депутаты законодательного собрания области четвертого созыва от избирательного объединения «Региональное отделение политической партии в области» и представил в окружную комиссию все документы, необходимые для принятия решения о его регистрации.

Суд, рассмотрев материалы дела, решил, что оснований для отказа в регистрации не было, поскольку нарушений закона при его выдвижении не допущено, решение комиссии нарушает его конституционное право быть избранным в органы государственной власти. Данное решение суд вынес уже после того, как состоялись выборы.

Повлияет ли решение суда на результаты выборов? Возможно ли отменить итоги голосования в связи с выяснением обстоятельств нарушения права кандидата в депутаты избирать и быть избранным? Дайте правовую оценку ситуации.

Ролевая игра по теме «Выборы Президента РФ»

Одним из перспективных подходов в организации семинарского занятия представляется проведение ролевых игр.

Ролевая игра — эффективная форма закрепления полученных знаний и развития умения применять их в определенных ситуациях.

Ролевая игра состоит из следующих этапов: подготовительный, проведение игры и подведение итогов.

Подготовительный этап предполагает выбор и распределение тем выступлений студентов и их самостоятельную подготовку к занятию. Для подготовки могут быть использованы не только нормативные правовые акты, но и судебная практика.

  • • Председатель ЦИК РФ (один студент) — готовит доклад о конституционно-правовых принципах избирательных прав граждан;
  • • кандидаты в Президенты РФ (четыре студента). Темы докладов: 1) Конституционно-правовой статус кандидата в Президенты РФ — выдвиженца от политической партии; 2) Конституционно-правовой статус кандидата-самовыдвиженца; 3) Конституционно-правовой статус зарегистрированного кандидата в Президенты РФ; 4) Конституционно-правовой статус незарегистрированного кандидата в Президенты РФ;
  • • представители избирательных комиссий (19 студентов). Темы докладов. 1. Порядок назначения выборов Президента РФ.
  • 2. Порядок назначения выборов в случае несвоевременного назначения управомоченными органами даты выборов Президента РФ.
  • 3. Конституционно-правовой статус Центральной избирательной комиссии. 4. Конституционно-правовой статус избирательной комиссии субъекта РФ. 5. Конституционно-правовой статус территориальной избирательной комиссии. 6. Конституционноправовой статус участковой избирательной комиссии. 7. Порядок составления списков избирателей и внесения в них изменений.
  • 8. Порядок подсчета голосов и оглашения результатов выборов.
  • 9. Особенности проведения выборов на территориях посольств (консульств) за пределами территории России. 10. Особенности проведения выборов на территориях следственных изоляторов. 11. Особенности проведения выборов на территориях воинских частей. 12. Особенности проведения выборов на территориях больниц. 13. Особенности проведения выборов в районах Крайнего Севера. 14. Особенности проведения выборов на космических летательных аппаратах. 15. Особенности проведения выборов на боевых кораблях и подводных лодках, находящихся в плавании. 16. Конституционно-правовые основы информационного обеспечения проведения выборов. 17. Конституционно-правовой статус независимых наблюдателей. 18. Особенности голосования по открепительному удостоверению. 19. Порядок обжалования нарушенных избирательных прав граждан.
Это интересно:  Правильное оформление даты в документе

Распределив темы докладов между участниками игры, им дается задание подготовить выступление не более чем на пять минут.

Студенты-помощники заранее готовят урну для голосования, бюллетени, осуществляют подсчет голосов в конце игры. В бюллетень включаются все студенты группы.

Проведение игры (осуществляется при поддержке помощников (четыре студента)).

  • 1. Устанавливается урна для голосования, помощниками раздаются бюллетени.
  • 2. Выступают участники.
  • 3. Голосуют только за одного студента, подготовившего, на взгляд голосующего, интересный и качественный доклад.

Задача преподавателя — оценивать качество подготовленных выступлений и следить за соблюдением времени выступлений. При этом очень важно исключить превращение ролевой игры в зачитывание докладов. Студент должен выделить главные и проблемные моменты в своем выступлении.

С учетом итогов голосования преподаватель выставляет две оценки: одну исходя из того, как проголосовали студенты, другую, оценивая самостоятельно выступления и участие в семинарском занятии студентов.

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”».

Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Авдеенкова, М. Принципы избирательного права / М. Авдеен- кова, Ю. Дмитриев // Право и жизнь. — М., 2000. — № 28.

Веденеев, В. И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты / В. И. Веденеев, В. И. Лысенко // Государство и право. — 1997. — № 8.

Веденеев, В. И. Политика и федеральные выборы. (К вопросу о взаимоотношениях между властью и правом.) / В. И. Веденеев, В. И. Лысенко // Государство и право. — 1995. — № 2.

Вешняков, А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. — М„ 1997.

Выдрин, И. В. Институт общественных наблюдателей за выборами органов власти // Государство и право. — М., 1996. — № 6.

Дмитриев, Ю. А. Избирательное право : учебник / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. — М.: Юстицинформ, 2008.

Ефремова, Н. Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. — 1998. — № 3.

Зиновьев, А. В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. — 1995. — № 1.

Зражевская, Т. Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации // Право и власть. — 2001. — № 1.

Иванченко, А. В. Деятельность избирательных комиссий субъектов РФ по реализации и защите избирательных прав граждан // Государство и право. — 1998. — № 9.

Иванченко, А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. — М., 1996.

Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992—1999) / отв. ред. В. А. Вишняков. — М., 2000.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учебник для вузов / С. А. Авакьян [и др.] ; отв. ред. А. В. Иванченко. — М., 1999.

Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995—2000 гг.) : в 2 т. / отв. ред. О. Ю. Вельяшев. — М., 2001.

Князев, С.Д. Принципы современного российского избирательного права // Государство и право. — 2000. — № 5.

Колюшин, Е. И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. — М. : ИНФРА-М : Норма, 2010.

Кудинов, О. И. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России: теории, методы, технологии, практика. — Калининград, 2000.

Лапаева, В. В. Выборы в Государственную Думу 1995 г.: проблемы совершенствования законодательства // Государство и право. — 1996. — № 9.

Лысенко, В. И. Некоторые проблемы развития российского избирательного права // Государство и право. — 1995. — № 8.

Матейкович, М. С. Проблемы правового регулирования выборов в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ // Государство и право. — 1998. — № 7.

Нудненко, Л. А. Новеллы Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 6.

Туманова, Л. В. Вопросы защиты избирательного права. — Тверь, 2001.

Чиркин, В. Е. Какая избирательная система нужна России // Общественные науки и современность. — 2000. — № 2.

Шатилов, А. Региональные выборы. Особенности технологии и характер предпочтения / А. Шатилов, В. Нечаев // Свободная мысль. — 1997. — № 6.

Образовательный портал — все для студента юриста.

V-5. Избирательное право РФ.

1. Понятие избирательного права.

Избирательное право, в объективном смысле — это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в при осуществлении избирательного процесса.

Избирательное право, в субъективном смысле — это возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Активное избирательное право — это субъективное право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти.

Пассивное избирательное право — это субъективное право граждан быть избранными в органы государственной власти.

2. Принципы избирательного права.

Принципы избирательного права Российской Федерации:

— Всеобщее избирательное право

— Прямое избирательное право

— Равное избирательное право

— При тайном голосовании

— Добровольность участия в выборах

— Гласность при осуществлении избирательного процесса

3. Понятие избирательной системы.

Избирательная система — это совокупность общественных и государственных институтов, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

4. Виды избирательных систем.

Виды избирательных систем:

1) Мажоритарная избирательная система:

— Избирательная система относительного большинства

— Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2) Пропорциональная избирательная система

5. Понятие избирательного процесса.

Избирательный процесс — это совокупность избирательный процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

6. Понятие стадий избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса — это определенные этапы реализации избирательных процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

7. Стадии избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса:

— образование избирательных округов и избирательных участков

— создание избирательных комиссий разных уровней

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, allstatepravo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector