+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовое регулирование деятельности сми

Журналистика, как и все институты в правовом государстве, регулируется законами. Правовое регулирование деятельности СМИ обеспечивают Законы о СМИ. Два основных международных закона – это Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция прав человека. В основе этих законов лежат различные концепции свободы печати – американская, провозглашающая свободу печати и свободу учреждений, сбора и распространения информации и идей любыми средствами, независимо от государственных границ, и европейская, несколько ограничивающая свободу слова и дающая человеку право на защиту от СМИ. Кроме того, в каждой стране, помимо общего законодательства о СМИ, имеются отдельные законы, дополняющие регулирование их деятельности: о государственной тайне, об угрозе государственной безопасности, клевете. Так же регулируется и подчиненность СМИ. Например, американская концепция фиксирует полную независимость СМИ – ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. Все больше становясь экономическим предприятием, они больше подчиняются закону о предприятиях. Англичане близки к американцам, но в этой стране Парламент все же имеет право влиять на СМИ, назначая комиссии по жалобам, он контролирует их действия. Во Франции СМИ подчиняются Конституции, и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на них. Немцы подчиняют свои СМИ федеральным законам.

В нашей стране тоже есть такие законы. Закон о СМИ 1991 года, как и советский, поддержал свободу печати. Чуть позже появились законодательные акты, дополняющие его, например, о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, закон о государственной тайне. Границы свободы печати являются индикатором терпимости общества к непопулярным взглядам и их публичным выражениям, а значит и демократии.

В настоящее время основным нормативным документом, регулирующим деятельность СМИ, остается Закон о СМИ «О средствах массовой информации» Был принят в 1991 году (В силу вступил с момента опубликования — с 14 февраля 1992 года). Это нормативно-правовой акт, регулирующий отношения между участниками производства массовой информации в России: между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией и автором; редакцией, автором и «действующими лицами» публикации; редакцией, автором и источником информации; СМИ и гражданами РФ. Закон установил запрет цензуры (хотя Панкеев отмечал, что как таковой организации цензуры у нас нет и не было!) и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от государства и политических партий газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей. Принципиальные основы законодательства о СМИ, на которые опирается Закон о СМИ, содержатся в Конституции Российской Федерации: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных её проявлениях, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) Можно сказать, что именно из этих положений «растут ноги» у закона о СМИ.

С февраля 2016 года закон «О СМИ» ограничивает участие иностранных юридических и физических лиц в капитале российских СМИ: теперь они могут прямо или косвенно владеть и контролировать до 20% акций. Ранее действовало ограничение в 50% и только для теле– и радиокомпаний.

Так называемые кодексы чести и этические нормы журналиста не равны действующим законам, но весьма желательны в журналистской деятельности.

ст. 58 и 59 закона о СМИ: Ответственность за ущемление свободы массовой информации и Ответственность за злоупотребление свободой массовой информацие – важные положения, устанавливающие ответственность за те или иные действия в отношении свободы СМИ.

За авторское право и интеллектуальную собственность «отвечает» четвертая часть ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Она устанавливает правовые отношения в сфере авторского права и интеллектуальной деятельности. Журналист постоянно имеет дело с результатами интеллектуального труда, следовательно, должен действовать согласно законодательству.

2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века («Отечественные записки» и «Современник»).

3. Зарубежная практика изучения аудитории СМИ: опросники, анкеты, интервью и прочее.

Журналистика нуждается в социальном исследовании аудитории и общественного мнения. Грамотно подобранная аудитория, изучение общественного мнения – это один из критериев качества издания. Общественное мнение (ОМ) – это реакция массового сознания на общественные события. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Носителем ОМ выступает масса людей, в идеальном представлении – все общество. Мнение возникает как результат столкновения актуальных для людей проявлений текущей действительности с глубинными структурами массового сознания. Также это надындивидуальный продукт общения людей, результат столкновения и обмена их мнений. И канал такого обмена – именно СМИ. Общественное мнение не имеет естественного механизма самообнаружения. Выявлять его призвана социологическая исследовательская процедура.

В 1935 году Джорджем Гэллапом был основан Американский Институт Общественного мнения (англ. American Institute of Public Opinion), а также другие учреждения по изучению общественного мнения. А в 1947 году Гэллап организовал международную ассоциацию компаний, специализирующихся в области исследования товарных рынков, назвав ее Gallup International. А.и. О.м. проводит регулярные опросы населения по проблемам внутренней и внешней политики, пользуется международным авторитетом как один из наиболее надёжных источников информации о состоянии общественного мнения в США и в мире.

Методический арсенал журналистики постоянно пополняется за счет смежных областей деятельности. В последнее десятилетие журналисты стали особенно охотно использовать социологические методы сбора информации. В медиа-метрии сегодня применяют в основном количественные методы исследования:

— Индивидуальные интервью – используют для исследования печати. Это очень дорогой метод. Личные интервью это классический метод маркетингового исследования, с помощью которого интервьюер получает информацию непосредственно от респондента. квартирное интервью, личное интервью на улице (уличное интервью)

— Телефонные интервью – здесь используют разные подходы, напр. Day after recall – значит, что вы смотрели вчера. Либо day before recall. Также довольно дорогое, но качественное исследование. Минусы – много отказов.

— Электронные опросы – более правдивые и менее затратные по сравнению с остальными.

— Телефонные – моментальный опрос, что вы сейчас смотрите. Не используется для производства рейтингов. Выборка в данном опросе случайная.

Самые используемые опросы – дневники и счетчики.

— Дневники. Респондентов рекрутируют по телефону, затем рассылают дневники. Стимулы – подписки, подарки и проч. Обычно это таблица где собраны все каналы и издания. Заполняется с указанием соц. демографических характеристик. Граница исследования 4+ (т.е. от 4-х лет). Для контроля используют открытые вопросы (ответ без подсказки), закрытые вопросы (с вариантами ответов) и контрольные вопросы.

— Счетчики. Электронные опросы. Прошли большую эволюцию. Сначала это были счетчики на ТВ, которые фиксировали присутствие перед экраном. Затем, с середины 80-хх гг. новые счетчики, фиксирующие индивидуальное потребление. Методы контроля: проверка работы счетчика. Обычно очень дорогое исследование.

— Стихийная выборка используется в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно.

— Вероятностный (случайный) отбор — один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор; затем — отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

— Одноступенчатая (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную);

— Серийная (в качестве единиц отбора выступают серии — семьи, классы, бригады).

— Многоступенчатая. Страна разбивается на географические зоны, затем на юг, север, восток, запад, потом области, районы, улицы и наконец номера домов, квартиры.

Статистическая погрешность зависит от количества участников, обычно 3-5 %.

Правовое регулирование деятельности СМИ

Статьей 29 Конституции РФ «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. 21.1.2009. Но свобода не означает бесконтрольность. Контроль над деятельностью СМИ осуществляет государство с помощью правового регулирования, то есть закрепления определенных общественно-правовых отношений проводимое с помощью права и некоторых юридических средств. Основной формой такого регулирования являются законы о СМИ. Они делятся на национальные, региональные и международные.

К последним принадлежат: Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека, закрепляющие основные права и свободы для каждого, в том числе и право свободного выражения мнений.

Пункты, касающиеся СМИ, в данных правовых актах основаны на различных концепциях свободы прессы. Декларация прав человек использовала для этого американскую концепцию, в которой согласно первой поправке в конституцию провозглашается свобода печати. А Европейская конвенция допускает применения к прессе некоторых ограничений, в частности ей установлено, что человек имеет право на защиту от СМИ.

Помимо международных законодательных актов, в каждой отдельно взятой стране есть свои, национальные законы, касающиеся деятельности массовых коммуникаций. В России основным таким законом является Закон РФ «О средствах массовой информации», регулирующий деятельность СМИ в рамках конституционно установленных прав и свобод. Прежде всего, конституцией устанавливается свобода мысли и слова, запрещается антигуманная пропаганда и цензура (ст. 29), утверждается принцип идеологического многообразия (ст. 13), неприкосновенности частной жизни (ст. 23 и 24) и свободы творчества (ст. 44).

Это интересно:  Правила транспортировки охотничьего оружия

А так как правовое регуляция деятельности СМИ не может выходить за рамки конституционных установлений, можно заключить, что свобода является основным принципом регулирования в сфере СМИ. Это предполагает беспрепятственную деятельность в поиске, производстве, получении и распространении информации; в учреждении и распоряжении новыми СМИ; в приготовлении и хранении разного рода оборудования для производства и распространения производимой СМИ продукции. Все это осуществимо, пока не противоречит ограничениям, установленным в демократическом обществе или Федеральным законом.

Рассмотрим существующие в мире концепции свободы прессы, характеризующие ту или иную страну по степени регулирования ее государством.

  • 1. Американская модель. Согласно первой поправке к Конституции США, СМИ независимы и ни Правительство, ни конгресс США не имеют на них влияния. Еще эта концепция характеризуется североатлантической моделью существования массовых коммуникаций, когда на смену представления о СМИ как о средстве распространения информации приходит представление о них как об экономическом предприятии.
  • 2. Английская модель. Несмотря на кажущуюся близость с американской, она имеет такую характерную особенность, как возможность влияния на СМИ Парламента страны. Парламентом создаются специальные, контролирующие деятельность СМИ, комиссии. Всего их четыре: комиссия по жалобам на радио, прессу, рекламу и комиссия по независимому телевидению. Они имеют право, в рамках установленных законом, ограничивать деятельность СМИ. Комиссия по телевидению, например, способна выписать нарушившему закон телеканалу крупный штраф.
  • 3. Французская модель. Согласно журналистика регламентируется законодательством, а влиять на нее в праве и Парламент страны, и Правительство.
  • 4. Немецкая модель. В результате борьбы с большой ролью государства в воздействии на прессу и цензурой в Германии сформировалась сильная политическая пресса. Правовое регулирование СМИ происходит здесь на основании конституции, а также на решениях конституционных судов земель, законов федеральных земель и нормах международного права. То есть СМИ свободны, но несут ответственность за несоблюдение установленных норм. Из-за исторически сложившейся в стране раздробленности, каждая из земель Германии имеет свой закон о прессе.

Некоторые специалисты по-иному трактуют концепции. Они выделяют три исторически сложившиеся правовые концепции свободы СМИ:

1. Авторитарная концепция. Как следует из названия, свободная информация находится в руках носителей власти. Такая информация используется ими для отстаивания интересов той или иной политической, экономической, идеологической силы, приверженцами которой они являются. При такой концепции наибольшую власть имеют полностью ангажированные или принадлежащие этим силам СМИ. Остальные же СМИ подвергаются цензуре и экономическим воздействиям, с целью сузить плюрализм мнений и не допустить в структуры массовых коммуникаций инакомыслящих. Высшей формой авторитарной концепции свободы СМИ является, как и в случае политического режима, тоталитарная.

Существует два вида авторитаризма. Это «мягкий» авторитаризм, при котором государство утверждает свои программные цели, оказывая давление на оппозицию, сужая ее возможности общественного влияния. Второй вид авторитаризма — «грубый». Характеризуется стремлением политической силы завоевать и удержать власть любыми доступными способами, вплоть до силового воздействия.

2. Концепция полной свободы печати. Возникла в Европе XVIII века как ответ революционных сил на монархический абсолютизм. Лозунг свободы печати в странах Европы, выдвигался против авторитарной политики государства в сфере СМИ, в действительности требовалась свобода в выражении идей и взглядов. Но концепция полной свободы массовых коммуникаций не означает, опять же, их безнадзорность и возможность публиковать антисоциальные или антигуманные статьи.

Президентом Российской Федерации в ноябре 1995 года была одобрена Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Документом подчеркивается необходимость преодоление Россией государственного монополизма на открытые информационные ресурсы, а также обосновывается необходимость формирования единого информационного пространства России, переход от презумпции закрытости информации к открытости на законодательной и экономической основах. Только так, по мнению составителей документа, возможна экономическая и информационная интеграция России в мировое информационное пространство.

Так почему же при регламентируемой свободе слова и печати государство считает возможным так или иначе вмешиваться в деятельность прессы? Для этого существует множество оснований, вот основные из них:

  • 1. Предотвращение злоупотребления свободой массовой информации. Под злоупотреблением нужно понимать не только лишь совершение уголовно-наказуемых действий, но и в разного рода антисоциальной пропаганде (пропаганда наркотических средств и т.д.), воздействию на подсознание человека (эффект 25-го кадра, скрытая реклама и т.д.). Правонарушения, субъектом которых стали сотрудники (редакция) или основатель СМИ не относятся к таким злоупотреблениям, не относится к ним и нарушения в области рекламы (их регулирует законодательство о рекламе). Не считается злоупотреблением и иные не относящиеся к названным правонарушения, такие как клевета, оскорбление и др.
  • 2. Предотвращение уголовных деяний в сфере СМИ. К ним относятся: клевета; призывы к захвату власти; насильственное изменение конституционного строя и государственной целостности; разжигания национальной, классовой, социальной и религиозной розни; пропаганда войны, порнографии, культ насилия; разглашение сведений составляющих специально охраняемую законом тайну.
  • 3. Для ограничения влияния СМИ на государственную политику. В демократическом государстве эти законы призваны огораживать граждан от ложной информации, направленной на защиту личных интересов заказчика подобных публикаций в СМИ. Таким заказчиком может выступать как отдельный человек, так и политическая партия. Но часто подобное регулирование используется государством для защиты своих, а не общества в целом, интересов. Так, например, в КНДР все СМИ законодательно закреплены за государством и находятся под его строгим контролем. Все публикуемые в стране новости проходят отбор в Центральном Телеграфном агентстве Кореи и посвящены по большей части одной лишь политической пропаганде. С точки зрения Российского и международного законодательства это расценивается как противоправные действия.

Все три пункта объединяет такая черта, как предотвращение незаконного использования СМИ.

Обобщая, можно сказать, что действующее Российское законодательство ущемляет свободу массовых коммуникаций по четырем пунктам:

  • 1. СМИ обязаны публиковать обязательные сообщения в случаях установленных законом. К таким случаям относятся, в частности, опровержение, согласно Гражданскому Кодексу РФ, неверных сведений данных СМИ ранее; предоставление электронными СМИ с государственным или муниципальным участием предоставлять эфир для кандидатов, избирательных объединений и т.д.
  • 2. СМИ запрещается сбор и распространение определенного рода информации. Кроме того, некоторые конституционные запреты, прямо не относящиеся к СМИ, влияют на них косвенно, налагая некоторые ограничения (запрет на умаление достоинств личности; на сбор, хранение, распространение, информации о частной жизни лица без его ведома; принцип презумпции невиновности; гарантированная защита интеллектуальной собственности). Подобные, ограничивающие свободу СМИ, пункты содержатся и во многих других законодательных актах (Федеральный Закон «О чрезвычайном положении»», «О военном положении» и т.д.).
  • 3. Запрет на распространение определенного рода информации конкретными категориям лиц или на определенных территориях. К лицам относятся военнослужащие, обязанные хранить военную тайну, лица допущенные указом президента к государственной тайне и др.
  • 4. Затрагивают СМИ и ограничения на занятия определенной деятельностью. К ним, например, относится ограничения в некоторых странах количества радио- и телеканалов, разрешительная регистрация СМИ.

Примером может послужить принятый 12 апреля Госдумой в первом чтении законопроект, запрещающий «нецензурную брань» в литературе, кино, театре и прочих «зрелищно-развлекательных мероприятиях». Депутаты, комментируя закон, обуславливают его принятие защитой интересов несовершеннолетних лиц.

И не ясно, что из этого является правдой. Желает ли власть защитить этим законом «уши» граждан или с его помощью отстаиваются чьи-то частные интересы? Контроль, конечно, необходим, но как уберечь СМИ от принятия властью бесполезных или несправедливых законов? В этом и заключается главная проблема системы правового регулирования — злоупотребление этим правом.

Одна из важнейших сегодняшних проблем связанная со СМИ это развитие интернет — журналистики. Интернет — массовая коммуникация, которая до сих пор меньше других регулируется законодательно, но уже созданы подвижки его перехода под все более жесткий контроль государства. Примером может послужить Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Среди пользователей той самой сети интернет, закон называют не иначе как «О цензуре в интернете».

Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд изменений, сделавших возможным фильтрацию сайтов в интернете по составленному «черному списку» и блокирование запрещенных интернет ресурсов. Опять же, принятие закона связывают с заботой о психике несовершеннолетних, что похвально. Почему же тогда закон вызвал такую бурю негодования со стороны интернет — сообщества и не только.

Вот как комментируется принятие закона на страницах информационно — правовой системы Guardmag.com: «Неоспоримый плюс данного закона является, в сущности, и целью его принятия: ограждение детей от порнографии, наркотиков и насилия в сети Интернет.

Однако и отрицательные моменты присутствуют. Например, закон абсолютно не решает проблемы агрессивной рекламы, которая также влияет на психику детей. Закон позволяет злоумышленникам (например, сайтам-конкурентам) легко приводить к блокировке любые сайты, наполняемые пользователями и имеющими слабую модерацию (контроль). В частности, в этот разряд попадают все известные социальные сети, новостные сайты и «народные энциклопедии» типа Wikipedia.орг. На этих сайтах каждый может разместить запрещенные материалы, а затем написать жалобу в госорган, который и заблокирует сайт». Закон о цензуре в Интернете: плюсы и минусы// http://guardmag.com:

Это интересно:  Справка 2 ндфл как заполнить правильно

URL: http://guardmag.com/articles/show/id/230 (2013.17 мая)

Чем можно оправдать принятие настолько недоработанного проекта? Ведь он открывает возможность закрытия многих интернет — ресурсов с помощью умышленного размещения на них запрещенных материалов. Учитывая небывалую скорость принятия закона, становится сложно поверить, что государство не предполагает, таким образом, введения скрытой цензуры.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

§ 1. Сущность и содержание массовой информации

Одним из важнейших принципов информационных отноше­ ний в современном обществе является свобода информации. Этот принцип закреплен в международных документах — Все­ общей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Евро­ пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международном пакте о гражданских и по­ литических правах от 16 декабря 1966 г.

В Конституции РФ закреплено право каждого свободно ис­ кать, получать, передавать, производить и распространять ин­ формацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29).

Основополагающим законодательным актом, регламенти­ рующим в Российской Федерации деятельность средств массо­ вой информации, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г.

№ «О средствах массовой информации».

В соответствии с Законом под массовой информацией пони­ маются предназначенные для неограниченного круга лиц пе­ чатные,аудиовизуальные и иные сообщения и мате­ риалы.

В Законе также определен принцип свободы массовой инфор­ мации, который устанавливает, что поиск, получение, произ­ водство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распо­ ряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и экс­ плуатация технических устройств и оборудования, сырья и ма­

териалов, предназначенных для производства и распростране­ ния продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных за­ конодательством Российской Федерации. В частности, свобода печати и средств массовой информации может быть ограничена в соответствии с положениями Федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» и «О военном положе­ нии».

§ 1. Сущность и содержание массовой информации

Не допускается цензура массовой информации, т. е. требова­ ние к редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, уч­ реждений или общественных объединений предварительно со­ гласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и ма­ териалов, их отдельных частей. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массо­ вой информации, также не допускаются.

Законодательством о средствах массовой информации опре­ делен ряд запретов использования массовой информации.

Так, не допускается использование средств массовой инфор­ мации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распростра­ нения материалов, содержащих публичные призывы к осущест­ влению террористической деятельности, или публично оправ­ дывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ на­ силия и жестокости.

Запрещается использование в кино­ программах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специаль­ ным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информа­ ции, воздействующих на подсознание людей и (или) оказываю­ щих вредное влияние на их здоровье (так называемыйкадр), а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опублико­ ванный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято всту­ пившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №«О противодействии экс­ тремистской деятельности», без указания на то, что соответст­ вующее общественное объединение или иная организация лик­ видированы или их деятельность запрещена.

Запрещаются распространение в средствах массовой инфор­ мации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, ме­

192 Глава 9. Правовое регулирование деятельности СМИ

тодах разработки, изготовления и использования, местах при­ обретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда преимуществ использова­ ния отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной ин­ формации, распространение которой запрещено федеральными законами.

При освещении контртеррористической операции запреща­ ется распространение в средствах массовой информации сведе­ ний о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, преду­ преждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в

соответствии с законодательными актами Российской Федера­ ции о государственной тайне и персональных данных. Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) про­ ведения контртеррористической операции определяется руко­ водителем контртеррористической операции.

Законом определены следующие основные положения, от­ носящиеся к массовой информации. Средство массовой ин­ формации — периодическое печатное издание,видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Пе­ риодическим печатным изданием является газета, журнал, аль­ манах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное назва­ ние, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; кинохроникальной программой — со­ вокупность периодическихаудиовизуальных сообще­ ний и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Под специализированным средством массовой информации по­ нимается такое средство массовой информации, для регистра­ ции или распространения продукции которого данным Зако­ ном установлены специальные правила. Так, под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, понимается периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Распространение выпусков

§ 1. Сущность и содержание массовой информации

специализированных радио- и телепрограмм эротического ха­ рактера без кодирования сигнала допускается только с 23 до 4 часов по местному времени, если иное не установлено мест­ ной администрацией. Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запе­ чатанных прозрачных упаковках и в специально предназначен­ ных для этого помещениях, расположение которых определяет­ ся местной администрацией.

Продукция средства массовой информации — это тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного из­ дания, отдельный выпуск кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудиоили видеозаписи программы; распространение продукции средства массовой ин­ формации — продажа (подписка, доставка, раздача) периодиче­ ских печатных изданий, аудиоили видеозаписей программ, трансляция телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Тираж периодического печатного издания, кинохроникальной программы определяется главным редакто­ ром по согласованию с издателем. Изъятие, а равно уничтоже­ ние тиража или его части допускается не иначе как по вступив­ шему в силу решению суда.

Редакция средства массовой информации — организация, уч­ реждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой ин­ формации. Редакция осуществляет свою деятельность на осно­ ве профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъек­ том, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой инфор­ мации организуется в качестве предприятия, она подлежит так­ же регистрации в соответствии с федеральным законом о госу­ дарственной регистрации юридических лиц и помимо произ­ водства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собствен­ ника имущества редакции.

Устав редакции средства массовой информации принимает­ ся на общем собрании коллектива журналистов — штатных со­

Глава 9. Правовое регулирование деятельности СМИ

редакции большинством голосов при наличии не

менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены: 1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора; 2) полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудни­

ков редакции; 3) порядок назначения (избрания) главного ре­ дактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управ­ ления редакцией; 4) основания и порядок прекращения и при­ остановления деятельности средства массовой информации; 5) передача и (или) сохранение права на название, иные юри­

дические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изме­ нения ее формы; 6) порядок утвержде­ ния и изменения устава редакции, а также иные положения,

предусмотренные Законом «О

средствах массовой информа­

ции» и другими законодательными актами.

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, мо­

жет являться одновременно

уставом данного предприятия.

В этом случае устав редакции должен соответствовать также за­ конодательству о предприятиях и предпринимательской дея­ тельности.

Это интересно:  Согласно перечню или перечня как правильно

Копия устава редакции или заменяющего его договора на­ правляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массо­ вой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его до­ говоре, составляют коммерческую тайну.

До утверждения устава редакции, а также если редакция со­ стоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредите­ лем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Редакцией руководит главный редактор, который осуществ­ ляет свои полномочия на основе законодательства, устава ре­ дакции, договора между учредителем и редакцией (главным ре­ дактором). Главный редактор принимает окончательные реше­ ния в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Главный редактор представляет редакцию в отно­ шениях с учредителем, издателем, распространителем, гражда­ нами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями,

организациями, государственными органами, а также

Он несет ответственность за выполнение требований,

§ 1. Сущность и содержание массовой информации

ляемых к деятельности средства массовой информации законо­ дательством.

Издатель — издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющееобеспечение производства продукции средства массовой ин­ формации, а также приравненное к издателю юридическое ли­ цо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Изда­ тель осуществляет свои права и несет обязанности на основе законодательства об издательском деле, о предприятиях и пред­ принимательской деятельности. Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, а также распространителя, собственника имущества редакции.

Договором между редакцией и издателем определяются про­ изводственные, имущественные и финансовые отношения меж­ ду ними, взаимное распределение издательских прав, обяза­ тельства издателя по обеспечению производства продукции средства массовой информации и от­ ветственность сторон.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, го­ сударственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ ции» может быть орган местного самоуправления. Не может выступать учредителем: 1) гражданин, не достигшийвозраста, либо отбывающий наказание в местах лишения сво­ боды по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; 2) объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону; 3) гражданин другого государства или лицо без граж­ данства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Договором между соучредителями средства массовой инфор­ мации определяются их взаимные права, обязанности, ответст­ венность, порядок, условия и юридические последствия изме­ нения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

Учредитель утверждает устав редакции и заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редакто­ ром). Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплат­ но и в указанный срок сообщение или материал от его имени

196 Глава 9. Правовое регулирование деятельности СМИ

(заявление учредителя). Максимальный объем заявления учре­ дителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Ес­ ли принадлежность указанного сообщения или материала учре­ дителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотрен­ ных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Договором между учредителем и редакцией (главным редак­ тором) определяются производственные, имущественные и фи­ нансовые отношения между ними: порядок выделения и ис­ пользования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обяза­ тельства учредителя по обеспечению надлежащих производст­ венных и условий жизни и труда сотруд­ ников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.

Учредитель может передать свои права и обязанности треть­ ему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликви­ дации или реорганизации учредителя — объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного ор­ гана его права и обязанности в полном объеме переходят к ре­ дакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры между собой, а также с рас­ пространителем.

Иностранное юридическое лицо, а равно российское юриди­ ческое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностран­ ного участия в уставном (складочном) капитале которого со­ ставляет 50% и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредите­ лем видеопрограмм.

Не вправе учреждать организации, осуществляющие телеве­ щание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности

Система нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России

Деятельности СМИ в России, как важному институту демократического развития государства, уделяется большое внимание. В настоящее время, реально действует совокупность видов средств массовой информации, функционирование которых регулируется специально созданной системой нормативно-правовых актов. Данные нормативные акты включили в себя базовые правовые международные принципы регулятивного правового воздействия на отношения, в области получения и распространения массовой информации.

Рассматривая деятельностный аспект СМИ, мы полагаем о соответствии действующей системы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области, принципам конституционности и законности, которые находят свое воплощение в далее рассматриваемых аспектах построения и взаимодействия в их взаимосвязи и различии.

Конституционность деятельности СМИ России, по нашему мнению заключается в том, что основа функционирования рассматриваемых субъектов закреплена Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой, принимается ряд специальных нормативных актов, призванных уточнить, конкретизировать и детализировать отношения в данной сфере.

Законность деятельности СМИ в России проявляется и в том, что отношения по поводу производства и распространения массовой информации, складываются на основании действующих законов и подзаконных нормативных актах.

Мы полагаем, что основные характеристики системного построения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность СМИ, необходимо рассматривать с позиций их юридической силы по уровням, которые сложились по традиционной для Российского права иерархии: 1. Конституционный. 2. Законодательный. 3. Подзаконный — нормативно-правовые акты федерального уровня; — ведомственные нормативно-правовые акты; — нормативно-правовые акты местного уровня.

  • 4. Международно-правовой.
  • 1. Конституционный уровень является самым важным и базовым элементом системы. Конституция РФ закрепляет основные положения, которые определяют принципы деятельности средств массовой информации и предоставляемые в связи с этим гарантии, как важнейшему социальному ИНСТИТУТУ.

С позиций направленности регулятивного воздействия на рассматриваемые отношения, Конституция РФ в первую очередь вводит нормы, которые предоставляют возможность вообще существовать такому институту как СМИ, в его классическом понимании. В частности, в качестве основ Конституционного строя признается «в Российской Федерации . идеологическое многообразие», а также указывается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Также, в главу 2 Конституции РФ, определяющую права и свободы человека и гражданина, входит ст. 29 ч.1., декларирующая принцип признания государством ответственности за соблюдение свободы слова, где в частности указывается, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Таким образом. Конституционными нормами России формально закрепляются основы существования такого института, как средства массовой информации.

Наравне с указанными общими принципами. Конституция РФ содержит и специальные конституционные нормы, определяющие правовое положение средств массовой информации России. Так, в Ч.4., 5. ст.29 Конституции РФ указано, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. », «гарантируется свобода массовой информации. ».

Важнейшей нормой, которая юридически закрепляет именно свободу массовой информации, применительно к возможности ее свободного распространения и невмешательства в ее содержание, является ст. 29 ч. 5 Конституции РФ. Указанная статья определяет, что «Цензура запрещается». Данная норма является последней среди конституционно- правовых регуляторов, определяющих права и свободы СМИ.

Таким образом. Конституцией РФ как основным нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. определены принципиальные возможности свободного функционирования СМИ, посредством введения специальных норм.

Вместе с тем. Конституцией РФ определяются и граници дозволенного поведения. В частности, «не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. . ».6Л Таким образом, наравне с правами и свободами определяются и конституционно-правовые ограничения в распространении массовой информации, которые применимы только к социально-неприемлемым видам информации.

Итак, в Российской Федерации введены конституционно-правовые основы свободного функционирования организаций, распространяющих массовую информацию, включающие права и свободы, а также и ограничения, применительно к социально-опасной информации.

2. Законодательство в области СМИ объемно и имеет содержательный характер применительно к различным правовым институтам. После принятия Закона о СМИ в России получают нормативное закрепление положения, характеризующие область разграничения отношений в сфере СМИ. Вводятся в действие «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства, в части создания и распространения культурных ценностей, а также книгоиздание и библиотечное дел, и иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, относятся к области их применения.64

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studfiles.net, studexpo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector