+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Общая характеристика основных правовых систем современности

Классификация правовых систем современности

Одной из наиболее важных составляющих при рассмотрении вопроса классификации правовых систем является определение складывающегося в том или ином обществе типа отношения к праву. Воспользовавшись географической терминологией, типы отношения к праву можно условно определить как:

1. Восточный тип. В наиболее концентрированном виде он проявляется в Китае, странах Юго-Восточной Азии и в значительной степени в Японии, а потому точнее назвать его дальневосточным типом отношения к праву. Основной его чертой является стремление субъектов правоотношений по возможности избежать применения мер правового регулирования. Отличие подобного игнорирования правовых механизмов от правового нигилизма состоит в том, что оно вызвано не негативным отношением к правовым механизмам, не сомнениями в их эффективности, а сложившимися в обществе традициями разрешения спорных вопросов посредством иных механизмов. Это прежде всего использование различных примирительных процедур, ориентированных на достижение консенсуса. Например, в Китае идеологическим обоснованием этого типа отношения к праву служит конфуцианская философия.

2. Южный тип, которому свойственно всемерное почитание права. Однако здесь право воспринимается скорее как недостижимый идеал справедливого общества, как нечто трансцендентальное, нежели как формируемый государством свод поведенческих требований. Наиболее полно и четко эта позиция выражена в концепции исламского (мусульманского) права. Исламское право в своей совокупности формируется адатом — сводом обычаев и традиций, шариатом, а также заимствованными у Европы механизмами правовой кодификации. Поэтому среди источников мусульманского права особо выделяются: Коран — священная книга, представляющая собой собрание высказываний пророка Магомета, — Сунна — священное жизнеописание пророка, закрепляющие нормы поведения правоверного мусульманина в обществе, и иджма как форма доктринального права, а лишь затем — кодифицированное право.

3. Западный тип. Здесь право воспринимается как наиболее эффективный из выработанных в ходе исторического развития общества регуляторов, складывающихся между его субъектами отношений, как инструмент преодоления возникающих противоречий и споров. Имеющее в своей основе христианские установки право при подобном отношении к нему лишается божественного происхождения и «низводится» на уровень государственного инструмента. Именно при господстве подобного отношения к праву можно говорить о формировании правового государства в том его понимании, в каковом оно предстает в современном правоведении.

4. Нигилистический тип. Он является скорее не отношением к праву, а отрицанием права. Поэтому следует отказать ему в географической привязке, которая и так более чем условна. Правовой нигилизм проявляется прежде всего в отрицании необходимости самого правового регулирования и в стремлении при наличии такового избежать его применения. Во многом правовой нигилизм обусловлен неверием граждан в государственные механизмы, в их способность защитить законные интересы субъектов правоотношений и эффективно разрешить спорные ситуации. Опасность утверждения правового нигилизма в обществе состоит прежде всего в замене нормативно-правовых регуляторов внеправовыми, а зачастую и неправовыми.

В зависимости от преобладания в обществе одного из перечисленных типов отношения к праву правовая система того или иного государства предстает не как просто совокупность неких юридических установлении, а как система, характеризующая это общество и государство. По сути, речь идет о формировании правовых цивилизаций и разделе мира между ними.

В научной литературе наибольшую поддержку получила следующая классификация систем права.

1. Правовые системы, использующие в качестве основы каноническое право и непосредственно оперирующие его категориями. Ряд современных государств применяют в своей правовой практике канонические установки, в частности системы мусульманского, иудейского, индусского права.

2. Традиционалистские правовые системы. Чаще всего они присущи обществам с восточным типом отношения к праву. В частности, Китаю, Таиланду, Вьетнаму, Японии, государствам Центральной Африки и другим странам, на общественную и государственную жизнь которых преобладающее воздействие оказывают обычаи и традиции населяющих их территории народов.

3. Идеологизированные правовые системы, где правовые механизмы и инструменты обязательно дополняются некими идеологическими требованиями. Прежде всего речь идет о правовой семье социалистического права, еще в недалеком прошлом включавшей в себя правовые системы значительного числа европейских и азиатских государств.

4. Европейская континентальная правовая система, более известная как романо-германская правовая система.

5. Англосаксонская правовая система, которую за пределами Великобритании предпочитают именовать системой общего права.

Приведенная схема не является общепризнанной. В работах по теории права встречаются и иные, более или менее дробные классификации. Германский правовед К.Цвайгерт выделяет семь ведущих «правовых кругов» — романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. При этом классифицирующим признаком выделения типов правовых систем выступает критерий правового стиля, представляющий собой единство пяти факторов: а) происхождение и эволюция правовой системы; б) своеобразие юридического мышления; в) специфические юридические институты; г) природа источников права и способы их толкования; д) идеологические факторы.

Французский ученый Р. Давид выделяет три главных вида правовых систем (правовые семьи) — романо-германская правовая система, социалистическое право и общее право, относя к «другим видам общественного строя и права» мусульманское право, индусское право, китайское право, японское право, правовые системы Африки и Мадагаскара. Он утверждает, что различия между правом разных стран уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования и оценки норм, при этом главными критериями классификации правовых систем указываются юридическая техника и правовая философия.

Создание универсальной схемы невозможно не в силу правовых разногласий, а скорее из-за воздействия на процесс типологии правовых систем политических интересов и внеправовых моментов, носящих как объективный, так и конъюнктурный характер. Очевидно и то, что любая правовая система включает в себя и некоторые составляющие религиозного, идеологического толка, учитывает особенности традиций и обычаев народов, проживающих в государстве. Отнесение той или иной национальной правовой системы к одному из вышеперечисленных типов зависит от характеристики основных ее составляющих.

Таким образом, анализ систем права предполагает определение способов:

  1. выработки правовых норм;
  2. систематизации правовых норм;
  3. толкования правовых норм;
  4. использования юридических норм в правоприменитель-ной практике;
  5. преодоления коллизий между нормами.

Приведенные пять основных способов позволяют с юридически корректных позиций рассматривать правовую систему того или иного государства и определять тип по общемировой классификации. Очевидно, что философы, политологи, культурологи и другие представители неюридических дисциплин могут использовать иные подходы и значительно отличающиеся друг от друга классификации правовых систем.

При формально-юридическом анализе современных национальных систем права можно с высокой долей уверенности утверждать, что в современном мире преобладают две основные правовые системы: романо-германская и англосаксонская.

Религиозные, традиционалистские и идеологизированные составляющие систем права в современном мире выступают как значимые явления, определяющие специфику права того или иного государства. Однако все государства вынуждены в качестве основ своих правовых систем использовать механизмы, свойственные двум ведущим правовым семьям. Даже советское право, будучи наиболее ярким примером идеологизированной правовой системы, по своим базисным характеристикам отвечало критериям романо-германской правовой семьи. Наличие культурных, исторических, этнических особенностей не только не отрицает упомянутой общности, но, напротив, подтверждает принципиальное единство. Канонические правовые системы следует отличать от собственно религиозного (канонического) права. С формированием светских государств религиозная составляющая, продолжающая оказывать свое воздействие на уровне правовой идеологии и философии права, утрачивает свое юрисдикционное значение. Охарактеризовать систему права как каноническую можно лишь в том случае, если все государственно-правовое устройство страны строится на религиозных основах. В противном случае, если каноническое право выступает лишь как регулятор внутрицерковной жизни, можно говорить о существовании в государстве канонического права, но не о канонической государственной правовой системе.

Особое внимание к каноническому праву при рассмотрении вопроса о правовых системах обусловлено тем обстоятельством, что ведущие правовые семьи так или иначе создавались на фундаментальных положениях римского права и моральных ценностях христианства. Национальные правовые системы большинства европейских государств формировались на основе христианского миропонимания, свойственных ему представлений о справедливости, добре и зле. В значительной степени религиозное каноническое единство обеспечивало сходство правовых систем в различных европейских государствах. До отделения в 1054 г. римско-католической церкви от Вселенского Православия ее канонической территорией являлась Западная Римская империя, в то время как территория Восточной Римской империи находилась под контролем Византии и в управлении Константинопольского патриархата. При этом обеспечивалась общность основополагающих подходов и взглядов на государство, общество и право.

Как католичество и православие порождены единой общей христианской культурой, так и системы права европейских государств имеют общие основы. Отсутствие канонического общения между римско-католической церковью, объявившей своей канонической территорией весь мир, и православными церквами, не признающими подобной территориальной юрисдикции Рима, не означает их канонического антагонизма. А существование и самостоятельное функционирование 15 патриархатов православной церкви не отрицает их канонического единства.

Аналогичная ситуация складывается и при классификации правовых систем в Европе. Можно привести следующую, хотя и несколько условную, схему. Системы права стран католического мира, безусловно, входят в романо-германскую правовую семью. Страны протестантского мира относятся к англосаксонской правовой системе. Однако в той же степени, в какой мы говорим об исторической общности православия и католицизма, объединенных общехристианскими канонами, в такой же степени мы можем утверждать наличие единства правовых систем западноевропейских и восточноевропейских стран. В своей совокупности эти системы образуют единую европейскую континентальную правовую семью.

В структуре каждой правовой семьи выделяются группы правовых систем. В рамках европейской континентальной правовой семьи надлежит выделить следующие группы: а) группа германского права; б) группа романского права; в) группа славянского права; г) группа северного права.

Общая характеристика отдельных правовых систем

Виды систем права находятся в зависимости от ряда обстоятельств, в числе которых ведущее место занимает строение системы права, генезис права и государства, система источников права и иные критерии.

Классификация Р. Давида построена на сочетании следующих оснований: идеология (факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и юридическая техника.

Виды: романо-германская, англосаксонская, социалистическая, религиозная и традиционная.

Классификация К. Цвайгерта имеет основанием правовой стиль, учитывающий следующие факторы: 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы.

Виды: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, право ислама, индусское право.

а) романо-германская система права характеризуется высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных законодательных актов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершенной, структурно замкнутой нормативной системы.

Государства романо-германской правовой системы имеют писанные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. В большинстве стран действуют гражданские, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущих законов разветвлена и регулирует все важнейшие сферы общественных отношений. Среди источников романо-германского права велика роль подзаконных актов. Обычай практически утратил роль источника права. Данная система придает определенное значение судебной практике, результаты которой оформляются актами толкования права.

Существенную роль при отправлении правосудия играют зафиксированные в законе общие принципы права, которые при определенных условиях могут быть основанием для решения дел.

б) англосаксонская правовая система характеризуется тем, что правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, придает праву большую казуистичность и меньшую определенность. Деление права на частное и публичное отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах.

Прецедентное право сочетается со статутным (в Англии), при этом роль последнего возрастает. Английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Акты делегированного законодательства и акты исполнительной власти могут отменяться судом.

в) особенностью религиознообщинной правовой системы является то, что в них юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они характеризуются связанностью с религиозными и обычно-общинными нормами. Примерами такого типа систем являются мусульманская, индусская и др. Рассмотрим особенности данного типа на примере мусульманской правовой семьи. Данная система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлении. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманским праве. Мусульманское право — это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.

Это интересно:  Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента

Развитие системы права в России

Российская система права входит в единую европейскую правовую цивилизацию, что ни в коей степени не позволяет квалифицировать ее как рудиментарную по отношению к романо-германской правовой системе.

За исключением периода монгольского ига, не оказавшего, сколько-нибудь существенного влияния на русское право, его развитие находилось в рамках общих для всей Европы принципов. Эта общность, с одной стороны, обусловлена восприятием византийского права, с другой — модернизацией русского права на основе германского права, его рецепции в петровское и постпетровское время. Рецепции подлежали преимущественно те правовые нормы и правовые институты, которые регулировали отношения между частными собственниками. При этом рецептированные правовые институты и нормы были вынуждены сосуществовать с основанными на православных традициях представлениями о должном и справедливом, что определяется в литературе как «русское право». Подобное взаимопроникновение не могло быть простым, во многом оно не осуществлено и сегодня, что находит свое выражение в феномене правового нигилизма. При этом нигилизм проявляется прежде всего в отношении нормативистских привнесений в российскую правовую культуру.

В сложном состоянии не окончательно преодоленного противоречия между традиционными представлениями и рецептированным правом российское право подошло к этапу своего революционного перехода из семьи романо-германских правовых систем в новую правовую семью — семью социалистического права.

Утвердившаяся советская власть, не имевшая четких представлений о перспективах правового развития страны, начала проповедовать правовой нигилизм на уровне государственного подхода. Но, довольно скоро убедившись в неспособности предложить обществу более эффективные, нежели правовые, регуляторы общественных отношений, советская власть стала культивировать нормативизм в его самом элементарном понимании.

Социалистическое право может быть выделено как обособленная правовая семья. Но эта обособленность, если воспользоваться марксистской терминологией, носит надстроечный характер, выражающийся в дополнении вполне позитивистских по правовой форме нормативных установлении идеологической составляющей. В своей же основе марксистско-ленинская правовая доктрина имеет позитивистскую теорию об обязательном санкционировании правил поведения государственно-правовыми институтами. Надстроечный характер социалистического права подтверждается тем, что к этой правовой семье относились страны, досоциалистическое развитие правовых систем которых осуществлялось как в рамках романо-германской правовой семьи (речь идет о восточноевропейских государствах: Россия-СССР, Восточная Германия, Югославия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехословакия, а также о первом социалистическом государстве в западном полушарии — Кубе), так и в рамках семьи традиционного права (это правовые системы Китая, Вьетнама, Лаоса, Монголии, Северной Кореи).

Общая характеристика правовых систем современности

Для начала следует отметить, что право как социальная категория — это ядро и нормативная основа всей правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Вообще по характеру права, существующему в данном конкретном обществе, можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, о правовой политике и правовой идеологии государства.

Итак, правовая система — это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений.

Правовая система — это сложное, многослойное, многоуровневое, динамическое и в то же время иерархическое образование. Вследствие последней особенности в структуре каждой правовой системы можно выделить свои системы и подсистемы, узлы и блоки. При этом следует отметить, что те элементы, которые входят в правовую систему, неодинаковы по своему значению, содержанию, юридической природе, удельному весу в рамках цельной правовой системы, самостоятельности, степени воздействия на иные компоненты и др.

Правовая система — это часть общесоциальной системы. В современном мире существует большое многообразие различных правовых систем. При этом каждая из этих правовых систем отличается какими-либо особенностями. В частности, российская правовая система организована на федеральной основе, иными словами, в каждой республике, а также в ином субъекте Российской Федерации существует своя отдельная правовая система, которая обязательно должна согласовываться с общефедеральной.

Вследствие наличия большого многообразия видов правовых систем в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу о классификации правовых систем. Однако в настоящее время при классификации правовых систем современности опираются в совокупности на следующие три критерия:

При этом в рамках теории государства и права при изучении понятия «правовая система» выделяют следующие правовые категории: национальная правовая система, правовая семья и группа правовых систем.

Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельно взятой страны. Итак, национальная правовая система — это элемент того или иного конкретного общества, отражающий социально-экономические, политические и культурные особенности данного общества. В настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Однако далеко не все государства имеют развитые и особенно в правокультурном смысле самобытные и целостные национальные юридические (правовые) системы.

Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Если взять за основу следующие три критерия:

2) духовный (религия, этика и т. п.)

то можно выделить следующие пять основных видов правовых семей, существующих в современном мире:

1. Семья общего (англосаксонского) права. Общее право исторически сложилось в Англии и действовало на всей ее территории в течение X—XIII вв. Данная форма права существовала в виде законодательства и судебных обычаев. Специфика общего права состояла в отсутствии кодифицированных отраслей права, а также в наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов).

Под судебным прецедентом понимался образец аналогичного судебного дела, рассматриваемого аналогичным судом. Ввиду такого распространения судебного прецедента почти все нормы общего (англосаксонского) права носили казуистический (индивидуальный) характер. В рамках общего права особое внимание уделялось процессуальным нормам, форме судопроизводства, источникам доказательств.

Важным отличительным признаком данной правовой семьи является полная самостоятельность судебной власти от любой иной государственной власти, вследствие этого в странах англосаксонского права отсутствовали такие государственные органы, как прокуратура и административная юстиция.

Следует отметить, что помимо общего права в структуру английского права в настоящее время также входят статутное право — законодательство и «право справедливости».

2. Романо-германская правовая семья. Исторические корни данной правовой семьи уходят в эпоху римского права (I век до н. э. — VI век н. э.). В качестве основного источника права в этом случае выступает именно писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства.

Практика использования судебного прецедента у этой правовой семьи весьма своеобразна. Так, судья, по общему правилу, не обязан, но имеет право следовать решению другого суда по аналогичному делу. Однако этот же судья обязан при разбирательстве дела опираться на решения Верховного и (или) Конституционного Суда. Но и при этом даже высшие судебные инстанции не имеют права создавать новые нормы права в своих решениях, они могут осуществлять лишь толкование уже созданных правовых норм. Таким образом, при романо-германской правовой семье судебные решения одного суда не являются образцами для другого суда.

3. Обычно-традиционная правовая семья. К числу стран, входящих в данную правовую семью, относятся: Япония, государства Тропической Африки и др. Отличительной особенностью правовой системы этих стран является традиционное и религиозное регулирование всех сфер общественной жизни.

Иными словами, в странах обычно-традиционной правовой семьи право рассматривается не как результат деятельности государства, а как нечто само собой существующее, созданное Богом либо обществом. При этом в основе обычно-традиционной правовой семьи лежит система обычаев, по которым живет общество, либо какая-либо система вероучения.

4. Религиозная правовая семья. В рамках данной правовой семьи можно выделить две ее разновидности — мусульманская и индусская.

Мусульманская правовая семья. Вообще, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран — это священная книга ислама и всех мусульман, которая состоит из высказываний пророка Магомета. Коран содержит как религиозные наставления, так и нормы нормативно-юридического характера. Сунна — это мусульманское священное предание о жизни пророка, которое состоит из норм-традиций. Иджма — это сборник комментариев либо толкований норм ислама, которые становятся уже юридическими нормами. Характерными чертами мусульманской правовой семьи являются ее архаичность, казуистический характер норм, отсутствие писаного права и систематизированных правовых отраслей.

Индусская правовая семья. Данная правовая семья охватывает практически все народы, имеющие индийские корни. Индусское право тесно связано с религией — индуизмом. Содержание права составляют обряды, верования, различные идеологические ценности — мораль, философия. Особенное внимание при регулировании общественного поведения уделяется институтам семьи, наследства, социальному положению человека.

5. Славянская правовая семья. Данная правовая семья характеризуется яркой самобытностью, которая обусловлена глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов. Славянская правовая семья характеризуется органической целостностью, единством права и государства, коллективным характером ведения хозяйства. Право этой семьи тесно связано с православным христианством, вследствие чего содержание права несколько сходно с содержанием Библии.

Ведущим элементом славянской правовой семьи является российская правовая система. Историческими, региональными и юридическими источниками современного российского права выступают два противоположных законодательных массива: право Российской империи и советское право. В результате слияния этих правовых массивов российское право пришло в сложное состояние, которое является переходным этапом в процессе эволюции.

Сферой влияния российской правовой системы продолжает оставаться территория бывшего Союза Советских Социалистических Республик. При этом право Российской Федерации — это сердцевина своеобразной юридической экосистемы.

В рамках той или иной конкретной правовой семьи могут существовать более дробные элементы — группы правовых систем. Так, например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы правовых систем: романское, каноническое и германское право. В рамках англосаксонской правовой семьи существуют правовая система Англии, США и группа правовых систем бывших колониальных владений Великобритании. И наконец, в состав славянской правовой семьи входят следующие группы правовых систем: российское право и западно-славянское право

Характеристика основных правовых систем современности

Относительный характер процесса объединения правовых систем в правовые семьи проявляется во взаимном переплетении норм, институтов, правовых традиций и культур, лежащих в основе образования и деятельности одной правовой семьи с соответствующими нормами, институтами, правовыми и культурными традициями других правовых семей. Все правовые семьи характеризуются как большим многообразием, так и относительным единством, поэтому вопрос о количестве правовых семей всегда будет представлять интерес для исследователя. Рассмотрим основные правовые системы современности.

Романо-германская правовая семья представляет собой группу правовых систем, возникших на основе римского правового наследия. Это самая большая правовая семья, правовые системы которой сложились в странах континентальной Европы, Латинской Америки, Дальневосточной и Юго-Восточной Азии, бывшей французской Африки. 88 Сравнительное правоведение. Учебное пособие. Коллектив авторов./Под ред. В.И. Власова, Г.Б. Власовой, С.В. Денисенко. М.: КНОРУС,2014.С.31. Романо-германская правовая семья в своем становлении прошла три периода. Первый период характеризуется упадком Западной Римской империи. На ее развалинах появились несколько варварских государства, которые явились прародителями современных западных государств. Основным источником права являлся Свод Юстиниана и обычное право германских племен. В 12 веке возникает необходимость в развитии обычного права. И уже в 13 веке начинается второй период в развитии романо-германской правовой семьи, продолжавшийся до конца 18 века. Процесс формирования романо-германского права получил название «рецепция римского права».

Это интересно:  Нужны ли права на скутер до 50

Основным содержанием рецепции было восстановление действия того нормативного содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. В романо-германской правовой семье начиная с 19 века, господствующая роль отведена закону. В силу исторических причин право выступает здесь как средство регулирования отношений между гражданами. Формирование романо-германской правовой семьи было обусловлено ростом торговли и возрождением городов. Развитие ремесла и торговли вело к увеличению экономического потенциала городов и стремлению к независимости феодалов. Превращаясь в самоуправляющую организацию, городам стали необходимы юристы. Таким образом, необходимо было расширять количество учебных заведений. Именно университеты стали «основным источником, откуда распространялись новые идеи, благоприятствуя тем самым возрождению права». 99 Тавлинов С.В. Западно-европейская средневековая государственность. М., 1995.С.82.

В качестве события, определившего всю историю континентального права и западноевропейской юридической науки, признается факт обнаружения в конце 11 века в рукописи, содержащей второй тои Свода Юстиниана,- Дигесты. Вместе с первым томом — Кодексом Юстиниана — они составили основу деятельности возникшей в Болонье юридической школы, из которой появился первый в Европе университет. Таким образом, основой преподавания права в средневековой Европе стало римское право. Говоря о структуре романо-германского права, следует исходить из того, что право представляет собой своеобразное удовлетворение потребности в регулировании общественных отношений. Обусловленное, таким образом, обществом — право выражается на практике в определенном виде, которое принято называть формой права. Среди признаков романо-германской правовой семьи, можно выделить следующие:

— основным источником права является нормативно-правовой акт;

— судебный прецедент и правовой обычай выступают в качестве дополнительных источников права;

— на первом месте находятся права человека и гражданина, а не обязанности;

— деление системы права на публичное и частное;

Системы романо-германского права характеризуются сходством элементов понятийного аппарата. Это категории, понятия, принципы, которыми оперирует каждая правовая система этой семьи. Материальное право преобладает над процессуальным. Также необходимо отметить, что в романо-германской правовой семье сложились две противоположные тенденции: первая заключается в стремлении сделать законы доступными, вторая предусматривает использование точного юридического языка. За законами, следующими по значимости, следуют подзаконные акты. Это декреты, регламенты. В ряде стран их называют делегированным законодательством, так как они издаются не парламентом, а исполнительными государственными органами. На третьем месте по значимости стоит судебная практика. Р. Давид указывает, что судебная практика играет ведущую роль в развитии права Франции и Германии. 110 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.М., 2011.С.96. 0

Таким образом, хотя правотворческая роль законодателя велика, само по себе право является нечто большим, чем просто закон. Оно создается совместными усилиями всех юристов, в том числе и тех, кто участвует в осуществлении правосудия. Своеобразное положение в системе источников романо-германского права занимает обычай. Он фактически не является самостоятельным источником права. Часто, обычаи идут вразрез с законом, являются довольно редким явлением, которое всячески ограничивается, а в некоторых правовых системах, запрещается законодательством, например, в Италии. 111 Сравнительное правоведение. Учебное пособие. Коллектив авторов./Под ред. В.И. Власова, Г.Б. Власовой, С.В. Денисенко. М.: КНОРУС. 2014.С.37. 1 В качестве особого источника права в романо-германской семье выступают общие принципы права. Они могут вытекать из закона, примером чего могут быть решения Конституционного Совета Франции, обязывающие законодателя уважать принципы, выраженные в самой общей форме в Конституции 1958г. Но общие принципы могут и не следовать из закона. 112 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2001.С.110. 2

Таким образом, романо-германская правовая семья является самой старшей правовой семьей в современном мире. В то же время, это самая большая и влиятельная семья, состоящая из нескольких подгрупп. В нее входят правовые системы в трех частях света — Европе, Америке, Азии. Правовые системы Германии и Франции стали прародителями для подгрупп континентальной Европы.

Также, одной из наиболее распространенных в мире правовых семей является англосаксонская правовая семья. К ней относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Эту правовую группу называют также семьей общего права. 113 Кананыкина Е.С. Философские традиции анализа источников (форм) права // Право и политика. — М.: Nota Bene, 2004, № 10. С. 9. 3 Общее право, являющееся правом Англии и Уэльса, окончательно сложилось к 18веку. Своеобразие этой правовой системы заключается в том, что она не испытала на себе влияния рецепции римского права, не подверглась кодификации и развивалась самостоятельно. Что касается исторического развития, то англосаксонская правовая система развивалась в 4 этапа. До 1066 года нормандского завоевания Англии отсутствовало общее для всех право, основным источником права являлись местные обычаи, характерные для каждого региона. Второй этап характеризуется установлением власти династии Тюдоров, происходит централизация государства, создается общее для всей страны право, которое осуществляли суды королевства. Третий период — период расцвета общего права и его упадка. Общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность. Четвертый этап ознаменовался тем, что в 1832 году в Англии, в результате судебной реформы судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственные убеждения справедливости. Современная структура английского права не признает деление последнего на частное и публичное. Его заменяет деление права на общее право и право справедливости, которые в совокупности составляют прецедентное право Англии. Самым важным источником английского права, как и всего англосаксонского, является судебный прецедент. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями, палатой Лордов английского парламента, Апелляционным судом и Высоким судом. Прецеденты находятся между собой в иерархической соподчиненности, в зависимости от положения создающих их судов в общей судебной системе страны. Судебная инстанция не может отказаться от созданного ранее прецедента, который подлежит изменению лишь компетентным судом или парламентским актом. Стоит отметить, что полное совпадение обстоятельств разных дел, случается не так часто, поэтому судья по своему усмотрению может признать, сходны ли они, от чего зависит применение той или другой прецедентной нормы. Судья также может не найти никакого сходства обстоятельств и если вопрос не регламентирован статутным правом, сам создает правовую норму. Таким образом, пределы усмотрения судьи в английском праве весьма значительны и во многом предопределяют результаты рассмотрения дела.

Большое значение наряду с судебной практикой придается в английской правовой системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона), причем их роль в последнее время существенно возрастает. Это обусловлено в первую очередь потребностями международного экономического и иного сотрудничества. Парламентский статут является официальным письменным актом, изданным законодательным органом государства. Следует подчеркнуть, что любой закон (статут) — это не просто формальный акт, постановление парламента, а нормативное предписание, являющееся строго обязательным для всех лиц, которым оно адресовано. 114 Романов А.К. Правовая система Англии. М.:ДЕЛО, 2002.С.129. 4 Хотя судебный прецедент занимает в системе источников права доминирующее положение, статутное право характеризуется большим разнообразием. Выделяют конституционные и обычные законы. Также все парламентские статуты могут быть подразделены по признаку адресности, на публичные и частные.

Публичные законы рассчитаны на все общество в целом и на неоднократное применение. А частные, наоборот, адресованы определенному кругу лиц, как физических, так и юридических. Самым древним источником права англосаксонской правовой семьи считается обычай. Сегодня роль правового обычая среди других источников права непрерывно сокращается. Правовой обычай как источник права проявляет себя на уровне муниципальных образований. Например, обычай может быть признан имеющим юридическую силу как источник конкретных субъективных прав, подлежащих защите в суде. 115 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2001.С.187. 5 Особое место среди источников английского права занимает юридическая доктрина. Если в романо-германской правовой семье она не является самостоятельной формой выражения и закрепления юридических норм, то в правовой системе Англии в качестве авторитетных произведений, которые использовались и могут использоваться в судебном процессе, выступают труды «О законах и обычаях Англии» Бректона 13 века, «Институции» Коука 17века. Значения этих источников заключается в следующем, мнения юристов, изложенные в них, являлись обязательными для судов. Вторая ветвь англосаксонского права — правовая система США.

На территории Северной Америки английское право было распространено обосновавшимися там переселенцами из Англии и Ирландии. Обычаи и традиции местных индейцев игнорировались как нечто чуждое и нецивилизованное. Однако английское право претерпело в американских колониях довольно значительные изменения, связанные с новыми условиями, и в первую очередь с тем, что в Новом Свете отсутствовал феодальный уклад.

Таким образом, англосаксонская правовая семья, являясь уникальным и во многом неповторимым культурно-правовым явлением, где наряду с законом главенствующая роль принадлежит такому источнику права, как прецедент или судейская практика, для своего дальнейшего развития в современных условиях использует и такие источники, как обычаи, традиции, доктрина, договор.

Историко-легитимную основу любой правовой системы создает традиция, которая посредством языка, обычаев, юридической практики свидетельствует о преемственности права и правовой системы. Религиозная правовая система и есть исторически сложившиеся на основе религиозно-нравственной доктрины, передаваемые из поколения в поколение формы правовой деятельности человека (социальных групп, общества), закрепленные в священных писаниях или устных преданиях и воспроизводимые в обрядах, ритуалах, символах, стереотипах мышления и поведения. Главная особенность религиозной правовой системы — прочная религиозно-нравственная основа, ее глубокая укорененность в сознании и образе жизни, а также слитность нравственной и правовой составляющих религиозной нормы, нераздельность, нерасчлененность основных ее элементов — сакральных и социальных, индивидуальных общественных (общинных), частных и публичных. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии.

Более подробно религиозную правовую систему рассмотрим через анализ мусульманской правовой семьи. Право ислама сложилось в эпоху раннего средневековья в Арабском Халифате. Сегодня в мире насчитывается более 1,3 млрд. мусульман, причем в более чем 40 странах они составляют большинство. 116 Володина Н.В. Теологическая система государства и права: системно-правовой анализ современной исламской модели//Современное право. 2009.№12.С.64. 6 Официально, основными источниками мусульманского права, как и неюридических норм ислама, признаются Коран и Сунна, в основе которых лежит божественное откровение и которые закрепляют, прежде всего, основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле. Коран, как указывается в исламской традиции, был передан Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Считается, что канонический текст Корана в окончательной редакции был составлен в период с 644 по656 год. Правила поведения, содержащиеся в Коране, обозначаются термином «шар», т.е. путь следования. Отсюда и происходит название всей системы мусульманского права — шариат.

Содержащихся в Коране положений юридического характера недостаточно для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие между мусульманами. Именно поэтому, Коран служит источником убежденности мусульман в том, что шариат является прямым выражением воли Аллаха. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна или «Сунна посланника Аллаха». Сунна в переводе с арабского означает — путь, дорога. 117 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.С.306. 7 Это свод текстов, описывающих жизнь пророка Мухаммеда. В них содержаться изречения и одобрения пророка, являющиеся авторитетными для всех мусульман. В целом, это религиозные тексты, содержащие толкование Корана. Сунна бывает трех видов: Кауль — это различные высказывания пророка Мухаммеда, которые приводятся в хадисах; Фииль — это различные поступки, которые совершались пророком Мухаммедом. Эти поступки являются повелением для всех мусульман; Такрир — молчаливое одобрение пророком Мухаммедом тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был. То есть если пророк молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это означает разрешенность данного действия.

Это интересно:  Общая характеристика принципов гражданского права

Сунна имеет исключительное значение в Исламе. Повторяет повеления аятов Корана, подтверждает и усиливает их. Комментирует аяты и вносит ясность в некоторые их смыслы. Может предписывать какие-либо правовые действия, о которых не говорится в Коране. Третьим по значимости источником права в мусульманской правовой семье является иджма. Иджма — складывалась из мнений и доктрин по практическим вопросам наиболее влиятельными мусульманскими правоведами. Развивалась в виде как толкования текстов Корана и Сунны, так и путем формирования новых норм. Приобрела силу только после смерти пророка. Иджма может быть только четко выраженной. Для того, чтобы норма права была основана на иджме необходимо чтобы масса верующих признала ее и чтобы ее признали компетентные лица. В настоящее время юристы обращаются в основном к иджме. Компетентные лица, дающие одобрение иджме регулирует вопросы так называемого «коллективного права». Предложение, принятое однажды правоведами с тех пор считается правильным и становится иджмой.

Мусульманское право называют «правом юристов» (юридическая наука, доктрина), то есть юридическая наука, а не государство играет роль в законодательстве. При рассмотрении дела судья обращается не к Корану или Сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан. Еще одним источником мусульманского права является киас. Киас — решение правовых дел по аналогии. Это рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Рассуждения по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права. Если иджма регулирует коллективные права, то киас носит индивидуальный характер. Другими источниками мусульманской правовой семьи являются:

· Обычай. Формально не считается источником права, но иногда его применят как дополнение или уточнение. Например, обычай, касающийся размера и выплаты приданного (по Корану необоснованное обогащение осуждается);

· Соглашение. Благодаря им, вносятся изменения в правовые нормы. Например, при решении брачно-семейных отношений (допускается развод по требованию жены, а не только мужа);

· Судебная практика. Не является источником. Решения суда всегда многочисленны и это суждение морального права, поэтому они могут подвергаться пересмотрам;

· Юридические фикции. Суть их в том, чтобы используя в практике традиций учитывать, прежде всего, внешние обстоятельства рассматриваемого дела (так называемая «буква закона»), а не содержание («дух закона»).

Таким образом, мусульманское право представляет собой свод религиозных и правовых норм, содержащих нормы государственных, наследственных, уголовных и брачно-семейных прав. К чертам мусульманского права относят: архаичность институтов, казуистичность норм, отсутствие систематизации.

Четвертой по распространенности в мире является социалистическая правовая семья. К ней принадлежали правовые системы СССР, а также стран, составлявших социалистический лагерь в Европе, Азии и Латинской Америке. При значительном сходстве с континентальным правом данная правовая семья имела существенные особенности, во многом обусловленные ее явно выраженным классовым характером. Она сформировалась на основе марксистско-ленинской теории о новом типе права, которое должно быть тесно связано с государственной политикой и служить орудием государственной власти. К моменту своего распада семья социалистического права включала в свой состав несколько групп. Первую составляли правовые системы СССР, Монголии и Тувы. Во вторую группу входили правовые системы Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии. Население этих стран воспринимало право как один из фундаментальных устоев общества. Третью группу составляли правовые системы Албании, Болгарии, Румынии. Четвертую подгруппу составили правовые системы восточной конфуцианской Азии: Китая (КНР), Северной Кореи (КНДР), Вьетнама и Лаоса. Именно эта подгруппа сохранилась целиком, избежав крушения в начале 1990-х годов. Пятую подгруппу составляет правовая система Кубы. Она, вместе с системами четвертой подгруппы и составляет современную семью социалистического права. Для данной правовой семьи было характерно: господство публичного права над частным, подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям, отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм. 118 Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник. М.: Норма, 2009.С.309. 8

Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные, фактически выражали, прежде всего, волю и интересы партийно-государственного аппарата. Для советской правовой системы остались неприемлемыми идеи господства права и мысль о том, что надо создавать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась исключительно роль строгого толкователя права. В то же время социалистическим правом была воспринята, хотя и в несколько модифицированном виде, отраслевая классификация, использовались формы и приемы кодификации, свойственные романо-германской правовой семье, издаваемые правотворческими органами нормы права носили обобщенный характер. В настоящее время продолжается реформа правовой системы и в научных кругах обсуждаются несколько ее вариантов. Одним из них является «возвращение» национальной правовой системы России в ряды континентального права, ее сближение с романо-германской правовой семьей как наиболее родственной. Собственно, такое сближение уже началось. О нем свидетельствует признание главенствующей роли Конституции РФ среди иных источников права, принципа верховенства закона, ведущей роли частного права по отношению к праву публичному и др. Аналогичные изменения происходят и в национальных правовых системах бывших социалистических стран. Завершая рассмотрение современных социалистических правовых систем, можно сделать вывод о том, что все они, за исключением КНДР в большей или в меньшей степени стремятся покинуть социалистическую правовую семью.

Основные правовые системы современности: краткая характеристика.

Понятие «правовая система» следует отличать от понятия «система права». Как говорилось выше, система права характеризует его внутреннюю структуру. Понятие правовая система значительно шире по объему, и в содержательном плане включает в себя: нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Иначе говоря, правовую систему определяют в основном как обусловленную историческим развитием совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии в конкретном государстве.

Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития у разных государств неодинаков. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств (национальные правовые системы) могут иметь существенные различия.

Классификация правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы. Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков. Группы близких по характеристикам национальных правовых систем принято относить к обособленным «семействам» политических и культурно-правовых образований и именовать правовыми семьями.

Существуют различные классификации правовых семей в зависимости от того, какие признаки положены в ее основание. Например, современный французский ученый Р. Давид выделил три правовые семьи, немецкий юрист К. Цвайгерт назвал восемь. Охарактеризуем некоторые из называющихся в литературе правовых семей: романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую правовые семьи и семью обычного права.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;

3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также система кодифицированных актов (кодексов);

6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;

7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм.

К англосаксонской правовой семье (семье общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Данная правовая семья существенно отличается от романо-германской и характеризуется следующими признаками:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;

2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

3) нормы права не отделены от судебного решения и поэтому носят казуистический характер;

4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) нет кодифицированных отраслей права;

6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

К семье религиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.), а также индусская (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Бангладеш, Непал, Танзания, Уганда, Кения некоторых др.).

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому в них нужно верить и соответственно строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока (в частности, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Камерун и др.).

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

4) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

5) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

6) архаичность многих ее обычаев и традиций.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, studbooks.net, poisk-ru.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector