+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Юридическая экспертиза нормативно правовых актов

Содержание

Правовая экспертиза НПА субъектов Федерации дополнительно осуществляется на федеральном уровне.

Юридическая экспертиза правовых актов субъектов РФ осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

Главам органов исполнительной власти субъектов РФ обеспечить направление в Министерство юстиции РФ копий правовых актов в 10-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются законы и иные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ. Не подлежат юридической экспертизе правовые акты, не имеющие нормативного характера, а также принятые министерствами, ведомствами, управлениями, отделами и иными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Министерство юстиции РФ. При необходимости этот срок может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц.

An error occurred.

В случаях, требующих сложной научной экспертизы, МЮ вправе привлекать к экспертизе на безвозмездной основе Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

По результатам проведения юридической экспертизы составляются: мотивированное заключение, в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ и федеральным законам, или справка, если таких нарушений не обнаружено.

В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

В Уральском федеральном округе в 2000 году было проведена юридическая экспертиза 67 соглашений между федеральными территориальными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий. Из них 48 были признаны незаконными.

По результатам проведения юридической экспертизы руководителем департамента по согласованию с заместителем Министра по направлению деятельности решается вопрос о целесообразности подготовки проекта запроса в Конституционный Суд РФ для внесения его Правительством РФ или проекта указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Федерации в случае противоречия этого акта Конституции РФ и федеральным законам.

Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Не являясь ОГВ, ОМСУ не могут сами присваивать себе функцию правотворчества, т.к. это важнейшая государственная функция. Лишь государство или отдельные его органы могут санкционировать создание ОМСУ правовых норм, порождающих юридические права и обязанности.

При этом возможны три способа санкционирования правотворческой деятельности :

а) органы самоуправления по своей инициативе разрабатывают нормы, которые приобретают юридический характер по предваритель­ной санкции государства;

б) органы государства утверждают разработанные органами само­управления нормативные акты;

в) государство создает общие (типовые) нормы (в форме рекомен­даций); органы самоуправления их детализирует применительно к кон­кретным условиям и представляют на утверждение (или регистрацию) соответствующему государственному органу.

В каждом из этих случаев государство определяет круг вопросов, решения по которым становятся нормативно-правовыми, а также воз­можный характер таких юридических решений.

Важнейшим правовым актом, разрабатываемым ОМСУ и регистрируемым ОГВ, является Устав МО. Государство осуществляет правовой контроль правотворчества ОМСУ при регистрации Уставов МО. В соответствии с Зако­ном СО «О порядке государственной регистрации уставов муни­ципальных образований в СО» от 21 июня 1996 г. устав муниципального образования направляется для ре­гистрации в Главное управление юстиции Саратовской области в двухнедельный срок после принятия представительным органом МСУ или референдумом. Устав муниципального образования регистрируется Министерством юстиции администрации Саратовской области в месячный срок с момента поступления текста устава и соответствующих документов.

По результатам рассмотрения принимается решение: 1) о государственной регистрации устава; 2) об отказе в государственной регистрации устава.

Мотивированный отказ в государственной регистрации устава муниципального образования доводится в письменном виде до соответствующего органа МСУ не позднее 30 дней, начиная с даты поступления всех документов на регистрацию. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования может быть обжалован органами МСУ в судебном порядке в течение 30 дней, начиная с даты получения извещения о мотивированном отказе.

Федеральный закон «Об общих» устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции РФ, законам РФ.

Разработка устава МО, а также других местных документов осуществляется обычно исполнительным ОМСУ. Правовое обеспечение исполнительных органов осуществляется правовыми отделами местных администраций. Так, в администрации г. Саратова существует отдел правового обеспечения. Основными задачами данного отдела являются: проверка соответствия требованиям законодательства проектов документов правового характера, разрабатываемых администрацией города; подготовка положений об изменении, приостановлении или отмене ПА администрации г. Саратова или районов города в случаях, если они противоречат действующему законодательству; консультирование работников администрации по правовым вопросам; организация кодификации систематизированного учета и хранения НА.

Методическую и иную поддержку правотворческой деятельности ОМСУ может оказывать также Министерство юстиции СО.

Значительная часть правовых актов по вопросам МСУ принимается ОГВ субъектов РФ, в которых могут содержаться Положения, ущемляющие, или ограничивающие права МСУ. Помимо органов прокуратуры, которые осу­ществляют надзор за исполнением законов органами государст­венной власти субъектов РФ, важную функ­цию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. На Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, в том числе и по вопросам МСУ.

В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юсти­ции РФ представляет мотивированное заклю­чение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам МСУ в Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ. Совет является консультативным органом при Президенте РФ. Его возглавляет Председатель Правитель­ства РФ. В состав Совета по местному само­управлению при Президенте РФ входят ру­ководители органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов МСУ, предста­вители союзов и ассоциаций МСУ.

К основным задачам Совета относятся, в частности, подготов­ка для Президента РФ рекомендаций по осу­ществлению и корректировке государственной политики в облас­ти МСУ, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ в ходе осуществления реформы МСУ и т.д.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

экспертиза нпа

Наши услуги

Правовая экспертиза документов

Правовая экспертиза документов – исследование и анализ документов на соответствие их содержания и формы действующему законодательству.

Правовая экспертиза позволит выявить юридические ошибки документов, возможные риски и обеспечить их предупреждение, разрешить спорные моменты при заключении договоров, выявить их ничтожные или оспоримые условия. В случае выявления юридических ошибок, наши эксперты предложат решение для их устранения или варианты, обеспечивающие минимизацию рисков во избежание наступления негативных последствий.

Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского проводит правовую экспертизу:

  • любых видов договоров, дополнительных соглашений, актов, протоколов разногласий к ним;
  • учредительных документов юридических лиц;
  • внутренних распорядительных документов, локальных нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, стандартных форм и т.д.);
  • обязывающих документов государственных органов и организаций (предписаний, постановлений, предупреждений, уведомлений и т.д.)
  • процессуальных документов (исковых заявлений, судебных жалоб, возражений, отзывов и т.д.)
  • любых других документов для целей применения их на территории Российской Федерации.

При судебном разбирательстве правовую экспертизу рекомендуется проводить в случаях, если, например, разрешения требуют вопросы выполнения сторонами обязательств по договору, при выстраивании более эффективной линии защиты интересов или при решении вопроса о назначении судебной экспертизы, определении ее вида, постановки вопросов, в других случаях, когда необходимо оценить процессуальные риски и возможности сторон.

Правовая экспертиза документов включает в себя следующие этапы:

  1. Изучение положений документа на предмет выявления положений, нарушающих требования законодательства.
  2. Оценка содержания текста документа (в том числе, анализ наличия существенных условий, необходимых для его юридической силы во избежание признания недействительным в будущем, наличия ссылок на законодательство и др.).
  3. Оценка правильности оформления с точки зрения юридической техники (в том числе, анализ наличия необходимых реквизитов документа, правильной структуры, чёткого и грамотного изложения, поиск адресов учреждений и др.).
  4. Оценка возможных рисков для Заказчика (клиента) (выявление «опасных» условий договора, в том числе выявляются обстоятельства, ухудшающие положение организации по сравнению с положением её контрагента и т.д.).
  5. Выработка рекомендаций по минимизации потерь, внесению необходимых поправок в текст документа.

Вопросы (примерные и не исчерпывающие), на которые правовая экспертиза может дать ответ:

  1. Правильно ли составлен исследуемый документ, какие риски он может повлечь при его применении?
  2. Соответствует ли исследуемый документ требованиям действующего законодательства?
  3. Каков риск признания исследуемого документа недействительным?
  4. Какие ошибки допущены при составлении исследуемого документа?
  5. Какие дополнительные документы или коррективы исследуемого документа надо подготовить для того, чтобы учесть интересы сторон?
  6. Какие пункты следует исключить из исследуемого документа?
  7. Каков юридический смысл данного пункта исследуемого документа?
  8. Какие обязанности на самом деле ложатся на сторону, подписывающую договор, в результате выполнения данного пункта договора?
  9. Необходима ли дополнительная детализация каких-либо частей исследуемого документа?
  10. Однозначно ли толкование данного пункта исследуемого документа?
  11. Как следует переформулировать пункт документа, чтобы ликвидировать юридическую неоднозначность его толкования?
  12. Содержит ли ошибки или неточности конкретный пункт (пункты) исследуемого документа ?
  13. Является ли лицо, завизировавшее документ, уполномоченным для подписания подобных документов.
  14. Содержит ли исследуемый документ положения, ухудшающие положение одной из сторон по отношению к другой стороне?
  15. Может ли исследуемый документ в случае подписания повлечь за собой незапланированные расходы заказчика исследования (например, непредвиденные им налоговые отчисления)?

Правовая экспертиза юридической чистоты документа – основа успешной деятельности.

В Межрегиональном бюро судебных экспертиз им. Сикорского правовая экспертиза проводится признанными экспертами в области права, имеющими большой и успешный опыт в проведении подобного рода исследований, опыт законотворческой, так правоприменительной практической работы, практикующими юристами, адвокатами, имеющими ученые звания и научные степени (к.ю.н., д.ю.н.), занимающимися научной деятельностью.

Это интересно:  Справка о содержании правоустанавливающих документов

Правовая экспертиза является превентивной мерой, именно в этом случае ее результаты могут быть наиболее эффективно использованы в хозяйственной деятельности. Для проведения независимой правовой экспертизы документов достаточно предоставить копии исследуемых документов и сформулировать перед специалистом задачу.

Результатом правовой экспертизы является письменное Заключение, содержащее анализ представленных документов, исследовательскую часть, выводы и предлагаемые решения.

Документы для проведения экспертизы можно предоставить любым удобным способом: лично, по почте либо в электронном виде по e-mail.

Стоимость услуг и сроки обсуждаются индивидуально в зависимости от объема работы и её направленности.

Наши эксперты – юристы помогут Вам при решении возникающих вопросов.

Стоимость правовой экспертизы документов от 10 000 руб.

Методика проведения экспертизы региональных правовых актов

Аверьянова Н.Н., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Экспертиза региональных правовых актов проводится на предмет соответствия их нормативного содержания положениям Конституции РФ и федеральных законов, а также на соответствие нормативного документа правилам законотворческой техники. Экспертом-юристом в рамках правовой экспертизы может быть поставлен вопрос о целесообразности и необходимости его действия в рамках существующего правового поля.

Таким образом, перед лицом, осуществляющим проведение правовой экспертизы региональных нормативных актов (экспертом), ставится цель: исследовать региональный правовой акт (закон субъекта РФ или подзаконный акт) на предмет соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству. При этом целью правовой экспертизы не может выступать исследование политической и экономической целесообразности принятия документа.

При исследовании правового акта необходимо пользоваться его официальным текстом, т.е. опубликованным в официальных источниках. Так, официальными источниками для федерального законодательства на сегодняшний день выступают: Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Парламентская газета». В каждом регионе также существуют официальные издания, в которых публикуются региональные нормативные акты. Например, «Вестник мэра и правительства Москвы», «Ведомости Московской городской думы». В последнее время очень популярными стали электронные правовые системы «Гарант», «Консультант», «Кодекс». Однако на неофициальные издания не может распространяться презумпция их полного соответствия оригиналу акта. Поэтому эксперту следует сличать эти издания с официальными источниками.

Начинать проведение правовой экспертизы необходимо с исследования правовых оснований принятия того или иного регионального нормативного акта.

Ст. 72 Конституции РФ определяет те направления деятельности государства, по которым Российская Федерация и субъекты наделяются полномочиями по совместному ведению. Одним из направлений такой деятельности является правовое регулирование отдельных сторон жизнедеятельности общества, т.е. правотворчество по определенным отраслям законодательства. Это означает, что субъекты Российской Федерации обладают правом формировать собственную нормативную правовую базу по тем направлениям деятельности, которые предусмотрены в указанной статье Конституции РФ. Кроме того, ст. 73 Конституции РФ устанавливает положение о том, что у субъектов РФ имеется собственная компетенция — сфера ведения (например, установление государственного языка и др.).

Таким образом, начинать правовую экспертизу регионального нормативного акта необходимо с определения той отрасли законодательства, к которой относится исследуемый правовой акт. Например, Закон г. Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» . В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат — это предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Следовательно, принятие названного регионального акта законодательным органом субъекта РФ правомочно.

Вестник мэра и правительства Москвы. 12.05.2006.

Юридическая экспертиза правовых актов субъектов рф проводится

Экспертизу правовых актов целесообразно проводить постатейно. То есть необходимо исследовать все положения документа, делая выводы об их соответствии или противоречии Конституции РФ и федеральному законодательству.

При этом эксперт должен четко представлять себе иерархию нормативных актов как федерального (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства), так и регионального уровня (Основной Закон субъектов РФ (Конституция, устав), закон субъекта РФ, подзаконные акты органов исполнительной власти субъекта РФ).

В случае же обнаружения коллизий, т.е. противоречий в законодательстве, эксперт для своего заключения должен применять правила разрешения коллизий, опираясь на положения ст. 76 Конституции РФ. Такие правила в общем виде можно сформулировать таким образом:

  1. приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой;
  2. приоритет специальной нормы перед общей;
  3. приоритет нормы, принятой позднее.

Также следует помнить, что не могут противоречить федеральному законодательству лишь те нормативные акты, которые принимаются по предметам совместного ведения. Те же нормативные акты (стоит отметить, что их количество в общей массе регионального законодательства минимально), которые приняты субъектами РФ по вопросам собственного ведения, т.е. в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, имеют приоритет перед федеральным законодательством. И их правовая экспертиза проводится на предмет соответствия Основному Закону субъекта РФ .

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что некоторые действующие нормативные акты субъектов РФ принимались в отсутствие федерального законодательства, регулирующего сходные общественные отношения . Так, показательным примером является земельное законодательство, которое субъекты РФ активно формировали в отсутствие базового федерального земельного законодательства, и в частности Земельного кодекса РФ. В настоящее время исследование такого рода регионального законодательства особенно актуально, так как оно далеко не все приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Интервью с В.М. Платоновым, председателем Московской городской Думы // Законодательство. 2002. N 12.

Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 21.10.2003. N 10.

Немаловажной частью экспертизы является определение соответствия формы и содержания правового акта правилам нормотворческой техники. Законодательная техника — это система правил и приемов наиболее рациональной организации и логической последовательности формулирования законов и подзаконных актов в соответствии с их сущностью и содержанием .

Керимов Д.А. Культура и техника правотворчества. М., 1991.

Такое исследование можно разделить на две части: содержательное и формальное, т.е. соответствие правилам законотворческой техники формы и содержания нормативного акта.

Итак, содержательное исследование регионального правового акта на предмет соответствия требованиям законотворческой техники также включает исследование текста его норм. Прежде всего стоит отметить, что региональный правовой акт не должен дублировать положения федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы имеют прямое действие на всей территории России. Поэтому дублирование их положений противоречит правилам законотворческой деятельности. Региональный правовой акт должен регулировать те отношения, которые носят особенный характер для их региона, но вместе с тем нельзя преступить такую тонкую грань, как противоречие с федеральным законодательством.

Поэтому региональное правотворчество — дело наиболее трудное, так как качество регионального правового акта зависит от показателей, связанных во многом с федеральным законодательством.

В настоящее время бичом российского регионального законодательства является не столько коллизионность его норм с нормами федерального законодательства, сколько его несовершенство с точки зрения соответствия правилам законодательной техники — ее содержательной части. Например, Областной закон Ленинградской области от 13 декабря 2001 г. N 66-ОЗ «О государственном регулировании земельных отношений в Ленинградской области» представляет собой копию ст. ст. 16 — 19 Земельного кодекса РФ. Поэтому хотя данный правовой акт и не противоречит федеральному законодательству, целесообразность действия данного документа должна быть поставлена экспертом под сомнение.

Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 20.02.2002. Вып. 13 (68).

Итак, как отмечалось, региональные правовые акты должны освещать те аспекты, входящие в предмет совместного или собственного ведения, которые либо не урегулированы федеральным законодательством, либо имеют существенные особенности по сравнению с федеральным аналогом. Однако в некоторых случаях само федеральное законодательство обязывает субъектов РФ урегулировать те или иные вопросы. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» субъекты должны установить цену земли, выкупаемой собственниками зданий, строений, сооружений, на ней расположенных.

Поэтому перед экспертом может быть поставлена задача определить также качество нормативной базы того или иного субъекта, регулирующего определенный круг общественных отношений. То есть исследовать его на предмет пробельности, определив, все ли аспекты определенного вида общественных отношений нашли правовое закрепление на территории субъекта РФ.

Помимо перечисленных выше к содержанию документа предъявляются также следующие требования, соблюдение которых эксперт должен оценить и в случае обнаружения недостатков указать на них. Так, требованиями к изложению содержания нормативного акта выступают: ясность и доступность языка, точность и определенность формулировок нормативного акта, логическая последовательность изложения материала, компактность изложения материала, раскрытие специальных терминов, отсутствие противоречий внутри одного нормативного акта и др.

К форме нормативного акта также предъявляются некоторые требования, на соблюдение которых эксперт должен обратить внимание: нормативный акт должен содержать обязательный набор реквизитов — наименование принявшего органа, место и дату принятия, номер документа. Должно уделять внимание и структуре документа: целесообразность разделения на главы, параграфы, статьи и др. На соответствие или несоответствие формы документа правилам законотворческой деятельности эксперт также акцентирует внимание.

Кроме того, эксперт может дать заключение по следующему вопросу: соответствует ли содержание акта его форме. Как известно, закон регулирует наиболее значимые общественные отношения, а подзаконный акт направлен на реализацию положений закона. Поэтому эксперт может сделать вывод о соответствии нормативного акта этим правилам и обязан сделать такой вывод в случае обнаружения несоответствия.

После постатейного исследования нормативного акта целесообразно подытожить сказанное и вынести резюме в целом по документу с изложением выявленных недостатков.

Юридическую Э. НПА и их проектов можно подразделить по уровню и ветвям государственной власти:

1. Федеральный уровень:

а) проведение экспертизы НПА КС РФ, объектами выступают:

— НПА ОГВ и нормативных договоров м/у ними;

— международные договора, не вступившие в силу.

При этом КС РФ проводит Э. только на предмет соответствия НПА КРФ.

б) юридическая экспертиза законопроектов Государственной Думой РФ.

в) Э. законопроектов Советом Федерации РФ.

г) юридическая Э., проводимая в Министерстве Юстиции РФ, объекты:

— проектов законодательных и иных НПА, вносимых ФОИВ на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

— НПА субъектов РФ на предмет их соответствия КРФ и федеральным законам;

д) юридическая Э. проектов НПА, проводимая в Министерствах РФ и Федеральных службах РФ на предмет выявления положений, способствующих распространению коррупции (пример МВД, ФССП, ФС по надзору в сфере образования и науки);

е) юридическая Э., проводимая в Общественной палате РФ, ее объекты:

— проекты законов субъекта РФ;

— проекты НПА органов исполнительной власти РФ;

— проекты правовых актов ОМС.

2. Региональный уровень.

а) юридическая Э., проводимая в Конституционных (уставных) судах субъекта РФ, на предмет соответствия НПА субъекта РФ Конституции (Уставу) данного субъекта;

б) юридическая Э., проводимая в законодательном органе субъекта РФ;

в) юридическая Э., проводимая в ОИВ субъекта РФ и в подразделениях ФОИВ по субъекту РФ.

3. Местный уровень.

— юридическая Э. НПА муниципальных образований в органах муниципального образования, вносимых в представительный орган МСУ в порядке правотворческой инициативы.

Виды юридической Э. НПА:

Это интересно:  Право граждан на судебную защиту

1) собственно правовая Э.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

– состоит в проверке соответствия НПА КРФ, ФЗ, иным вышестоящим нормативно-правовым актам.

2) технико-юридическая Э. – состоит в проверке соблюдения правил юридической техники (соответствие формы акта, четкость и определенность НПА, соблюдение общей и юридической культуры, рациональная структура акта, наличие реквизитов и т.п.).

3) лингвистическая Э. – заключается в оценке соответствия НПА нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.

4) финансово-экономическая Э. – состоит в оценке финансово-экономического обоснования к проектам НПА.

5) антикоррупционная Э. – заключается в анализе НПА на предмет выявления положений, способствующих развитию коррупции.

6) экологическая Э. – проводится в отношении проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду.

7) криминологическая Э. – состоит в оценке НПА, с целью выявления положений, могущих оказать воздействие на криминогенную обстановку.

8) научная Э. – проводится в целях обоснования целесообразности принятия НПА, для анализа соответствия научным разработкам и современным технологиям (в различных областях знаний) и др.

Правотворческие органы.

Правотворческие органы можно подразделить по ветвям власти:

— законодательные ОГВ (законотворчество, право законодательной инициативы – ч. 1 ст. 104 КРФ: ПРФ, СФ, ГД (их члены, депутаты), Правительство, законодательный (представит.) орган субъекта РФ, а также КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ – по вопросам их ведения);

— исполнительные ОГВ (подзаконное правотворчество + делегированное правотворчество – деятельность ОИВ, заключающаяся в принятии НПА по поручению Парламента для оперативного решения определенных вопросов);

— судебные ОГВ (КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ) – Постановления высших судов в целях создания единообразной практики применения норм права.

Также можно подразделить на:

— федеральные правотворческие ОГВ;

— должностные лица, обладающие правотворческими полномочиями (н-р, Президент РФ, федеральный министр, губернатор);

— правотворческие органы субъектов РФ;

— правотворческие органы на уровне муниципальных образований;

— правотворческие негосударственные органы;

корпоративные (локальные) правотворческие органы.

Компетенция правотворческих органов выражается на указанных выше этапах правотворческой деятельности.

Экспертиза – изучение специалистом (экспертом) или их группой вопросов, для решения которых требуются специальные познания в соответствующей области науки, техники с вынесением заключения.

В зависимости от использования отрасли знания при производстве экспертных исследований, различают планово-финансовую, химическую, товароведческую, криминалистическую, судебную Э. и др. Экспертные заключения используются органами здравоохранения и социального обеспечения, военкоматами, органами милиции, прокуратуры в целях определения трудоспособности работающих, пригодности к военной службе, причин смерти, характера телесных повреждений, психического состояния обвиняемого, подозреваемого.

Юридическая экспертиза подразделяется на две большие группы: судебная и внесудебная. Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебная Э. осуществляется в гражданском, уголовном, арбитражном процессе, а также в административном судопроизводстве. Правовой основой судебной Э. является ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31.05.2005 г., № 73-ФЗ, а также ГПК, УПК, АПК, КоАП РФ.

Пример Э. в гражданском процессе – Э. по спорам о недействительности сделок, Э. морального ущерба, по спорам о воспитании детей. Э. в уголовном процессе – Э. аффекта, Э. способности воспринимать события, давать показания. Могут проводиться Э. психологические, автотехнические, трасологические, видео-аудиозаписей, почерковедческие, биологические, бухгалтерские и др.

Э. также могут быть: первичные, повторные (в случае возникновения сомнений в правильности или обоснованности первоначального заключения эксперта либо наличия в нем противоречий) и дополнительные (в случае недостаточной ясности или неполноты первоначального заключения эксперта), а также комплексные (несколькими экспертами, которые работают в различных областях человеческих знаний) и комиссионные (группой экспертов, которые работают в одной области человеческих знаний).

Внесудебные юридические Э. проводятся на основании акта должностного лица. Так, например, согл. ст. 95 НК, при осуществлении налогового контроля, налоговых проверок может быть привлечен эксперт на основании постановления дл налогового органа, проводящего такую проверку.

Одним из видов Э. является юридическая Э. НПА. Она имеет место и на стадии правотворчества, и на стадии правоприменения.

Правовой базой юридической Э. НПА являются:

1. ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ.

2. ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ.

Субъекты, осуществляющие правовую экспертизу нормативных правовых актов

Постановление Правительства от 5.03.2003 г. № 196 «Об утверждении методики проведения Э. проектов НПА и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

4. Постановление ГД РФ от 22.01.1998 г. № 2134 «О регламенте ГД ФС РФ».

5. Постановление СФ РФ от 30.01.2002 г. № 33-СФ «О регламенте СФ ФС РФ».

6. Приказ Минюста от 29 октября 2003 г. N 278 «Об утверждении рекомендаций по проведению юридической Э. НПА субъектов РФ».

7. Приказ Генпрокуратуры от 2.10.2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью НПА ОГВ субъектов РФ и МСУ».

8. Закон ЗК от 18.12.2009 г. № 321-ЗЗК «О нормативных правовых актах ЗК».

9. Закон ЗК от 29.12.2008 г. № 110-ЗЗК «Об антикоррупционной Э. НПА и их проектов» и др.

Юридическая Э. НПА заключается в оценке их соответствия КРФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и правилам юридической техники, а также в выявлении норм, способствующих коррупционной деятельности и устранении их.

Правовая экспертиза и юридическая экспертиза

Правовая экспертиза, известная так же под названием юридической экспертизы, предназначена для проверки соответствия исследуемых документов текущему законодательству в той или иной области. Правовая экспертиза применяется в сложных случаях, когда необходимо установить легитимность юридических бумаг – договоров, уставов, приказов и пр. Эксперт в области юриспруденции может составить список вопросов, проясняющих содержание и специфику того или иного документа, подписываемого сторонами. Эксперт-юрист устанавливает перечень документов, необходимых для составления договора, а также содержание этих бумаг: приложений, актов, доверенностей, списков и перечней и так далее. Юридическая экспертиза проводится в следующих направлениях:

  • Установление конкретного нарушения того или иного законодательного акта в исследуемом документе.
  • Анализ отдельных пунктов договора, касающихся порядка расчетов, прав, обязанностей и ответственности заключающих договор сторон, порядка действий в случае наступления непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств и т.д.
  • Уровень детализации или расшифровки тех или иных положений договора или контракта.

Правовая экспертиза предназначена для проверки предоставленных документов на соответствие нормативным актам. Цель такой проверки заключается в выявлении разнообразных нарушений действующего законодательства, которые могут быть допущены по неосторожности, вследствие недостаточной компетентности лиц, подготавливающих бумаги, а также преднамеренно. На соответствие действующему законодательству могут быть исследованы, в том числе, муниципальные и региональные законодательные акты на предмет соответствия федеральному законодательству. Также анализируются приказы и постановления глав организаций – на предмет соблюдения прав и свобод сотрудников, обязанных выполнять положения приказов и постановлений. Юридическая экспертиза устанавливает соответствие следующим нормативным актам:

  • Федеральные законы.
  • Кодексы Российской Федерации (гражданский, уголовный, административный и др.).
  • Нормы и правила, утвержденные государственными органами, осуществляющими контроль в своей области.
  • Региональные и муниципальные законы.
  • Другие законы и подзаконные акты.

Правовая экспертиза может быть инициирована в ходе судебного разбирательства по вопросам выполнения сторонами обязательств по договору, если одна из сторон считает положения договора не соответствующими закону. Также подачу документ на экспертизу может заявить сотрудник (или группа сотрудников) какой-либо организации, считающий, что трудовые договоры, контракты или приказы их администрации нарушают положения действующего законодательства или непосредственно нарушают его конституционные права. К юридической экспертизе документов прибегают превентивно, для проверки договоров или контрактов перед заключением долгосрочной и дорогостоящей сделки. Это делается для того, чтобы впоследствии избежать судебных процессов относительно неочевидных и непрозрачных пунктов и положений подписываемых бумаг. Правовая экспертиза проводится для установления соответствия заключаемых сделок основам нравственности и правопорядка.

Во многих случаях юридическая экспертиза призвана разъяснять те или иные положения заключаемых договоров с целью обозначить завуалированный юридический смысл и так называемые подводные камни, которые может не заметить неискушенный в юриспруденции человек. Дело в том, что выражения обиходного языка и сходные юридические формулировки могут иметь совершенно разный смысл. Это связано со специфической трактовкой понятий в юриспруденции, равно как и в любой другой узкоспециальной области. Человек, не имеющий специальных юридических знаний, может извлечь из фразы договора иной смысл, отличный от того, который вложил в нее создатель документа. Кроме того, опытный юрист при подготовке договора может замаскировать невыгодные условия таким образом, что контрагент их просто не заметит. Чтобы не попасть в правовую кабалу, стоит прибегнуть к правовой экспертизе подписываемых договоров и контрактов.

Ситуации, в которых необходимо проведение правовой экспертизы

Правовая экспертиза может быть осуществлена в любой ситуации, которая, так или иначе, сопровождается оформлением документов – договоров, контрактов, приказов, положений или иных бумаг. Любой документ лучше проверить на правильность составления и соответствие текущему законодательству, если он вызывает сомнения у его составителей или у сторон, обязанных выполнять его положения. Чаще всего к юридической экспертизе прибегают в следующих ситуациях:

  • Если уже начато судебное разбирательство относительно выполнения сторонами обязательств по заключенному ими договору или контракту.
  • Если заказчику предстоит крупная сделка в области недвижимости. В этом случае эксперт-юрист может снизить риск потери крупных объемов средств, дать рекомендации по жилищному праву, проанализировать чистоту подготовленной сделки.
  • Перед заключением брачного договора. Эксперт может проверить соответствие договора законодательству и дать рекомендации по изменению некоторых пунктов или добавлению новых – для соблюдения интересов заказчика экспертизы.
  • При подготовке договора дарения имущества, договора ренты, а также завещания для определения соответствия готовящихся бумаг действующему законодательству.
  • При подписания договоров, касающихся услуг кредитования. При взятии большой суммы денег в кредит, перед подписанием договора на ипотечное кредитование, при займах на осуществление предпринимательской деятельности. В подобных случаях исследуется не только экономическая составляющая договора – легитимность начисления процентов и выполнения условий договора, но и соблюдение прав заемщика при наступлении особых условий – форс-мажорных, необходимости досрочного погашения, наступления банкротства заемщика или банкротства кредитора, и так далее.
  • Если необходимо дополнить договор дополнительными документами, регламентирующими нюансы взаимоотношений сторон или детализирующие обязанности и права сторон в особых случаях. К таким документам относятся разнообразные приложения к договору, акты и пр.
  • Если необходимо установить соответствие действий юридического лица ограничениям, жестко установленным учредительными документами.

Документы, которые необходимо предоставить для проведения юридической экспертизы

Поскольку юридическая экспертиза проводится непосредственно по бумагам, то для ее осуществления необходимо предоставить сами бумаги в любой удобной форме – в бумажном виде, на электронном цифровом носителе, прислать по электронной почте, предоставить копии, полученные сканированием или ксерокопированием оригинальных бумаг. Второе, что нужно сделать для того, чтобы запустить процедуру выполнения правовой экспертизы, это четко обозначить предмет ее проведения, то есть перечень вопросов, на которые должен ответить специалист. Должным образом сформулированные вопросы во многом способствуют получению наиболее релевантных запросу клиента выводов специалиста-эксперта.

Это интересно:  Правовые основы социальной защиты военнослужащих

Процедура проведения юридической экспертизы

Юридическая экспертиза проводится специалистом в области современного права, обладающего необходимыми знаниями и должным уровнем компетентности. Специалист в области юриспруденции должен владеть всеми необходимыми понятиями своей предметной области, ориентироваться в последних редакциях нормативных актов, грамотно оперировать вспомогательными документальными базами данных для грамотного осуществления своей экспертной деятельности. Правовая экспертиза, как правило, проводится по сложившейся методике и состоит из следующих этапов:

  1. Постановка задачи исследования. На этом этапе заказчиком исследования в сотрудничестве с экспертом формулируется список вопросов, на которые будет дан ответ, зафиксированный в экспертном заключении. Эксперт участвует в подготовке перечня вопросов для того, чтобы отсечь вопросы, находящиеся за пределами сферы его компетенции.
  2. Анализ правильности составления документа, предоставленного для исследования. Формальная правильность составления документа важна для оценки его права на существование в принципе. Дело в том, что неверно сформулированные договоры, контракты, или иные бумаги могут быть признанными недействительными из-за допущенных авторами ошибок.
  3. Анализ соответствия исследуемого документа действующим законодательным актам. Документы проверяются на наличие пунктов, прямо противоречащих действующему законодательству. В случае обнаружения положений, не соответствующих нормативным актам, выполнение сторонами своих обязательств по договору признается невозможным, а сам договор – недействительным.
  4. Исследование документа по конкретному запросу заказчика экспертизы – для выявления конкретных ошибок или нарушений, которые могли быть допущены составителями бумаг.
  5. Составление экспертного заключения. Экспертное заключение может быть предоставлено заказчику экспертизы устно – в виде особого мнения эксперта и некоторых рекомендаций по исправлению исследуемого документа. Также экспертное заключение составляется по запросу заказчика в письменном виде. В таком случае, оно содержит копии всех проанализированных документов, описание проделанных экспертом исследований, и письменные выводы эксперта в виде ответов на поставленные заказчиков вопросы.

Правовая база проведения юридической экспертизы

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, юридическая экспертиза может проводиться негосударственными организациями и специалистами, имеющими должный уровень специализированных знаний и профессиональной компетенции в данной предметной области. Это положение закреплено в статье 41 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001г., регламентирующего процесс экспертной деятельности в Российской Федерации.

Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет недействительность заключенной сделки в том, случае, если она противоречит предписаниям законодательных актов.

Статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет недействительность сделки, противоречащей базовым принципам нравственности или правым основам законодательства.

Вопросы, которые следует поставить перед специалистом в области правовой экспертизы

Список вопросов в каждом конкретном случае вместе с экспертом – для того, чтобы перед специалистом были поставлены только те вопросы, которые лежат в сфере его профессиональной компетенции. Приведенный перечень вопросов является приблизительным и неполным. Он служит для формирования общего представления о спектре вопросов, на которые может ответить специалист по проведению правовой экспертизы. Вот типовые вопросы, которые задают эксперту-юристу:

  1. Правильно ли составлен исследуемый документ?
  2. Соответствует ли исследуемый документ требованиям нравственности и правопорядка?
  3. Каков риск признания исследуемого документа недействительным?
  4. Противоречит ли исследуемый документ действующему законодательству?
  5. Нарушает ли исследуемый документ конституционные права и свободы одного из контрагентов?
  6. Какие ошибки допущены при составлении исследуемого документа?
  7. Какие дополнительные документы надо подготовить для того, чтобы учесть интересы сторон?
  8. Какие пункты исследуемого документа подлежат изменению для того, чтобы документ был правильно составлен?
  9. Какие пункты следует добавить в исследуемый документ для соблюдения интересов сторон (или лица, инициировавшего экспертизу)?
  10. Какие пункты следует исключить из исследуемого документа?
  11. Каков юридический смысл данного пункта исследуемого документа?
  12. Какие обязанности на самом деле ложатся на сторону, подписывающую договор, в результате выполнения данного пункта договора?
  13. Необходима ли дополнительная детализация каких-либо частей исследуемого документа?
  14. Однозначно ли толкование данного пункта исследуемого документа?
  15. Как следует переформулировать пункт документа, чтобы ликвидировать юридическую неоднозначность его толкования?
  16. Содержит ли ошибки или неточности конкретный пункт (пункты) исследуемого документа?
  17. Является ли лицо, завизировавшее документ, уполномоченным для подписания подобных документов.
  18. Содержит ли исследуемый документ положения, ухудшающие положение одной из сторон по отношению к другой стороне?
  19. Может ли исследуемый документ в случае подписания повлечь за собой незапланированные расходы заказчика исследования (например, непредвиденные им налоговые отчисления)?

Правовая экспертиза нормативно правовых актов

Содержание

  1. Правовая экспертиза нормативно правовых актов
  2. Как проводится исследование
  3. Для чего нужно выполнение исследования
  4. Когда может потребоваться экспертиза

Правовая экспертиза нормативно правовых актов

Правовая экспертиза нормативно правовых актов требуется для установления соответствия документов положениям Конституции РФ, нормами международного права, Закону «О противодействии коррупции» и пр. Основная цель правовой экспертизы заключается в исследовании возможности дальнейшего принятия разрабатываемого документа. Если обнаружены нарушения в ходе экспертизы нормативных правовых актов, документы не подлежат дальнейшему рассмотрению, пока в них не будут устранены все нормотворческие ошибки.

Как проводится исследование

Правовая экспертиза в отношении нормативно правовых актов представляет собой ряд процедур:

  1. Обозначение цели исследования. Определяются вопросы, на которые эксперт должен дать ответ. При этом важно учитывать очерёдность поставленных вопросов и их юридический вес.
  2. Анализ документа на правомерность. Этот этап является одним из наиболее важных в экспертизе, ведь при расхождении пунктов документа с действующими федеральными законами он будет аннулирован.
  3. Формирование заключения. По взаимному согласию с заказчиком, заключение может выдаваться юристом в устной форме (в качестве рекомендаций, необходимых для правильного составления документа). При выдаче юристом заключения в письменной форме к нему необходимо приложить копии нормативных актов, задействованных при проведении анализа.

Для чего нужно выполнение исследования

Цель проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов заключается в установлении легитимности юридического документа в случае его оспаривания. К таким документам относятся проекты приказов, договоров, уставов и пр. При этом экспертная оценка должна решить следующие задачи:

  • подтвердить и дать обоснование найденным в нормативно правовом акте нарушениям и противоречиям;
  • проверить на соответствие нормам законодательства пункты договора, затрагивающие вопроса порядка предоставления услуг, расчётов, ответственности сторон;
  • детализировать или расшифровать отдельные положения нормативного правового акта.

Как показывает практика, подавляющая часть выявленных в результате экспертизы нарушений возникает по причине недостаточной компетенции либо халатного отношения к должностным обязанностям лицами, ответственными за работу с актами. Но также встречаются и преднамеренные нарушения, несущие в себе коррумпированную составляющую.

Когда может потребоваться экспертиза

Требовать проведения юридической экспертизы документов может любой сотрудник организации, если имеется чёткое обоснование, что один применяемый нормативный акт или несколько таких документов идут вразрез с действующими законами. Это могут быть приказы руководства, трудовые договоры и пр.

  1. Проведение экспертизы также назначается в случае, если изданный местной или региональной администрацией приказ идёт вразрез с федеральным законодательством или нарушает установленные Конституцией гражданские свободы.
  2. Юридическая экспертиза назначается с целью проверки положений соглашения в случае заключения сторонами долгосрочного либо дорогостоящего соглашения. Обращение за экспертизой объясняется минимизацией рисков, связанных с неверными трактовками сторонами отдельных положений договора.
  3. Необходимость исследования контрактов обусловлена требованием соотношения прописанных в них пунктов не только с законами, но и с общепринятыми нормами морали и нравственности.
  4. Правовыми исследованиями нормативных актов также интересуются при судебном рассмотрении дел. В этом случае рассматривается степень выполнения сторонами условий договора, несоответствие выполняемых ими действий положениям, указанным в подписанном документе. Как правило, подобная практика применяется, если одна из сторон высказывает несогласие с качеством и объёмом предоставленных услуг.

Экспертиза проектов также требуется при создании региональных либо муниципальных актов. В этом случае должна быть инициирована проверка, показывающая, соответствуют ли составляемые нормативные акты федеральному законодательству, Конституции РФ, не противоречат ли положениям закона о противодействии коррупционной деятельности.

Если во время экспертизы нормативных правовых актов будут выявлены пункты, идущие вразрез с Конституцией РФ, федеральным и местным законодательством либо будет обнаружена коррупционная составляющая, экспертное заключение по этим проектам должно быть направлено в орган местной власти, а копия — в региональный отдел прокуратуры РФ.

Сотрудники юридического центра проведут любые правовые исследования нормативных правовых актов, укажут на найденные несоответствия с нормативными документами и подготовят персональные рекомендации относительно редактирования документа.

40. Правовое регулирование и роль экспертизы нормативных правовых актов. Уровни экспертизы нпа.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Понятие «экспертиза» представляет собой исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т. Д. Правовая экспертиза нормативных правовых актов — это комплексный правовой институт, который базируется на нормах различной отраслевой принадлежности (конституционного, муниципального и административного права).

Роль: правовая экспертиза проектов законов субъектов Российской Федерации является эффективным способом обеспечения их правового качества. В процессе проведения такого исследования осуществляется всесторонняя и объективная проверка законопроекта на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству соответствующего региона, правилам законодательной техники, выявляются содержащиеся в проектах законов нарушения, что позволяет предупреждать возможные законотворческие дефекты и ошибки. Меньшее количество таких отступлений в законопроектах от установленных правил способствует тому, что законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются и принимаются более качественные законы. В результате правовая экспертиза проектов законов субъектов Российской Федерации положительно сказывается на качестве и эффективности всего российского законодательства, позволяющего гражданам реализовать принадлежащие им права и свободы в полной мере.

Уровни экспертизы: федеральный? Региональный?

40). Объекты, субъекты и виды экспертизы нормативных правовых актов.

Экспертиза НПА — исследовательская деятельность ,проводимая для оценки НПА и выработки мер по соответствию НПА актам высшей или той юридической силы и правилам ЮТ

Объект экспертизы НПА:1.проект.,2. принятого док-та

Субъекты:-правовое управление Аппарата Гос.Думы -министерство юстиций РФ -юридич.службы(департаменты)гос.органов -прокуратура- иные орг-ии и учреждения-специалисты в различных областях знаний

По субъектам:гос.орг-ии(органы гос-ва.,гос.учреждения), негос. орг.

По функциональному признаку:внешняя,внутренняя

По видам правовых актов:нормативных актов(закон), индивидуальных актов

По степени обязательности:обязательная,независимая(добровольная)

Юридическая (экспертиза, проводимая с точки зрения законности правового акта);

Политологическая (предметом анализа явл. концепция законопроекта и выявление возможных негативных его последствий);

Логическая(которая должна дать ответ на вопрос, не нарушены ли логические правила ЮТ);

Лингвистическая (проверка соответствия законопроекта нормам современного русского языка с учетом функциональных стилистических особенностей законов).

Антикоррупционная (проверка нормативных актов на предмет коррупции)

внутренняя экспертиза, кот.может иметь самост. характер или предшествовать независимой экспертизе. Ее могут проводить работники юр. отдела правотворческого органа, в недрах которого готовился законопроект.

Статья написана по материалам сайтов: sudexpa.ru, pravx.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector