Международные медико санитарные правила 2017

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЗинаида Ерошина

Похожие презентации

Презентация на тему: Международные медико- санитарные правила (2005) и роль лабораторий в эпиднадзоре.» — Транскрипт:

1 Международные медико- санитарные правила (2005) и роль лабораторий в эпиднадзоре

2 Система управления качеством ОрганизацияПерсонал Оборудование Закупка и инвентарный учет Контроль процессов Управление информацией Документы и записи Управление нештатными ситуациями Оценка Улучшение процессов Обслуживание клиентов Помещения и инфраструктура, безопасность Международные медико-санитарные правила 2

3 3 Краткая история международных медико-санитарных правил (ММСП) 1851: первая международная санитарная конференция, Париж 1951: первые международные санитарные правила (МСП) приняты странами- членами ВОЗ 1969: МСП заменены международными медико- санитарными правилами (ММСП) 1995: призыв пересмотреть ММСП 2005: ММСП (2005) приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения 2006: Всемирная ассамблея здравоохранения утверждает голосованием вступление ММСП в силу с июня 2007

4 Международные медико-санитарные правила 4 Цель и сфера применения ММСП Предотвратить международное распространение болезней, предохранить от него, контролировать его и принимать ответные меры Установить единый свод процедур и практики в отношении установленных мер общественного здравоохранения

5 Международные медико-санитарные правила 5 Основные изменения в ММСП (2005) Расширенная сфера охвата: уведомлять о всех крупных событиях, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение Уведомление Национальными координаторами по ММСП Национальные основные возможности для выявления и ответных мер Система управления событиями в реальном времени

6 Международные медико-санитарные правила 6 Чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение Определение (Статья 1): «чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение, означает экстраординарное событие, определяемое настоящими Правилами, как: (i) представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и (ii) могущее потребовать скоординированных международных ответных мер»

7 Международные медико-санитарные правила 7 Схема принятия решений Приложение 2 Правил – это схема, инструктирующая государства, как определить, представляет ли собой событие чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, о которой должна быть уведомлена ВОЗ

8 Международные медико-санитарные правила 8 О каких событиях следует уведомлять ВОЗ? Является ли серьезным воздействие события на здоровье населения? Является ли событие необычным или неожиданным? Имеется ли существенный риск распространения в международных масштабах? Имеется ли существенный риск ограничений для международных перевозок и торговли?

9 Международные медико-санитарные правила 9 Требования к основным возможностям Страны должны иметь основные возможности для того, чтобы «выявлять, уведомлять и принимать ответные меры», в целом, в отношении рисков и в транспортных узлах, в частности: Приложение 1A: требования к основным возможностям в области эпиднадзора и ответных мер Приложение 1B: требования к основным возмож- ностям в отношении определенных аэропортов, портов и наземных транспортных узлов

10 Международные медико-санитарные правила 10 Возможности на трех уровнях 1. на местном уровне 2. на промежуточном уровне ответных мер общественного здравоохранения 3. на национальном уровне

11 Международные медико-санитарные правила 11 Возможности на национальном уровне Возможности для оценки и уведомления: (a) производить оценку всех сообщений о неотложных событиях в течение 48 часов; и (b) незамедлительно уведомлять ВОЗ (в течение 24 ч, если событие оценено как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение) через Национального координатора по ММСП Возможности для ответных мер общественного здравоохранения: (a) – (h) определять меры контроля, оказывать поддержку, обеспечивать прямую оперативную связь и т.д.

12 Международные медико-санитарные правила 12 Национальные координаторы по ММСП «Каждое государство-участник назначает или учреждает Национального координатора по ММСП Национальные координаторы по ММСП должны быть доступны в любое время для связи с Контактными пунктами ВОЗ по ММСП ВОЗ назначает Контактные пункты по ММСП, которые будут доступны в любое время для связи с Национальными координаторами по ММСП» (Статья 4)

13 Международные медико-санитарные правила 13 Поддержка государств-участников По просьбе государств-участников ВОЗ будет координировать предоставление им международной помощи для поддержки их мероприятий Через глобальную сеть оповещения о вспышках заболеваний и ответных действиях у государства-участника, где произошла вспышка, будет доступ к более чем 120 партнерам по сети По просьбе государства-участника, где произошла вспышка, ВОЗ будет тесно и конфиденциально с ним работать по подтверждению и оценке рисков и организации ответных действий

14 Международные медико-санитарные правила 14 Глобальная сеть оповещения о вспышках заболеваний и ответных действиях «Сеть сетей» 120 организаций и сетей, которые объединяют ресурсы для оповещения о вспышках заболеваний, ответных действий и ежедневной оценки вспышек заболеваний Быстрая помощь (идентификация, подтверждение, обмен информацией) Готовность к вспышкам заболеваний в мировом масштабе и стратегия ответных действий

15 Международные медико-санитарные правила 15 Роль лабораторий в контексте ММСП Слова «лабораторный», «лаборатория» используются 6 раз, в 5 разделах ММСП (2005) Выявление предоставление лабораторных данных – если имеются – как сигнал раннего оповещения (Прил. 1) Оценка событий (недостаточные лабораторные возможности = серьезное событие) (Прил. 2) Уведомление ВОЗ (постоянный обмен информацией о лабораторных результатах) (Статья 6) Ответные меры (лабораторный анализ проб, в стране или с помощью сотрудничающих центров) (Прил. 1) Рекомендации ВОЗ в отношении лиц могут включать любые лабораторные анализы (Статья 18)

16 Международные медико-санитарные правила 16 Основные требования – суть (1) Национальный координатор лабораторий по ММСП для обеспечения координации лабораторной системы Перечень лабораторных мощностей в стране Назначение лабораторий для надзора и ответных действий с ясными ролями и ответственностью Сбор, упаковка и транспортировка проб Сотрудничество с зарубежными сотрудничающими центрами, если в стране отсутствуют соответствующие мощности

17 Международные медико-санитарные правила 17 Прицельное внимание к обеспечению качества: соответствие референс-лабораторий международным стандартам разработка национальных программ по обеспечению качества успешное участие в программе (программах) Внешней оценки качества Основные требования – суть (2)

18 Международные медико-санитарные правила 18 ключевой компонент программы координации ММСП уникальный ресурс для региональных и национальных Бюро ВОЗ Предоставляет государствам-участникам: обучение лабораторных специалистов программы обеспечения качества в лабораториях лабораторные стандарты и рекомендации инструменты оценки лабораторных мощностей в рамках ММСП укрепление систем эпиднадзора Бюро ВОЗ в Лионе

19 Международные медико-санитарные правила 19 Даты ММСП май 2005 Всемирная ассамблея здравоохранения приняла пересмотренные ММСП 15 июня 2007 ММСП вступили в силу и являются обязательными для 194 государств-участников Страны–члены оценивают и улучшают свои основные возможности для эпиднадзора и уведомления 2012 основные возможности имеются и действуют Для дополнительной информации смотрите сайт:

20 Вопросы? Комментарии? ОрганизацияПерсонал Оборудование Закупка и инвентарный учет Контроль процессов Управление информацией Документы и записи Управление нештатными ситуациями Оценка Улучшение процессов Обслуживание клиентов Помещения и инфраструктура, безопасность Международные медико-санитарные правила 20

Лабораторные новости

Роспотребнадзор как национальный координатор реализации Международных медико-санитарных правил

Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (далее – проект постановления) предусматривает уточнение полномочий Роспотребнадзора по взаимодействию в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности в части вопросов внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)

Международные медико-санитарные правила 2005 года (далее – ММСП, Правила), принятые Пятьдесят восьмой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 года (резолюция WHA58.3) и вступившие в силу 15 июня 2007 года, являются международным правовым механизмом, обязательным для всех государств-членов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Цель и сфера применения ММСП (ст. 2 ММСП) состоит в «предотвращении международного распространения болезней, предохранения от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими».

ММСП не являются тематическим направлением ВОЗ, а представляют собой разработанный в рамках ВОЗ универсальный юридически-обязывающий инструмент реагирования на кризисные ситуации в общественном здравоохранении, в том числе санитарно-эпидемиологического характера. Существующие программы ВОЗ по развитию инициатив в целом в области общественного здравоохранения реализуются в рамках рутинной деятельности Организации, а не в рамках ММСП.

Согласно ММСП страны-члены обязаны уведомлять ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой эпиднадзора, которые в соответствии с определёнными критериями, прописанными в статье 6 и Приложении 2 Правил, имеющих потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Роспотребнадзор реализует функции Национального координатора в Российской Федерации по выполнению положений ММСП, доступного в любое время для связи с контактными пунктами ВОЗ по ММСП.

Выполняя функции Национального координатора в Российской Федерации по ММСП Роспотребнадзор оперативно и на регулярной основе уведомляет ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой санитарно-эпидемиологического надзора, которые имеют потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Кроме того, возложенные на Роспотребнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации функции обеспечивают реализацию большинства положений ММСП, в частности, в рамках организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, предусматривающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания инфекционной и неинфекционной природы, в том числе с учетом расчета и оценки риска для здоровья человека.

Роспотребнадзором, как Национальным координатором Российской Федерации по выполнению ММСП, в преддверии Всемирной ассамблеи здравоохранения в соответствии со статьей 54 ММСП предоставляется ежегодный доклад о ходе осуществления ММСП, в том числе отражающий возможности Российской Федерации в области предупреждения, выявления, оценки, уведомления и реагирования на угрозы распространения инфекционных болезней.

Это интересно:  По правильному ведению переработки при суммированном учете

Таким образом, все функции по осуществлению ММСП, в том числе взаимодействие с ВОЗ, включая Программу ВОЗ по чрезвычайным ситуациям и взаимодействие с профильным департаментом секретариата ВОЗ (Country Health Emergency Preparedness and IHR/Готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения на уровне стран и ММСП), отнесены к компетенции и преимущественно обеспечиваются Роспотребнадзором, в связи с чем проектом постановления уточняются соответствующие полномочия Роспотребнадзора.

Проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления, с учетом его предмета, не требуется.

Принятие и реализация данного проекта постановления не потребуют отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты.

Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться Роспотребнадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Роспотребнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «__» _______ № ____

О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Пункт 5.16 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 52, ст. 5587; 2009, № 30, ст. 3823; 2013, № 5, ст. 405, № 22, ст. 2812, № 45, ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 31, ст. 4680; 2016, № 28, ст. 4741; 2017, № 5, ст.807, № 39, ст. 5705; 2018, № 18, ст. 2647), дополнить словами «, в том числе по вопросам внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)».

2. Реализация полномочия, предусмотренного настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев

Международные медико санитарные правила 2017

Дополнительная информация

  • Авторы: —
  • Издательство: Всемирная организация здравоохранения
  • Год издания: 2005
  • Аннотация: Учитывая увеличение международных поездок и торговли, а также возникновение и повторное возникновение новых международных опасностей, связанных с болезнями, и рисков для здоровья населения, Сорок восьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1995 г. призвала провести существенный пересмотр Международных медико-санитарных правил (ММСП), принятых в 1969 году. После широкой предварительной работы по пересмотру, проделанной Секретариатом ВОЗ в консультации с государствами – членами ВОЗ, международными организациями и другими соответствующими партнерами Ассамблея здравоохранения учредила в 2003 г. открытую для всех государств-членов Межправительственную рабочую группу для рассмотрения проекта пересмотренного варианта Правил и передачи его на рассмотрение Ассамблеи здравоохранения. ММСП (2005 г. ) были Всемирной ассамблей здравоохранения 23 мая 2005 года. Вступили в силу 15 июня 2007 года.
  • Ключевые слова: Рекомендации Меры общественного здравоохранения Медико-санитарные правила
  • Печатный вариант: нет
  • Полный текст: прочитать книгу
  • Избранное:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пересмотр Международных медико-санитарных правил

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА (2005 г.)

Часть I. Определения, цель и сфера применения, принципыи ответственные органы

Часть II. Информация и ответные медико-санитарные меры

Часть III. Рекомендации

Часть IV. Пункты въезда

Часть V. Меры общественного здравоохранения

Глава I. Общие положения

Глава II. Специальные положения в отношении перевозочных средств и операторов перевозок

Глава III. Специальные положения в отношениилиц, совершающих поездку

Глава IV. Специальные положения в отношении товаров, контейнеров и зон погрузки контейнеров

Часть VI. Медико-санитарные документы

Часть VII. Сборы

Часть VIII. Общие положения

Часть IX. Список экспертов по ММСП, Комитет почрезвычайной ситуации и rомитет по обзору

Глава I. Список экспертов по ММСП

Глава II. Комитет по чрезвычайной ситуации

Глава III. Комитет по обзору

Часть X. Заключительные положения

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.А. Требования к основным возможностям в области эпиднадзораи ответных мер

В. Требования к основным возможностям в отношении определенныхаэропортов, портов и наземных транспортных узлов

2.Схема принятия решений для оценки и уведомления о событиях, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую

Примеры применения схемы принятия решений для оценки и уведомления о событии, которое может представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение

3. Образец свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля/свидетельства о прохождении судном санитарногоконтроля

Дополнение к образцу свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля/свидетельства о прохождениисудном санитарного контроля

4.Технические требования в отношении перевозочных средств иоператоров перевозки

5. Конкретные меры в отношении трансмиссивных болезней

6. Вакцинация, профилактика и соответствующие свидетельства. Образец международного свидетельства о вакцинацииили профилактике 7. Требования, касающиеся вакцинации или профилактикив отношении конкретных болезней

8. Образец морской медико-санитарной декларации. Дополнение к образцу медико-санитарной декларации

9. Медико-санитарная часть генеральной декларациивоздушного судна

ДОПОЛНЕНИЯ

Государства — участники Международных медико-санитарныхправил (2005 г.)

Оговорки и другие сообщения государств-участников в связи с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.)

Алфавитный указатель к Международным медико-санитарнымправилам (2005 г.)

Осуществление Международных медико-санитарных правил (2005 г.)

    Наталья Жданова 11 месяцев назад Просмотров:

1 Всемирная организация здравоохранения СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ A71/7 Пункт 11.2 предварительной повестки дня 5 апреля 2018 г. Осуществление Международных медико-санитарных правил (2005 г.) Ежегодный доклад об осуществлении Международных медико-санитарных правил (2005 г.) Доклад Генерального директора 1. Настоящий документ подготовлен во исполнение резолюции WHA61.2 (2008 г.), в которой Генеральному директору предлагается «представлять каждый год отдельный доклад, включающий информацию, предоставленную государствами-участниками, и о деятельности Секретариата, на рассмотрение Ассамблеи здравоохранения во исполнение пункта 1 Статьи 54 Международных медико-санитарных правил (2005 г.)». УПРАВЛЕНИЕ СОБЫТИЯМИ Информация по конкретным событиям 2. С января по декабрь 2017 г. в системе ВОЗ по управлению событиями было зарегистрировано, в общей сложности, 418 событий в области общественного здравоохранения, из которых 299 (72%) событий были связаны с инфекционными болезнями, 39 (9%) с бедствиями и 28 (7%) с безопасностью пищевых продуктов. Первоначальным источником информации в отношении 136 (33%) из этих событий были национальные правительственные учреждения, включая Национальных координаторов по ММСП. Другие источники информации включали бюро ВОЗ, СМИ и другие организации. Как и в прошлые годы, отмечались значительные задержки в уведомлении государствами-участниками ВОЗ о событиях и в их ответах на предложение проверить информацию в соответствии со Статьями Секретариат приступил к проведению пилотного исследования в отношении потенциальных дополнительных документов о соблюдении государствами-участниками требований, касающихся проверки информации и уведомления. 3. За этот же период ВОЗ разместила на информационном сайте о событиях для Национальных координаторов по ММСП 183 сообщения 1 о 82 событиях в области общественного здравоохранения, информация о которых поступила из Региона Африки (46%), Региона стран Америки (16%), Региона Восточного Средиземноморья (15%), Европейского региона (13%), Региона Юго-Восточной Азииn (5%) и Региона Западной 1 Включая сообщения о серьезных событиях в области общественного здравоохранения, региональные сводки и сообщения о совещаниях Комитета по чрезвычайной ситуации.

2 части Тихого океана (5%). Большинство сообщений о событиях касались холеры, гриппа, лихорадки денге и легочной чумы. Кроме того, в 2017 г. ВОЗ опубликовала 98 сообщений в качестве выпусков новостей о вспышках болезней на своем официальном веб-сайте В 2017 г. Программа ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения оказывала активную поддержку при реагировании на вспышки болезней на всех трех уровнях Организации. Были оказаны техническая поддержка и поддержка в области операционного обеспечения при реагировании на вспышки острой водянистой диареи/холеры, денге, дифтерии, болезни, вызванной вирусом Эбола, гепатита Е, гриппа A(H1N1), лихорадки Ласса, малярии, легионеллеза, листериоза, Марбургской вирусной болезни, кори, менингита, Ближневосточного респираторного синдрома, вызванного коронавирусом (MERS-CoV), оспы обезьян, болезни, вызванной бактерией Acinetobacter baumannii с множественной лекарственной устойчивостью, некротизирующей флегмоны, чумы и желтой лихорадки. Значительную поддержку Секретариат оказал при реагировании на вспышку болезни, вызванной вирусом Эбола, в Демократической Республике Конго в мае-июне 2017 г. и на эпидемию чумы в Мадагаскаре в августе-ноябре 2017 года. В обоих этих случаях ответные меры включали быстрое развертывание полевых бригад, включая сотрудников ВОЗ на всех трех уровнях Организации и партнеров Глобальной сети предупреждения о вспышках болезней и ответных действий (GOARN). 5. ВОЗ тесно сотрудничала с партнерами и сетями GOARN, в частности, с Лабораторной сетью по возникающим и опасным патогенам, а также с Глобальным кластером здравоохранения, чрезвычайными медицинскими бригадами, резервными партнерами и Межучрежденческим постоянным комитетом для координации международной технической помощи, оказываемой государствам-участникам в связи со всеми опасными факторами, в целях улучшения эпиднадзора и мобильного лабораторного потенциала, поддержки систем предупреждения и ответных мер и осуществления комплексных мероприятий по реагированию на вспышки болезни, включая кампании вакцинации, распределение лекарственных препаратов и средств медицинского назначения и организацию специальной подготовки и обеспечение защиты для работников здравоохранения. Комитеты по чрезвычайной ситуации 6. Комитет по чрезвычайной ситуации, созданный в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) в отношении текущих событий и контекста, охватывающего передачу и международное распространение полиовируса, был единственным таким комитетом, функционировавшим в течение отчетного периода. Он проводил совещания каждые три месяца с мая 2014 г., когда международное распространение полиовируса было объявлено чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. Согласно решению Ассамблеи здравоохранения WHA68(9) (2015 г.), 1 См. веб-страницу ВОЗ «Новости о вспышках болезней» (по состоянию на 1 марта 2018 г.). 2

Это интересно:  Международные правоотношения и их структура

3 управление ситуацией продолжает осуществляться с помощью временных рекомендаций в соответствии с Правилами. На совещании Комитета по чрезвычайной ситуации 7 февраля 2018 г. пяти странам, затронутым полиовирусом, было предложено предоставить обновленную информацию о мерах, принимаемых для осуществления временных рекомендаций. После совещания Генеральный директор объявил о продолжающейся чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, и выпустил соответствующие временные рекомендации 1. Мониторинг соблюдения в отношении дополнительных медико-санитарных мер 7. В 2017 г. во время вспышек Эболы в Демократической Республике Конго и чумы в Мадагаскаре Секретариат применял структурированный подход к проведению конструктивного диалога с государствами-участниками в отношении дополнительных медико-санитарных мер. В двух случаях дополнительные меры, принимаемые государствами-участниками в отношении этих событий в области общественного здравоохранения, были классифицированы как меры, которые, в соответствии со Статьей 43.3 Правил, существенным образом нарушают международное движение, поскольку они повлекли за собой «отказ во въезде или отправлении лиц, совершающих международную поездку, багажа, грузов, контейнеров, перевозочных средств, товаров и тому подобное более чем на 24 часа» 2. В одном из этих случаев государствоучастник не предоставило ВОЗ обоснования принятых мер с точки зрения здравоохранения. Во втором случае такая информация была предоставлена ВОЗ лишь через 25 дней после принятия государством-участником дополнительных медикосанитарных мер. Секретариат будет продолжать проводить систематический мониторинг дополнительных медико-санитарных мер в связи с событиями в области общественного здравоохранения с целью регулярного предоставления руководящим органам обновленной информации в будущих докладах. УСИЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 8. С 2010 г. 195 из 196 государств-участников, по меньшей мере, один раз представили в Секретариат информацию о прогрессе с помощью ежегодного вопросника 3. По состоянию на 6 марта 2018 г. 158 (81%) из 196 государств-участников представили заполненный вопросник, разосланный в июне 2017 г.; в разбивке по 1 Statement of the Sixteenth IHR Emergency Committee Regarding the International Spread of Poliovirus ( по состоянию на 5 марта 2018 г.). 2 Международные медико-санитарные правила (2005 г.), третье издание. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2016 г. ( по состоянию на 27 февраля 2018 г.). 3 Рамочная программа мониторинга основных возможностей ММСП: вопросник для мониторинга прогресса в выполнении основных возможностей ММСП в государствах-участниках. Женева: Международная организация здравоохранения; 2017 г. ( GCR /en/, по состоянию на 27 февраля 2018 г.). 3

4 регионам это сделали 47 (100%) государств-участников из Региона Африки, 30 (86%) из Региона стран Америки, 11 (100%) из Региона Юго-Восточной Азии, 35 (64%) из Европейского региона, 19 (90%) из Региона Восточного Средиземноморья и 17 (63%) из Региона Западной части Тихого океана. Подробная информация о ежегодной отчетности государств-участников за 2017 г. опубликована на веб-сайте Глобальной обсерватории здравоохранения ВОЗ 1 вместе с анализом показателей, характеризующих уровни основных возможностей, требуемых для осуществления Правил, в разбивке по странам и по годам с 2010 года 2. В глобальных масштабах с 2010 г. зарегистрирован прогресс по 13 основным возможностям, в частности, в отношении зоонозов, эпиднадзора и лабораторий, но общие средние показатели свидетельствуют о срочной необходимости дополнительных устойчивых усилий в таких областях, как химические инциденты, возможности в пунктах въезда, кадровые ресурсы и радиационные чрезвычайные ситуации 3. В некоторых регионах требуются дополнительные возможности в областях безопасности пищевых продуктов и обеспечения готовности. 9. Секретариат активно поддерживает разработку национальных планов действий по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения на основе результатов различных процессов мониторинга и добровольной оценки. Национальное планирование было завершено в 18 странах 4 и в настоящее время продолжается еще в 12 странах 5. Секретариат разработал и продолжает оптимизировать руководящие документы и методики для разработки национальных планов действий. Вводный инструктаж для ускорения разработки таких планов был проведен для 25 сотрудников страновых бюро ВОЗ в Регионе Африки и представителей 10 стран в Европейском регионе, и в первом квартале 2018 г. такой инструктаж планируется провести для регионов Юго-Восточной Азии и Восточного Средиземноморья. Региональные и страновые бюро ВОЗ активно поддерживают государства-участников в разработке национальных планов действий и калькуляции затрат на их осуществление. 10. По состоянию на 2 февраля 2018 г. добровольную совместную внешнюю оценку провели, в общей сложности, 67 стран, из которых 39 стран провели ее в 2017 году. Все страны, которые провели такую оценку, признали особый межсекторальный импульс, возникший в результате процесса на страновом уровне, и важный вклад 1 (информация будет обновлена после поступления данных за 2017 г.) 2 См. International Health Regulations (2005) monitoring framework — country profiles website ( по состоянию на 27 февраля 2018 г.). 3 На основе анализа информации, полученной от 144 государств-участников по состоянию на 16 февраля 2018 года. 4 Камбоджа, Эритрея, Финляндия, Иордания, Кыргызстан, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Либерия, Монголия, Марокко, Мозамбик, Мьянма, Намибия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Уганда, Объединенная Республика Танзания. 5 Афганистан, Бенин, Чад, Коморские Острова, Кот-д Ивуар, Эфиопия, Гана, Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Судан, Соединенные Штаты Америки и Вьетнам. 4

5 внешних экспертов. В 2017 г. Секретариат оказал поддержку в проведении 22 имитационных занятий в 19 странах в целях тестирования различных функциональных возможностей для обеспечения готовности и принятия ответных мер. Эти занятия включали тестирование групп быстрого реагирования, системы передачи информации о риске, координационных механизмов и процедур обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям и принятия ответных мер в случае разных событий, таких как Эбола, менингит, холера, события в местах массового скопления людей и преднамеренные события. Кроме того, Секретариат, в частности региональные и страновые бюро, оказал поддержку в проведении ретроспективных обзоров в 21 стране с охватом, в общей сложности, 15 областей технической помощи. Сфера охвата обзоров включала заинтересованные стороны в области здравоохранения на национальном, региональном и местном уровнях, представителей местных сообществ, негосударственные структуры и международных партнеров. Подробную информацию о проведенных совместных внешних оценках, имитационных занятиях и ретроспективных обзорах можно найти на Портале стратегических партнерств ВОЗ В мае 2017 г. министры здравоохранения Группы двадцати впервые встретились с представителями Секретариата ВОЗ и Всемирного банка на имитационном занятии по отработке ответных мер на тяжелую и быстро распространяющуюся международную вспышку болезни. 12. В гг. Региональное бюро для стран Африки оказывало поддержку в проведении ретроспективных обзоров в 13 странах. Эти обзоры позволили последовательно получить уникальную информацию о функциональном состоянии и оперативной совместимости разных возможностей, определенных в процессах самооценки или совместной внешней оценки. Государства-участники признали значимость обзоров для тестирования функционального состояния систем реагирования на чрезвычайные ситуации, поскольку они дополняют статическую оценку основных возможностей, требуемую Правилами. ПРОЦЕДУРЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПРАВИЛАМИ Национальные координаторы по ММСП 13. Секретариат продолжал поддерживать круглосуточную доступность шести Региональных контактных пунктов ВОЗ по ММСП и провел оценку круглосуточной доступности национальных координаторов по ММСП в рамках глобального пилотного теста, проведенного в октябре 2017 года. Из 161 национального координатора по ММСП, с которыми связывались по электронной почте и телефону в рабочие часы по женевскому времени, 90 (56%) ответили на электронное сообщение в течение 72 часов и 103 (63%) были доступны по телефону. В соответствии с Правилами, все национальные координаторы по ММСП и Контактные пункты ВОЗ по ММСП должны быть доступны в любое время, с тем чтобы получать срочные сообщения и отвечать на 1 Портал стратегических партнерств ВОЗ. Размещен онлайн на (по состоянию на 27 февраля 2018 г.). 5

6 них; сеть национальных координаторов по ММСП, как указано в тесте, не функционирует оптимальным образом, и необходимо принять срочные меры для ее улучшения. Региональное бюро для сран Америки не принимало участия в пилотном тесте, поскольку оно проводит свои собственные регулярные тесты взаимодействия Регионального контактного пункта по ММСП и национальных координаторов по ММСП в регионе и докладывает о результатах Руководящему совету Панамериканской организации здравоохранения. По результатам тестов, проведенных в 2016 г., доступными по электронной почте оказались 32 из 35 государств-участников (91%) и по телефону 33 (94%) В том, что касается использования национальными координаторами по ММСП информационного сайта о событиях, то в 2017 г. 169 из 196 (86%) национальных координаторов по ММСП заходили на сайт, по меньшей мере, один раз, с тем чтобы получить обновленную информацию об имеющих место событиях и чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения. 15. В 2017 г. четыре из шести региональных бюро ВОЗ провели совещания с национальными координаторами по ММСП в целях специальной подготовки, обмена опытом и создания сообществ практики на региональном уровне. Так, например, в 2017 г. в Регионе Западной части Тихого океана было проведено ежегодное имитационное занятие по ММСП «Кристалл» в целях тестирования обмена информацией о событиях между национальными координаторами по ММСП и Региональными контактными пунктами по ММСП с участием 30 государствучастников, районов и территорий. В октябре 2017 г. национальные координаторы по ММСП из отобранных государств-участников Европейского региона прошли специальную подготовку, с тем чтобы лучше понимать свои функции в соответствии с Правилами, обсудить часто возникающие проблемы и обменяться опытом ежедневной работы. Секретариат ВОЗ будет поддерживать Учебную платформу по вопросам безопасности в области здравоохранения 2, которая включает занятия для национальных координаторов по ММСП с помощью электронных средств и в режиме реального времени. Пункты въезда 16. С 2007 г. 103 из всех 152 стран, имеющих выход к морю, и четыре страны, не имеющие выхода к морю, с внутренними портами направили ВОЗ перечень портов, уполномоченных выдавать судовые санитарные свидетельства в соответствии со Статьей 39 Правил. Некоторые государства-участники сообщили, что некоторые судовые санитарные свидетельства выдаются не уполномоченными на то портами; некоторые свидетельства выдаются неуполномоченными органами и возможно являются фальсифицированными; некоторые свидетельства не соответствуют образцу, содержащемуся в Приложении 3 к Правилам; и некоторые свидетельства заполняются 1 См. документ CSP29/INF/6, пункт 4. 2 Учебная платформа по вопросам безопасности в области здравоохранения. Размещена на (по состоянию на 8 февраля 2018 г.). 6

Это интересно:  Право пользования земельным участком состоит в возможности

7 ненадлежащим образом или неправильно. Для оказания поддержки государствамучастникам в преодолении этих трудностей в 2017 г. Секретариат организовал специальную подготовку для 970 сотрудников в 105 странах в области выдачи судовых санитарных свидетельств. 17. В том же году Секретариат в сотрудничестве с Международной организацией гражданской авиации оказал поддержку региональной программе по подготовке инструкторов по вопросам управления событиями в области общественного здравоохранения, имеющими место в воздушном транспорте, для 40 участников из 17 африканских стран. Кроме того, Секретариат разработал платформу для выявления переносчиков инфекции, которая позволяет выявлять переносчиков инфекции в пунктах въезда, вдля оказания содействия национальным координаторам по ММСП и органам общественного здравоохранения в пунктах въезда. Список экспертов по ММСП 18. На сегодняшний день Список экспертов по ММСП, учрежденный Генеральным директором в соответствии с Правилами, состоит, в общей сложности, из 460 экспертов, из которых лишь 88 были назначены Генеральным директором по просьбе государств-участников. Эти цифры указывают на то, что менее половины государствучастников в полной мере пользуются своими правами в соответствии со Статьей 47 Правил. Менее одной трети экспертов списка составляют женщины. Европейский регион имеет наибольшую представленность (34% экспертов списка, из которых почти половина приходится на три страны), за ним следуют Регион стран Америки (24%, причем почти половина из этих экспертов приходится на одну страну) и Регион Западной части Тихого океана (15%, причем почти две трети из этих экспертов приходится на три страны). Регионами с наименьшей представленностью являются Регион Юго-Восточной Азии и Регион Восточного Средиземноморья (8% каждый), за которыми следует Регион Африки (10%). В Список входят эксперты, специализирующиеся в 81 области, включая эпидемиологию, борьбу с переносчиками инфекции, инфекционный контроль, медицину путешествий, передачу информации о риске, вирусные геморрагические лихорадки, массовые мероприятия и пункты въезда. Секретариат прилагает усилия для улучшения гендерного баланса списка и дополнительного привлечения экспертов из наименее представленных регионов и из областей специализации, которые недостаточно представлены экспертами, такие как логистика и поддержка на местах, математическое моделирование, медицинская антропология и общественные науки. Желтая лихорадка 19. По состоянию на 6 февраля 2018 г. 89 стран и восемь заморских территорий заполнили ежегодный вопросник о международных поездках и здоровье, разосланный в качестве циркулярного письма для сбора информации о требованиях государствучастников, касающихся вакцинации против желтой лихорадки для лиц, совершающих международные поездки. В настоящее время 114 стран и 17 территорий требуют свидетельство о вакцинации против желтой лихорадки для въезжающих лиц. Из них лишь 42 страны и семь заморских территорий подтвердили, что в настоящее время 7

8 международное свидетельство о вакцинации против желтой лихорадки, подтверждающее использование утвержденной ВОЗ вакцины, принято в качестве действительного на протяжении всей жизни вакцинированного лица, как это следует из Приложения 7 к Правилам, измененного в соответствии с резолюцией WHA67.13 (2014 г.). 20. В июне 2017 г. научно-техническая консультативная группа по картированию риска желтой лихорадки 1 провела телеконференцию с целью обсудить просьбу стран о пересмотре районов, подвергающихся риску передачи желтой лихорадки, и рекомендаций в отношении вакцинации для лиц, совершающих международные поездки. Группа была также проинформирована о ситуации с желтой лихорадкой в Бразилии. В декабре 2017 г. Секретариат организовал технические консультации для пересмотра методологий оценки и картирования риска желтой лихорадки. В результате небольшая рабочая группа, включающая членов консультативной группы, работает над составлением карты районов с передачей желтой лихорадки, которая послужит основной как для консультативной группы, так и для Стратегии ликвидации эпидемий желтой лихорадки в разработке их соответствующих рекомендаций для лиц, совершающих международные поездки, и стран, подвергающихся риску передачи желтой лихорадки. МЕРОПРИЯТИЯ СЕКРЕТАРИАТА В ПОДДЕРЖКУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВИЛ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ 21. Согласно решению Ассамблеи здравоохранения WHA70(11) (2017 г.), Секретариат разработал проект пятилетнего глобального стратегического плана повышения уровня готовности и реагирования систем общественного здравоохранения. Проект был представлен на рассмотрение Исполнительному комитету на его Сто сорок второй сессии. Затем Исполком принял решение EB142(1), в котором рекомендовал Семьдесят первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения принять решение, в котором, помимо прочего, будет одобрен стратегический план В 2017 г. ВОЗ и Всемирная организация здравоохранения животных (МЭБ) провели национальный вспомогательный семинар для оказания поддержки шести странам в расширении сотрудничества между службами охраны здоровья животных и людей. На этих семинарах национальные заинтересованные стороны государственного и частного секторов на центральном, районном и местном уровнях встречаются для составления совместной дорожной карты в целях профилактики и выявления вспышек зоонозных заболеваний и чрезвычайных ситуаций в области безопасности пищевых продуктов и реагирования на них. Результаты этих семинаров используются для определения приоритетных задач в целях включения в национальные планы действий по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения. 1 См. (по состоянию на 28 февраля 2018 г.). 2 См. документ A71/8. 8

9 23. По рекомендации Комитета по обзору роли Международных медико-санитарных правил (2005 г.) в связи со вспышкой Эболы и реагированием на нее 1 Секретариат учреждает научную консультативную группу по инфекционным опасностям для оказания дополнительной поддержки в анализе и оценке риска возникающих патогенов. 24. Секретариат пересмотрел и опубликовал Рекомендации по правилам перевозки инфекционных материалов 2. Более чем 100 национальным референс-лабораториям в шести регионах ВОЗ была предложена глобальная схема тестирования квалификационного уровня лабораторий в целях тестирования потенциала для выявления арбовирусов. Секретариат оказал дополнительную поддержку в осуществлении национальной политики и стратегических планов в отношении лабораторий в целях укрепления национальных систем общественного здравоохранения. Кроме того, был разработан и опробован электронный инструмент для усиления основанного на показателях эпиднадзора с целью его дальнейшего распространения в 2018 году. 25. Секретариат продолжал усиливать свои партнерства для содействия осуществлению Правил. На двух важных совещаниях, проведенных в 2017 г., собрались представители стран и партнеров из разных секторов, включая здравоохранение животных и гражданские и военные службы здравоохранения, для обмена опытом и определения направлений дальнейшего сотрудничества В 2017 г. региональные и страновые бюро ВОЗ оказывали активное содействие государствам-участникам в ускорении осуществления Правил и усилении возможностей для обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения. Деятельность по поддержке государств-участников в области мониторинга и оценки возможностей в соответствии с Правилами продолжается на основе проведения межсекторального подхода и интеграции с системами здравоохранения. Азиатско-тихоокеанская стратегия по борьбе с новыми болезнями и чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения продолжала служить основой для деятельности по осуществлению Правил и руководством для государств-участников в обновлении их национальных планов действий. 27. Участники Форума по всеобщему охвату услугами здравоохранения, проведенного в Токио декабря 2017 г. и организованного Правительством Японии, Всемирным банком, ВОЗ, ЮНИСЕФ, «ВОУЗ-2030» и Японским агентством по 1 Документ A69/21, рекомендация 6. 2 Guidance on regulations for the transport of infectious substances Geneva: World Health Organization; 2017 ( по состоянию на 28 февраля 2018 г.). 3 Обеспечение глобальной безопасности в области здравоохранения на основе устойчивого финансирования (Сеул, Республика Корея, июля 2017 г.) и Управление будущими глобальными рисками для здоровья путем укрепления гражданских и военных служб здравоохранения, проведено совместно с Международным комитетом военной медицины (ICMM) (Джакарта, октября 2017 г.). 9

10 международному сотрудничеству, выдвинули цель обеспечить «целенаправленные инвестиции для профилактики и выявления вспышек болезней и других чрезвычайных ситуаций и реагирования на них, в том числе в системы эпиднадзора, в целях обеспечения безопасности в области общественного здравоохранения и международного сотрудничества в соответствии с Международными медикосанитарными правилами (2005 г.)» 1. Секретариат разработает общую программу для согласования основных возможностей, предусмотренных Правилами, с основными медико-санитарными функциями систем здравоохранения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28. По общему мнению Правила, с момента их принятия в 2005 г., способствуют более эффективному обеспечению готовности международного сообщества к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения и реагированию на них. Многие государства-участники успешно создают и усиливают основные возможности, предусмотренные Правилами. Вместе с тем, в некоторых странах попрежнему остаются значительные пробелы в основных возможностях, и возникающие и вновь возникающие угрозы с пандемическим потенциалом продолжают представлять значительную проблему для слабых систем здравоохранения. Используя существующий импульс и инициативы, направленные на поддержку осуществления Правил, государства-участники должны активизировать усилия по созданию и подержанию основных возможностей и обеспечить полную интеграцию таких возможностей, включая возможности, относящиеся к пунктам въезда, в их системы здравоохранения. К этой деятельности необходимо по-прежнему привлекать и другие соответствующие сектора, такие как здравоохранение животных, туризм и транспорт. Глобальная сеть национальных координаторов по ММСП продолжает играть центральную роль в осуществлении Правил и формировании архитектуры глобальной безопасности в области здравоохранения, несмотря на то, что в некоторых странах сохраняются значительные проблемы, связанные с действительными функциональными возможностями национальных координаторов по ММСП и их способностями реагировать. 29. Проект пятилетнего глобального стратегического плана повышения уровня готовности и реагирования систем общественного здравоохранения на гг., передаваемый на рассмотрение Семьдесят первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 2, позволит Секретариату и государствам-участникам заняться решением проблем, упомянутых выше, и ускорить осуществление Правил. ДЕЙСТВИЯ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 30. Ассамблее здравоохранения предлагается принять настоящий доклад к сведению. = = = 1 См. Токийскую декларацию о всеобщем охвате услугами здравоохранения ( (по состоянию на 28 февраля 2018 г.). 2 Документ A71/8. 10

Статья написана по материалам сайтов: dpo-ilm.ru, library.icdc.ru, docplayer.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий