+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Комиссия международного права оон

право международный кодификация

Кодификация является обязательной стадией правотворчества в любой правовой системе, способствуя ее совершенствованию и прогрессивному развитию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

  • 1) выявление действующих обычных и договорных норм по вопросу, подлежащему кодификации;
  • 2) ревизия и пересмотр устаревших норм;
  • 3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и потребностей международных отношений;
  • 4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласованном государствами международно-правовом документе: договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руководстве по практике. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. — Минск: ТетраСистем, 2009.

Кодификация международного права в современном понимании этого процесса стала осуществляться после Второй мировой войны в рамках международных межправительственных организаций — универсальных и региональных, созданных в этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: официальной к неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу универсальности ее нормотворческой функции, регулирующей сотрудничество государств во всех областях. Уставом ООН Генеральной Ассамблее (далее — ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследований и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» и считать ли прогрессивное развитие международного права и кодификацию автономными или взаимосвязанными элементами единого кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее — КМП ООН) 1947 г. — главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессивное развитие международного права» означает подготовку проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не’имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное развитие международного права выступают как обязательные элементы кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

  • — главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее — ЭКОСОС);
  • — специальные кодификационные органы, действующие на постоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам человека, Комитет по мирному использованию атомной энергии;
  • — временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные для разработки проекта конкретной конвенции (например, Специальный комитет по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности). Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. Минск: Амалфея, 2010.

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандидатов, представленных государствами — членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам — быть признанным авторитетом в области международного права. В составе

КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обеспечения представительства всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению состава КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юристами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); американский регион — 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион — 7 (Южная Африка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский регион — 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион — 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

  • а) актуальность для международного сотрудничества;
  • б) наличие обширной практики государств, судебных прецедентов и доктрины международного права;
  • в) имеющиеся доктринальные разногласия.

Различная судебная, законодательная и договорная практика государств не исключает возможности согласования позиций государств, достижения компромисса, а следовательно, и получения их одобрения кодификационного проекта. Значимость указанных критериев при определении тем для кодификации можно проиллюстрировать на примере работы исследовательской группы, созданной КМП ООН в 2002 г. для определения вопросов, подлежащих кодификации в рамках общей темы «Фрагментация международного права».

Обосновывая необходимость включения в кодификационную программу вопроса о функции и применении норм lex specialis (специальные нормы), исследовательская группа в своем докладе приводила такие аргументы: норма lex specialis является одним из аспектов юридической аргументации, тесно связанной с идеей международного права как правовой системы; принцип, согласно которому специальное право есть отступление от общего права, является традиционной и общепринятой максимой правового толкования и методом разрешения коллизий между нормами; существует обширное прецедентное право, основанное на использовании принципа lex specialis. Оно широко используется как в рамках одного документа, так и для определения соотносимости договорной и обычной нормы, либо двух недоговорных норм в практике как государств, так и международных организаций; указанный принцип «не только наилучшим образом отражает требования контекста договора, но и наилучшим образом отражает намерения тех, кто должен выполнять обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Специального докладчика и формирования рабочей группы из членов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчику в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и договорная практика по вопросу, являющемуся объектом кодификации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Проект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с комментариями, содержащими:

  • а) ссылки на прецеденты, договоры, судебные решения и доктрину;
  • б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту доктрины и практики государств, возникших при обсуждении «разногласий, а также аргументов в пользу того или иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секретариатом для замечаний шестому комитету ГА ООН и государствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при дальнейшей работе над подготовкой Проекта статей и представляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и неправительственные организации по своей инициативе могут заниматься разработкой проектов статей, которые через Секретариат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему усмотрению вопрос о возможности их использования в качестве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса кодификации международного права и обусловливает его затяжной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств. Международное право: учеб. Для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев — 2-е изд., изм. и доп. — Млсква: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002.

Это интересно:  Правовые основы социальной защиты военнослужащих

Итогом работы КМП ООН является подготовка окончательного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (например, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, созвав конференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).

Большинство проектов статей, подготовленных в рамках КМП ООН, рекомендовались ею для окончательной доработки и принятия на международной конференции, созываемой на основе резолюции ГА ООН. Таковы были Венские конвенции по праву международных договоров 1969 г. и 1986 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Кроме того, ГА ООН может не одобрить Проект статей, представленный КМП ООН, и вернуть ей для доработки и окончательной редакции (ст. 23). Так случилось с Проектом Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая в 2001 г. была отправлена ГА ООН на доработку в КМП ООН и в 2004 г. Конвенция была принята ГА ООН.

Наиболее успешным результатом кодификационной работы КМП ООН является разработка кодифицирующей конвенции. Однако КМП ООН, с учетом наличия разнообразной практики по кодифицируемому вопросу, может прийти к выводу о необходимости ограничиться только выработкой Проекта статей в форме Руководства для государств по данному вопросу. Таково было решение КМП ООН относительно юридической формы Проекта статей по теме «Оговорки к международному договору». Комиссия международного права ООН единогласно, с одобрения Генеральной Ассамблеи ООН, выраженного в ее резолюциях 48/31 и 49/51, пришла к решению не вносить изменения в соответствующие положения Венских конвенций 1969, 1978, 1986 гг., касающихся оговорок, а разрабатывать проект Руководства по практике, который не будет «сводом императивных норм, а будет являться кодексом рекомендованной практики, цель которого состоит в побуждении государств к пересмотру своих оговорок к договорам для определения их актуальности в рамках развития внутреннего права государств». Лукашук, И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И.И. Лукашук. — М.: Спарк, 1997.

Комиссия международного права ООН: правовой статус, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права

Вспомогательные органы ООН учреждаются, когда окажутся необходимыми (подразделяются по срокам действия – на созданные для выполнения конкретной работы и функционирующие в течение одной сессии главного органа ООН).

Функции вспомогательного органа ООН носят ограниченный характер (выполняют деятельность, строго определенную их учредительными актами; их деятельность полностью определяется и контролируется главным органом, которому они подчинены (главный орган может отменить любое решение вспомогательного органа, изъять из его компетенции вопрос, сам рассмотреть данный вопрос)).

Создание КМП (ГА в 1947 г. одобрила Резолюцию об учреждении КМП и утвердила Положение о ней; членами КМП должны быть лица с признанным авторитетом в области МП).

Выборы членов КМП (34 члена, избираемых на 5 лет):

1) Генеральный секретарь составляет список выдвинутых правительствами кандидатов и представляет его для проведения выборов в ГА;

2) выборы проводятся тайным голосование (в КМП не может быть двух граждан одного государства).

КМП, как вспомогательный орган ГА, помогает ей в выполнении функций по поощрению:

1) прогрессивного развития МП (подготовка проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются МП или по которым право еще недостаточно развито в практике государств).

2) кодификации МП (более точное формулирование и систематизация норм МП в областях, в которых уже имеется обширная государственная практика, прецеденты и доктрина).

КМП согласно Положению о ней занимается преимущественно вопросами МПП (может рассматривать и вопросы МЧП).

Комиссия готовит свои проекты в форме статей и представляет их ГА с комментариями (может рекомендовать проект государствам – членам ООН с целью заключения конвенции или созвать конференцию для заключения конвенции).

КМП – ведущий мировой орган в области международного правотворчества (на основе подготовленных ею проектов заключено около 20 многосторонних конвенций (примеры: Женевские конвенции по морскому праву 1958, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978)).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Комиссия международного права

Комиссия международного права — вспомогательный орган Организации Объединенных Наций, учрежденный с целью поощрения прогрессивного развития международного прав и его кодификации. Комиссия состоит из юристов, признанных специалистов по международному праву из стран Африки, Азии, Америки и Европы. Члены Комиссии выступают в своем личном качестве, а не как представители правительств соответствующих государств.

Комиссия международного права проводит ежегодную сессию, состоящую из двух частей по пять-шесть недель каждая: в мае-июне и в июле-августе. В течение этого времени ученые-правоведы открыто обсуждают содержание проектов юридических статей, которые после их завершения представляются Генеральной Ассамблеи ООН. Заседания Комиссии, как правило, проводятся в Женеве в европейском отделении ООН.

Исторические предпосылки и цели.

Первая сессия Комиссии международного права, Лейк-Саксесс, Нью-Йорк. 19 апреля 1949 года.

Начало работе, результатом которой стало образование Комиссии международного права, было положено резолюцией Ассамблеи Лиги Наций от 22 сентября 1924 года, предусматривающей создание постоянного органа под названием «Комитет экспертов по прогрессивной кодификации международного права». Этот Комитет, состоящий из 17 членов, должен был подготовить список актуальных проблем международного права и шагах, желательных для их решения. Работа комитета привела к созыву Конференции по кодификации Лиги Наций 1930 года, на которой рассматривались главным образом вопросы гражданства, территориальных вод и ответственности государства за ущерб, причиненный иностранным гражданам.

Организация Объединенных Наций позаимствовала концепцию резолюции Лиги Наций. В пункте 1 статьи 13 Устава ООН было сказано:

Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях … поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.

21 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 174, которая на основании рекомендаций комитета экспертов, в целях осуществления обязательств по Уставу, предусматривала создание Комиссии международного права. К резолюции было приложено Положение о Комиссии международного права, ставшее ее уставом. В статье 1 Положения о Комиссии были установлены ее цели:

  • поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации;
  • решение проблем как международного публичного права, так международного частного права.

Состав Комиссии международного права.

Членами Комиссии международного права являются лица, обладающие признанной компетенцией и квалификацией как в теоретических, так и в практических аспектах международного права. Членский состав Комиссии отражает широкий спектр экспертных знаний и практического опыта в области международного права, включая международные процедуры урегулирования споров. В связи с появлением большого количества новых государств-членов ООН численный состав Комиссии был постепенно увеличен с 15 человек в 1949 до 34 в 1981 году.

Это интересно:  Как правильно написать расписку о получении денег

В статье 2 Положения указывается, что в Комиссии не должно быть двух граждан одного и того же государства. Члены Комиссии избираются Генеральной Ассамблеей из числа лиц, внесенных в список по предложению правительств государств-участников ООН, каждое из которых может выставить не более четырех кандидатов: двух своих граждан и двух граждан других государств (ст. 3 и 4). Члены Комиссии избираются на пять лет и имеют право на переизбрание (ст. 10).

Выборы проводятся в соответствии с нормами Положения о Комиссии и процедурными правилами Генеральной Ассамблеи.

Государства Африки 8 граждан
Государства Азии 7 граждан
Государства Восточной Европы 3 граждан
Государства Латинской Америки 6 граждан
Государства Западной Европы, США и другие 8 граждан
Государства Африки или Восточной Европы на основе ротации 1 гражданин
Государства Азии или Латинской Америки на основе ротации 1 гражданин

Кандидаты от каждой региональной группы получившие наибольшее число голосов и «по меньшей мере, большинство голосов присутствующих и участвующих» в голосовании членов организации считаются избранными (п. 1 ст. 9).

Структура и организация работы.

Должностные лица.

В начале каждой сессии Комиссия международного права избирает из числа своих членов Председателя, первого и второго заместителей Председателя, Председателя Редакционного комитета и Генерального докладчика. Председатель возглавляет заседания пленума, Бюро и Расширенного бюро. Заместители Председателя при исполнении функций Председателя имеют те же полномочия и обязанности. Председатель редакционного комитета возглавляет заседания Редакционного комитета; рекомендует членский состав Редакционного комитета по каждой теме; и представляет доклад Редакционного комитета на пленарном заседании. Докладчик отвечает за составление ежегодного доклада Комиссии Генеральной Ассамблее ООН.

Бюро, Бюро расширенного состава и Группа планирования.

На каждой сессии Бюро, состоящее из пяти должностных лиц, избранных на этой сессии, рассматривает график работы и другие организационные вопросы, касающиеся текущей сессии. Бюро расширенного состава, состоящее кроме должностных лиц, избранных на текущей сессии, из бывших председателей Комиссии, все еще являющихся ее членами, и специальных докладчиков, также может рассматривать вопросы, касающиеся организации, программы и методов работы Комиссии. Группа планирования создается для каждой сессии для рассмотрения вопросов о программе и методах работы Комиссии.

Пленум.

Комиссия собирается на пленарном заседании в основном для рассмотрения докладов специальных докладчиков, рабочих групп, Редакционного комитета, Группы планирования, а также любых других вопросов, которые требуют обсуждения Комиссией в целом. На пленарном заседании решаются вопросы о направлении предлагаемых проектов статей в Редакционный комитет и принятии предварительных или окончательные проектов статей и комментариев. В конце каждой сессии на пленарном заседании рассматривается и принимается ежегодный доклад Генеральной Ассамблее.

Специальные докладчики.

Специальные докладчики являются одной из институциональных особенностей Комиссии, способствующий эффективному выполнению ее функций. Специальный докладчик обозначает и разрабатывает тему, объясняет состояние права и вносит предложения для проектов статей в докладах по теме, участвует в обсуждении темы на пленарном заседании, содействует работе Редакционного комитета по теме и разработке комментариев к проектам статей. Доклады Специального докладчика составляют основу работы и являются важной составляющей методов и способов работы Комиссии, закрепленных в Положении.

Рабочие группы.

Рабочие группы, – иногда называемые подкомитетами, исследовательскими комиссиями или консультативными группами, – используются Комитетом для работы по конкретным темам. Эти специальные вспомогательные органы создаются Комиссией или Группой планирования для различных целей и с различными мандатами. Они могут быть с ограниченным или открытым составом участников.

Редакционный комитет.

Редакционный комитет играет важную роль в согласовании различных точек зрения и разработке общеприемлемых решений. Редакционному комитету доверяется исполнение не только редакционных функций, но и решение вопросов, обсуждение которых излишнее затягивается или полная Комиссия не в состоянии достичь консенсуса. Проблемы, которые трудно преодолеть в Редакционном комитете, могут быть переданы в более неформальную обстановку, такую как рабочие группы.

Направления работы.

В соответствии с Положением Комиссия рассматривает предложения о прогрессивном развитии международного права, представленные Генеральной Ассамблеей ООН, и передаваемые ей другими органами или государствами-участниками предложения и проекты многосторонних конвенций (ст. 16 и 17). Что касается кодификации, то Комиссия делает обзор всей области международного права с целью выбора соответствующих тем и, если признает кодификацию по данному вопросу необходимой и желательной, представляет свои рекомендации Генеральной Ассамблее (ст. 18).

Комиссия международного права активно работала в области международного уголовного права, начиная с выработки принципов Нюрнбергского процесса и рассмотрения вопроса о международной уголовной юрисдикции на своей первой сессии в 1949 году, завершившуюся составлением проекта Устава Международного уголовного суда на сорок шестой сессии в 1994 году и проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества на сорок восьмой сессии в 1996 году. На шестьдесят седьмой сессии в 2014 году Комиссия приняла окончательный отчет по теме «Обязательство выдавать или осуществлять судебное преследование». На той же сессии Комиссия решила включить в свою программу работы тему «Преступления против человечности».

В соответствии с Резолюцией 72/116 Генеральной Ассамблеи от 7 декабря 2017 года семидесятая сессия Комиссии международного права в 2018 году будет посвящена, в частности, работе по таким темам:

  1. охрана атмосферы;
  2. временное применение договоров;
  3. императивные нормы общего международного права (jus cogens);
  4. иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции;
  5. правопреемство государств в отношении ответственности государств.

Отношения с правительствами и другими международными организациями.

Правительства играют важную роль на каждом этапе работы Комиссии по прогрессивному развитию международного права и его кодификации. В индивидуальном порядке они могут направлять Комиссии для рассмотрения предложение или проекты многосторонних конвенций, представлять информацию в начале работы Комиссии и комментировать проекты в процессе ее работы. В совокупности они решают вопрос об инициации или приоритетах работы и выносят заключения о ее результатах.

В нескольких статьях Положения определяются отношения между Комиссией и различными международными организациями. Комиссия может рассматривать предложения или проекты конвенций, представленные главными органами ООН, специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами (п. 1 ст. 17). Комиссия может консультироваться:

  • с любым органом ООН по любому вопросу, который входит в компетенцию этого органа (п. 1 ст. 25);
  • с любыми международными или национальными организациями, официальными или неофициальными (п. 1 ст. 26); а также
  • с научными учреждениями и отдельными экспертами (ст. 16 (e)).

Кроме того, документы Комиссии по предметам, входящим в компетенцию органов ООН, должны рассылаться заинтересованным органам (п. 2 ст. 25). Предусматривается распространение документов Комиссии по национальным и международным организациям, занимающимся вопросами международного права (п. 2 ст. 26).

Результаты деятельности Комиссии международного права.

Деятельность Комиссии международного права привела к созданию ряда многосторонних конвенций и других документов по международному праву, имеющих фундаментальное значение для современного международного правопорядка. В качестве примера можно привести:

  • Проект устава Международного уголовного суда;
  • Венская конвенция о дипломатических сношениях;
  • Венская конвенция о праве международных договоров;
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров;
  • Проект статей об ответственности международных организаций;
  • Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния.

52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права

Комиссия международного права была учреждена 21 ноября 1947 года, выборы членов состоялись в 1948 году. Её работа связана с ГА ООН и с Секретариатом ООН (генсек).

Главным форумом Генеральной Ассамблеи ООН по правовым вопросам, где представлены все страны ООН, является Шестой комитет ГА ООН (готовит проекты решений для ГА ООН). В отличие от него, Комиссия международного права (International Law Commission) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Тайным голосованием ГА ООН избираются 34 юриста из разных стран (2 не могут представлять 1 государство) на 5 лет с правом переизбрания. Вспом. персонал Комиссии предоставляется Генсеком ООН по запросу (если есть возможность).

Это интересно:  Семейное право относится к сфере права

Комиссия действует на основании Статута Комиссии 1947 г. Цель Комиссии – содействие 1) прогрессивному развитию и 2) кодификации норм международного права. Работа Комиссии, как правило, всегда строится с упором либо на прогрессивное развитие, либо на кодификацию, в зависимости от рассматриваемого вопроса.

Порядок работы: 1) ГА ООН адресует Комиссии предложение, 2) Комиссия назначает Докладчика по данному вопросу (1 из 34), 3) Докладчик формирует план работы, рассылает запросы государствам ООН, приглашая поддержать работу Комиссии, 4) Комиссия назначает помощников Докладчика, консультируется с экспертными учреждениями государств ООН, 5) Докладчик формирует проект решения, Комиссия его обсуждает и признаёт удовлетворительным, 6) Комиссия направляет запрос Генсеку о публикации проекта и 7) приглашает государства ООН поддержать (submit) проект (без поддержки проект не может рассматриваться ГА ООН), 8) проект дорабатывается Докладчиком с учётом отзывов от государств ООН, 9) окончательный вариант проекта вносится в ГА ООН Генсеком ООН.

Комиссия готовит свои проекты в форме статей (provisions) и представляет их ГА с комментариями (может рекомендовать ГА ООН не предпринимать действий по данному вопросу, принять к сведению доклад или принять его своей резолюцией, рекомендовать проект государствам ООН с целью заключения конвенции или созвать конференцию для заключения конвенции).

КМП – ведущий мировой орган в области международного правотворчества (на основе подготовленных ею проектов заключено около 20 многосторонних конвенций (примеры: Женевские конвенции по морскому праву 1958, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978).

53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.

Международная безопасность — это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права. В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина. МБ тесно связана с внутренней безопасностью гос-ва (состояние защищённости личности, общества, государства) и понимается в широком и узком смысле слова. Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты (так понимается право МБ).

Право международной безопасности — отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности. Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.

Источниками ПМБ являются международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций, прежде всего, СБ ООН.

Международно-правовые средства обеспечения МБ весьма разнообразны. К ним относятся мирные средства разрешения международных споров и конфликтов, меры по разоружению, механизмы безопасности на универсальном и региональном уровнях, меры доверия.

Основу ПМБ составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: Принцип неделимости МБ (одна глобальная МБ), Принцип ненанесения ущерба безопасности других гос-в, Принцип стратегической стабильности (предсказуемости): никто не должен односторонними действиями нарушать международную стратегически стабильную ситуацию безопасности, Принцип коллективности МБ (МБ мб только коллективной в рамках ООН, региональные системы безопасности играют дополняющую роль), Общеправовые (МП) принципы: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Принятые в рамках ООН резолюции ГА, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права МБ, например, «О неприменении силы в междунар отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.). Важное место в комплексе источников права МБ занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на 4 группы:

1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности гос-в по (исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах яд оружия и др видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении яд оружия в Лат Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратон-П1, 1985 г.) и др.

2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1971 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.).

4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Вбр в 1967г, Фр в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения яд войны между СССР и США (1971 г.), обмен письмами между СССР и Фр о предупреждении случайного или несанкционированного применения яд оружия (1976 г), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Вбр о предотвращении случайного возникновения яд войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

Конференция по разоружению ГА ООН 1978 г. 65 (чл) + 40 стран (набл). Конференция по разоружению была создана в 1979 году по итогам первой специальной сессии Генеральной

Ассамблеи ООН по разоружению 1978 года, как единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по разоружению. Она стала правопреемником таких ранее основанных в Женеве переговорных форумов, как Комитет десяти государств по разоружению (1960 год), Комитет восемнадцати государств по разоружению (1962–68 годы), и Совещание Комитета по разоружению (1969–78 годы). Конференция по разоружению и ее предшественники успешно провели переговоры о заключении таких основных многосторонних соглашений в области ограничения вооружений и разоружения как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО 1968), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976), договоры о морском дне, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ 1996). ДВЗЯИ (не вступил в силу) подписали 183 государства, в том числе 41 государство из 44, необходимых для вступления договора в силу — не подписали только «молодые» ядерные державы Индия, Пакистан, КНДР.

ОБСЕ: Договор об обычных вооружённых силах в Европе (1990 г. ДОВСЕ – мораторий РФ с 2007, неучастие в консультативной группе с 2015 г. – итог – полное приост. участия), Договор по открытому небу (ДОН 1992 г.).

ОДКБ (2003, 7 стран: Арм, Бел, Каз, Кирг, РФ, Тадж, Узб).

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, interlaws.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector