+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовая охрана водных ресурсов

Водный кодекс Украины регулирует правовые отношения с целью обеспечения сохранения, научного обоснованного, рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, восстановления водных ресурсов, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения вредного действия вод и ликвидации их последствий, улучшение состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование. При этом под водами понимают все воды (поверхностные, подземные, морские), входящие в состав природных звеньев круговорота воды.

Водный фонд Украины включает все воды (водные объекты) на территории Украины. К нему относятся:

а) поверхностные воды (естественные водоемы (озера) водотоки (реки, ручьи) искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы, другие водные объекты;

б) подземные воды и источники;

в) внутренние морские воды и территориальное море. К землям водного фонда относятся земли, занятые:

— Морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водоемами, болотами, а также островами;

— Прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов;

— Гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;

— Береговыми полосами водных путей.

Все водные объекты классифицируются на общегосударственные и местные. Они являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Народ Украины осуществляет право собственности на воды (водные объекты) через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные советы. Отдельные полномочия по распоряжению водами могут предоставляться соответствующим органам государственной исполнительной власти.

Водопользователями в Украине могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства, которые осуществляют забор воды из водных объектов, сбрасывают в них сточные воды, или пользуются водными объектами. Водопользователи могут быть первичными и вторичными. Первичные водопользователи — это те, которые имеют собственные водозаборные сооружения — и соответствующее оборудование для забора воды. Вторичные водокористувачи- это те, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на условиях, которые устанавливаются между ними, и по согласованию с органом, который выдал разрешение первичном водопользователю. При этом предусматривается право общего и специального водопользования. Последнее может быть краткосрочным (до трех лет) или долгосрочным (от трех до двадцати пяти лет).

Все воды подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других действий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, нанести ущерб здоровью людей, вызвать уменьшение рыбных запасов и других объектов водного промысла, ухудшение условий обитания диких животных, снижение плодородия земель и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических и химических свойств вол, снижение их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод.

Нарушение водного законодательства влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Украины.

Порядок использования и охраны недр

Надра — это часть земной коры под поверхностью суши и дном водоемов; простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Соглашения или действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право собственности народа Украины на недра, являются недействительными. Народ Украины осуществляет право собственности на недра через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым, местные советы депутатов и местные государственные администрации.

Отдельные полномочия по распоряжению недрами законодательством Украины могут предоставляться соответствующим органам государственной исполнительной власти.

Государственный фонд недр включает как участки недр, используемые, так и участки недр, не вовлечены в использование, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зонд.

Месторождения полезных ископаемых — это нагромождение минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования.

Техногенные месторождения полезных ископаемых — это места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.

Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а все предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых — резерв этого фонда.

Государственный фонд месторождений полезных ископаемых является частью Государственного фонда недр.

Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические лица и граждане.

Недра предоставляются в пользование с целью:

а) геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;

б) добычи полезных ископаемых;

в) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;

г) создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные учреждения и т.д.);

г) удовлетворение других потребностей.

Недра предоставляются в постоянное или временное пользование. Пользователи недр имеют право:

а) осуществлять на предоставленном им участке недр геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы согласно условиям специального разрешения (лицензии);

б) распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если иное не предусмотрено законодательством или условиями специального разрешения (лицензии);

в) осуществлять на условиях специального разрешения (лицензии) консервацию предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его части;

Это интересно:  Правовое регулирование деятельности сми

г) на первоочередное продление срока временного пользования недрами.

Пользователи недр обязаны:

а) использовать недра в соответствии с целями, для которых они были предоставлены;

б) обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;

в) обеспечить безопасность людей, имущества и окружающей среды;

г) приводить земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве;

г) выполнять другие требования по пользованию недрами, установленные законодательством Украины.

Пользование недрами является платным. Плата взимается за пользование недрами в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Месторождения, в том числе техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых осуществляется в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Основные требования в области охраны недр:

— Обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;

— Соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

— Рациональное изъятие и использование запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов;

— Недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых, горных выработок и скважин, эксплуатируемых или законсервированы, а также подземных сооружений;

— Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, влияющих на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или усложняют их разработку;

— Предотвращение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей;

— Предотвращение загрязнения недр при подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;

— Соблюдение других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.

В случае нарушения этих и других требований пользования недрами может быть ограничено, временно запрещено (остановлено) или прекращено органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины, органами государственного горного надзора, государственного геологического контроля или другими специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Украины .

Споры по вопросам пользования недрами рассматриваются органами государственного геологического контроля, государственного горного надзора, охраны окружающей природной среды, местными советами депутатов, местными государственными администрациями, судами в порядке, установленном законодательством Украины.

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Дайте общую характеристику экологического права и его источников.

2. Охарактеризуйте экологические права и обязанности граждан Украины.

3. Какие принципы природопользования Вам известны?

4. Определите права и обязанности природопользователей.

5. Какие составляющие природно-заповедного фонда Вам известны?

6. Какие правовые средства охраны атмосферного воздуха и животного мира предусмотрены действующим законодательством?

7. Как осуществляется правовая охрана водных ресурсов?

8. Каков порядок использования и охраны недр предусмотрен действующим законодательством?

9. Раскройте содержание таких конституционных понятий, как экологическая безопасность» (статьи 16,92 Конституции Украины), «экологическое равновесие» (ст. 16 Конституции), «экологическая ситуация» (статьи 41, 85,92, 106,138 Конституции), » экологическая особенность «(ст. 132 Конституции). Приведите аргументы относительно их важности.

10. Какие из перечисленных прав человека Вы отнесли бы к экологическим прав:

— Безопасное для жизни и здоровья окружающую природную среду;

— Участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов относительно размещения, строительства и реконструкции объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды;

— Участие в проведении экологической экспертизы;

— Получение правового образования;

— Получение экологического образования;

— Представление в суд исков к государственным органам, предприятий, учреждений, организаций, граждан о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу вследствие негативного воздействия окружающей среды;

— Представление в суд по поводу возмещения ущерба, причиненного правоохранительным органам.

11. Сравните общее использование природных ресурсов и специальное использование природных ресурсов.

12. Сравните природные заповедники и биосферные заповедники.

13. Каких экологических требований при использовании природных ресурсов не были соблюдены в следующих ситуациях:

ситуация 1, после вырубки деревьев в урочище «Бычье» на основании полученной лицензии работники фирмы «Мотивация» оставили много отходов, территория была загрязнена горюче-смазочными материалами;

ситуация 2: после вырубки деревьев в урочище «Баняско» не было проведено новых насаждений растений;

ситуация 3: лыжная фабрика превысила в своей хозяйственной деятельности предельно допустимые нормы выбросов в атмосферу вредных веществ;

ситуация 4: в дендрологический парк проводилась деятельность, которая угрожала сохранению дендрологических коллекций. 14. Заполните таблицу, вписав характерные признаки:

Право общего природопользования Право специального использования природных ресурсов

Характерные признаки: является ценным; существует для удовлетворения любых потребностей; является определенным во времени; является безлицензионной; его цели обусловлены; является использованием конкретных природных ресурсов субъектами являются граждане, предприятия, учреждения, организации; субъектами являются все граждане; является бесплатным; осуществляются на основании специальных разрешений.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вредных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух) Российская Федерация. Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 г. №74 ФЗ (ред. от 19 июня 2007 г.) ст. 91

Это интересно:  Право пользования земельным участком состоит в возможности

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т.д.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

  • * сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов;
  • * засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод;
  • * захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке;
  • * проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

Устанавливая в целях охраны вод требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также к внедрению новых технологических процессов, Водный кодекс РФ запрещает ввод в эксплуатацию:

  • * хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;
  • * водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;
  • * животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
  • * оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;
  • * гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;
  • * водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;
  • * водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
  • * сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, запрещается:

  • * осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
  • * производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
  • * осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии с Водным кодексом РФ нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Понятие и основные направления правовой охраны водных ресурсов

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

Правовая охрана вод — это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод — устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра.

Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов но охране вод.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:- предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;- предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде — их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание качества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водного законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.

Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органами управления использованием и охраной водного фонда, а также если такой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм — нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде (ПДК).В связи с этим каждый источник загрязнения должен соблюдать установленные для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Это интересно:  Кто имеет право законодательной инициативы

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:- осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;- производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;- осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В случае превышения норм ПДВ или сброса сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены соответствующие нормативы, нарушении других требований по рациональному использованию и охране вод, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности производственного объекта по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления водным фондом, охраны окружающей среды или санитарно-эпидемиологического надзора.

Запрещается ввод в эксплуатацию:- хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;- водозаборных и сбросных сооружений без устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;- водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.

Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РФ)В интересах устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благоприятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Министерством природных ресурсов РФ для водопользователей устанавливаются лимиты водопользования.

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) — это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени*.

ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ (международно-правовая)

Значение, определение и толкование слова

ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ (международно-правовая) – становится все более актуальной в связи с возрастанием мировых потребностей в водных ресурсах, ростом дефицита чистой пресной воды, неравномерностью распределения на планете водных источников и их загрязненностью. По данным ООН, в мире имеется 263 международных бассейна, которые пересекают государственные границы между двумя или более странами, на которые приходится почти 60% имеющейся на Земле воды и на территории которых проживает около 40% ее населения. По оценкам экспертов, в будущем практически все доступные в мире водные источники будут вовлечены в хозяйственную деятельность, а растущая межгосударственная конкуренция за водные ресурсы может приводить и уже приводит к серьезным межгосударственным конфликтам. За последние 50 лет было заключено 150 связанных с водными ресурсами договоров. В ранних договорах в основном затрагивались вопросы судоходства по международным рекам и озерам и демаркации их границ (региональные соглашения о правовом режиме в отношении Рейна, Нигера, Ла-Плата, Меконга, Амазонки, Дуная и др.), позже такие соглашения стали включать положения об охране водных объектов от загрязнения и о механизмах разрешения межгосударственных споров по поводу пользования водными ресурсами.

На 52-й конференции Ассоциации международного права в 1966 г. в Хельсинки были приняты Правила использования вод международных рек (Хельсинкские правила), которые содержали специальные положения о загрязнении рек. Правила основываются на двух принципах – непричинение вреда территории другого государства и справедливая доля в использовании вод речного бассейна каждым государством, которые впоследствии вошли в тексты многих международных соглашений о водотоках. Благодаря усилиям Европейской экономической комиссии ООН в 1992 г. в Хельсинки была принята Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинкская конвенция). Конвенция предусматривает обязательства государств по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения вод, которые оказывают или могут оказывать трансграничное воздействие, по экологически обоснованному и разумному использованию трансграничных вод и др. В 1999 г. в Лондоне к данной Конвенции был принят Протокол, направленный на содействие охране здоровья и благополучия человека путем совершенствования управления водохозяйственной деятельностью и предотвращения распространения заболеваний, связанных с водой.

Важным документом в сфере О.в.р. стала Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков в целях защиты, сохранения и управления ими 1997 г., где провозглашены обязательства государств справедливо и разумно использовать водоток, с учетом в т.ч. географических, гидрологических, климатических и экологических факторов, предотвращать нанесение ущерба другим государствам, сотрудничать и обмениваться информацией с др. государствами в этой области.

Задачи О.в.р. нашли отражение в таких стратегических документах ООН, как Повестка дня на XXI век 1992 г., Цели развития на рубеже тысячелетий 2000 г., План выполнения решений Йоханнесбургской встречи на высшем уровне 2002 г. Уже два десятилетия (1981 – 1990 и 2005 – 2015 гг.) провозглашаются ООН Всемирными десятилетиями действий “Вода для жизни”. Всемирные конференции по водным ресурсам регулярно проводит ЮНЕСКО, в рамках которой действует Международная гидрологическая программа. В 2008 г. в рамках Программы ООН по водным ресурсам была принята Сарагосская хартия, содержащая всеобъемлющую концепцию и принципы экологически оправданного водоснабжения и водопользования.

С начала 2000-х гг. международными организациями ведется работа по подготовке проекта Основных принципов Глобальной рамочной конвенции о праве на воду. Новый универсальный документ о водных ресурсах – Проект статей по праву трансграничных водоносных горизонтов – разрабатывается Комиссией международного права ООН.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, lektsii.org, narodirossii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector