+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовое регулирование платы за землю

Статья 65 ЗК РФ реализует основные принципиальные положения о платности землепользования в Российской Федерации. Статьей установлены две основные формы платежей — земельный налог и арендная плата. В то же время данным ЗК РФ закрепляется и ряд новых, по своему характеру переходных положений, изменяющих не сам принцип платности, а принципы взимания платы за землю.

Платность использования земель — один из принципов земельного законодательства РФ. Подпункт 7 пункта 1 ст. 1 ЗК гласит, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 2 статьи 65 ЗК РФ установил, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Как установлено ст. 1 НК РФ, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Таким образом, установление порядка исчисления и уплаты земельного налога исходя из содержания комментируемой статьи ЗК РФ должно осуществляться на федеральном уровне.

В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из содержания статьи 65 ЗК РФ следует, что взимание земельного налога предполагается до введения единого налога на недвижимость.

НК установлено, что земельный налог, являясь местным налогом (ст. 15), прекращает свое действие при введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость. Налог на недвижимость в соответствии со ст. 14 НК считается региональным налогом, и его введение предполагается соответствующим субъектом РФ.

Взимание платежей за землю — составная часть финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленная на образование, распределение и использование денежных средств для выполнения государственных и муниципальных задач.

Особенность земельных платежей заключается в том, что они входят в систему обязательных платежей, поступающих в бюджеты государства. Прежде всего, они играют роль финансового обеспечения государственного управления земельным фондом. Как платежи за природные ресурсы они имеют особое назначение и направления их использования, поэтому считаются так называемыми целевыми платежами.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой. Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.

Поскольку законодательством установлены формы и порядок поступления платежей в государственный и муниципальный бюджеты, постольку в сферу регулирования акта включены и арендные платежи. Арендная плата, в отличие от земельного налога, который является платежом фискальным, обязательным, определяется по соглашению сторон договором аренды. Порядок определения арендной платы так же, как и иные условия договора аренды, определен ГК РФ и нормами земельного законодательства об аренде земельного участка.

Согласно ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с ГК арендная плата может быть установлена как за все арендуемое имущество в целом, так и отдельно по каждой из его составных частей. Эта возможность распространяется и на земельные участки, но на практике арендная плата в большинстве случаев устанавливается для всего арендуемого участка.

В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

Гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ) предусматриваются различные виды арендной платы и варианты их сочетания. Это также:

1) установленные доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

2) предоставление арендатором определенных услуг;

3) передача арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

4) возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Кроме того, платежи могут быть не только периодическими, но и единовременными, вносимыми сразу за весь срок аренды.

ГК РФ определены отношения между арендодателем и арендатором относительно определения и пересмотра арендной платы. В то же время Законом о плате за землю установлены особенности при определении арендной платы, поступающей в бюджеты разных уровней. Так, согласно ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. При этом законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В то же время согласно ст. 21 Закона о плате за землю при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Базовые размеры в данном случае носят нормативный характер, и на них опираются соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления при заключении конкретных договоров аренды. Однако договорный характер отношений предусматривает установление арендной платы по соглашению сторон. Поэтому определение этого условия договора не может происходить в исключительном административном порядке. Порядок же определения арендной платы, предусмотренный настоящей статьей, может быть обязательным только для органов государственной власти или местного самоуправления, тогда как граждане и юридические лица руководствуются в арендных отношениях ГК РФ.

Так, например, после заключения договора на основании ГК РФ (ст. 614) арендатору (если законом не предусмотрено иное) предоставлено право потребовать уменьшения арендной платы в установленных случаях: если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества (земельного участка) существенно ухудшились; если после заключения договора он обнаружит такие недостатки земельного участка, о которых арендодатель не поставил его в известность (ст. 612 ГК РФ); если арендодатель не предупредил о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.) (ст. 613 ГК РФ); если арендатор осуществляет рекультивацию или мелиорацию земельного участка (действия, аналогичные предусмотренному ГК РФ проведению капитального ремонта), предусмотренные договором или вызванные неотложной необходимостью, он имеет право потребовать зачесть затраты в счет арендной платы либо потребовать соответственного уменьшения арендной платы (ст. 616 ГК РФ).

Важное условие, закрепленное о плате за землю, — перечень лиц, для которых предусматриваются льготы по земельным платежам, в том числе арендным. Отсутствие этого важного условия ухудшит положение многих арендаторов государственных и муниципальных земель.

Это интересно:  Виды договоров купли продажи в гражданском праве

Права, связанные с исполнением договорных обязанностей по внесению платежей, закреплены и за арендодателем. Так, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы, если иное не предусмотрено договором аренды, арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд (ст. 614 ГК РФ). Кроме того, в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом (ст. 619 ГК РФ). Также арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки, если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно (ст. 622 ГК РФ).

Арендная плата за земельные участки может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда, кроме земли, в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.

Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, также полностью взимается с арендодателя.

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ: МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.А. ЯЛБУЛГАНОВ
Ялбулганов А.А., профессор, д.ю.н., ГУ ВШЭ.
Закон О плате за землю» является одним из «долгожителей» в системе законодательных актов Российской Федерации, принятых еще в РСФСР и продолжающих действовать до сих пор. Впрочем, для его отмены нет особых оснований. В перспективе, и скорее всего далекой, — замена земельного налога налогом на недвижимость. Следует отметить, что, несмотря на регулярные дополнения и изменения, которые вносят в этот Закон, он не претерпел существенных изменений. Концепция Закона сохранилась, а все изменения в основном коснулись льгот. Рассматриваемый Закон устанавливает формы платы за землю, ставки земельного налога, объекты обложения земельным налогом, льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления, зачисления, централизации и использования средств, поступивших в качестве платы за землю, порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных и уменьшенных при этом сумм налога и ответственность налогоплательщиков. Однако есть и некоторые проблемы, связанные с порядком дифференциации ставки земельного налога. Ежегодно, чаще всего федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, вводятся коэффициенты, повышающие ставку земельного налога.
Уникальность Закона «О плате за землю» состоит в том, что, являясь по существу налоговым законом, он самым тесным образом связан с земельным законодательством. Многие статьи Закона содержат прямые отсылки к Земельному кодексу. Терминологический аппарат Закона формируется двумя путями:
1) налоговая терминология определяется в актах законодательства о налогах и сборах (в первую очередь в Налоговом кодексе РФ);
2) терминология, используемая для регулирования земельных отношений, определяется в актах земельного законодательства (Земельном кодексе РФ и др.).
Таким образом, определяя место Закона «О плате за землю» в системе российского законодательства, следует иметь в виду, что он связан как с налоговым и бюджетным законодательством (Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 20 июля 1997 года N 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери», федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год), так и с земельным законодательством (Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и др.).
Сам земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления.
Одним из важных моментов данного Закона является установление основополагающих начал или закрепление принципов регулирования земельного налога.
Принципы правового регулирования земельного налога «выводятся» на основании существующих правовых норм, регулирующих общественные отношения в связи с взиманием земельного налога. Характеристика принципов правового регулирования земельного налога позволяет раскрыть смысл всего нормативного массива по этому вопросу, глубже и точнее понять смысл отдельных правовых норм.
Как основные начала правового регулирования принципы задают направление последующего развития нормотворчества по земельному налогу, гарантируя непрерывность и последовательность законотворческого процесса по налогообложению земли. Особо следует отметить, что именно принципы обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие законодательства о земельном налоге с проводимой налоговой и земельной политикой.
Принципы права имеют большое значение при формировании судебной и арбитражной практики. Они содействуют отмене устаревших и принятию новых правовых норм.
Принципы правового регулирования земельного налога могут быть закреплены в конкретных правовых нормах или логически выводиться из их совокупности.
В механизме правового регулирования обложения земельным налогом присутствуют общеправовые и отраслевые принципы.
Общеправовыми принципами являются принципы справедливости, законности, равноправия, федерализма и др.
Вопрос налоговых льгот — один из наиболее болезненных вопросов российского налогового права. Налоговые льготы представляют собой основной канал лоббирования частных интересов. Упорядочить «раздачу» налоговых льгот должен отказ от практики их установления путем принятия подзаконных актов (указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ). Заметим, что законодательное оформление налоговых льгот не следует рассматривать в качестве панацеи. И в случае регулирования этого вопроса нормой закона не исключается вмешательство лоббирующих элементов. Однако парламентское обсуждение законопроекта в большей степени способствует согласованию разнонаправленных векторов общественных интересов по данному вопросу.
В механизме правового регулирования земельного налога в качестве отраслевых принципов присутствуют принципы земельного и налогового права.
К числу первых следует отнести принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принципы нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления земельными ресурсами, принцип охраны земельных богатств и их рационального использования (экологический принцип), принцип устойчивости права на землю и целевой характер использования земли, наконец — принцип платности землепользования.
Обратим внимание на экологический принцип и принцип платного землепользования.
Экологический принцип в данном случае трансформируется в принцип экологизации земельного налога. Этот принцип предполагает охрану земель от негативного антропогенного воздействия в процессе землепользования, приводящего к уплотнению почв, нарушению экологического баланса, потере почвенного плодородия и другим неблагоприятным последствиям.
Экологический принцип правового регулирования неразрывно связан с экологической функцией государства, сводящейся к обеспечению научнообоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, созданию необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду (подробнее см.: Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С. 47). Экологический принцип может быть реализован через полное освобождение от земельного налога особо охраняемых природных территорий. Например, от уплаты земельного налога полностью освобождаются заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады. Экологический характер носит также льгота, в соответствии с которой предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые десять лет пользования освобождаются от уплаты земельного налога.
Реализация принципа экологизации земельного налога предполагает также существование системы органов контроля за состоянием земельных ресурсов.
Принцип платного землепользования. Платность землепользования есть конкретизация общего принципа платности пользования природными ресурсами (землей, недрами, водой, лесом и иной растительностью, животным миром и др.).
Учреждение платы за пользование природными ресурсами стало возможным после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и введения их в гражданский оборот. Платность использования земли и других природных ресурсов следует рассматривать как следствие преобразования природоресурсных отношений в ходе проведения рыночной реформы.
Основными целями платности пользования природными ресурсами являются:
1) повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании земель и других природных ресурсов;
2) создание материальной заинтересованности в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов;
3) изыскание дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
В Законе «О плате за землю», например, конкретизируется цель введения платы за землю — стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а также выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Видом платы за природные ресурсы выступает плата за негативное воздействие на окружающую среду. Так, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с этим Законом определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах — лесные подати и арендная плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В соответствии с Законом «О плате за землю» формами платного землепользования являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.
С принципами земельного права в механизме правового регулирования земельного налога соседствуют принципы налогового права — учреждение налога законом, запрет обратной силы закона, устанавливающего новые налоги или ухудшающего положение налогоплательщиков, обеспечение фискальных интересов, международно-правового сотрудничества по вопросам налогообложения и др.
Остановимся на конкретных вопросах применения перечисленных принципов налогового права в правовом механизме земельного налога.
Одним из основополагающих принципов налогового права является требование обязательного законодательного оформления всех учреждаемых налогов. Практически во всех действующих конституциях закреплено (с теми или иными редакционными отличиями) следующее предписание: налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом.
Иллюстрируя этот принцип на примере земельного налога, отмечаем, что учреждение земельного налога в Российской Федерации должно быть оформлено принятием соответствующего законодательного акта, коим и явился рассматриваемый закон. Неотъемлемой частью текста Закона являются многочисленные таблицы (по существу — налоговые тарифы), содержащиеся в двух приложениях.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Закон, устанавливая налоговую обязанность, должен четко определить основные элементы учреждаемого налога. Если хотя бы один из основных элементов оказался не определен или не установлен, сама обязанность платить налог считается неучрежденной. Такое же положение установлено и Налоговым кодексом РФ (часть 1). Указания, разъяснения не могут содержать новой налоговой нормы и, следовательно, быть источником налогового права. Они лишь разъясняют, комментируют, толкуют уже существующие, закрепленные в Законе налоговые нормы.
Налоговые нормы содержатся в налоговых законах, принимаемых по специальной процедуре, определенной, как правило, на конституционном уровне. Так, например, Конституция РФ предусматривает внесение законопроектов о введении или отмене налога в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ст. 104), обязательное рассмотрение в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов о федеральных налогах и сборах (ст. 106).
Исследование сформировавшейся в России законодательной базы регулирования земельного налога позволяет сделать вывод о рассредоточении налоговых норм по различным «непрофильным» (неналоговым) законам. Нормы, регулирующие земельный налог, содержатся, например, в Таможенном кодексе РФ, в ст. 15 которого установлено: «Таможенные органы Российской Федерации полностью освобождаются от платы за землю». Подобные приведенному случаю примеры иногда встречаются в практике зарубежных стран, в которых налоговое законодательство объявило решительную борьбу с так называемыми налоговыми наездниками. Основное средство борьбы сводится к тому, что судам, рассматривающим налоговые споры, запрещается использовать нормы (чаще всего устанавливающие налоговые льготы), содержащиеся в непрофильных, неналоговых законах.
Законодательное учреждение налога не исключает возможности делегирования парламентом своих законотворческих полномочий по отдельным вопросам иным органам (как правило, органам исполнительной власти).
Закон «О плате за землю» содержит несколько норм, делегирующих полномочия по нормотворчеству органам законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Делегирование полномочий может быть обусловленным (ограниченным) и необусловленным (неограниченным). Примером первого варианта можно считать ч. 4 ст. 3: «Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации (. )».
В случае обусловленного делегирования полномочий закон устанавливает пределы, в которых государственные и муниципальные органы, которым полномочия передаются, могут реализовывать эти полномочия. Реализация полномочий, выходящих за пределы делегированного объема, означает, что принятый правовой акт будет признан ничтожным. Так, в соответствии с Законом «О плате за землю» органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков

Это интересно:  Новые правила оплаты штрафов гибдд

Правовое регулирование платы за землю

ЗК РФ устанавливает принцип платности использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Правовую основу расчета платы за землю составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения. К ним относятся Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (с изм. от 23 декабря 2003 г.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, положения которых находят дальнейшее развитие в методических указаниях и разъяснениях ведомств по вопросам платного природопользования. Среди последних наиболее важное место занимает Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона РФ «О плате за землю»».

Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование.

Законодательство устанавливает две формы платы за землю: земельный налог, который впоследствии должен быть заменен налогом на недвижимость, и арендную плату.

Цели взимания платы за землю заключаются в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Наряду с этим применение такого инструмента, как плата за землю, должно обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов для финансирования этих мероприятий.

Одним из принципов регулирования платы за использование земель является отсутствие зависимости определения размера земельного налога от экономических результатов использования земель. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Это интересно:  Совет по правам человека при президенте рф

Арендная плата взимается за земли, которые переданы в аренду. Комплекс вопросов, связанных с взиманием арендной платы за пользование землями, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, регулируется соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта Федерации или органами местного самоуправления.

Уплата земельного налога и арендной платы является обязанностью организаций, в том числе иностранных юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые используют землю на титулах права собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования или аренды на территории России, за исключением категорий лиц, указанных в ст. 12 Закона РФ «О плате за землю».

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

Понятие и общая характеристика платы за землю

Платность использования земли — принцип земельного права.

В ст. 65ЗК РФ конкретизируется принцип платности землепользования, установленный п. 7 ст. 1 ЗК РФ в качестве основного из принципов земельного законодательства.

Принцип платности использования земли имеет целью стимулировать рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв, уменьшить разницу в социально-экономических условиях хозяйствования в разных регионах, на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах.

Земельное законодательство РФ в качестве форм платы за использование земли предусматривает земельный налог и арендную плату (правовая природа этих платежей различна: арендная плата — результат добровольного соглашения участников договора, налог — обязательный безусловный платеж, взимаемый государством с собственников, владельцев и пользователей земли, его размер устанавливается компетентными органами, льготы устанавливаются только законом).

Земельный налог

Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты земельного налога осуществляется Налоговым кодексом РФ.

Правовой основой взимания земельного налога служит глава 31 Налогового кодекса РФ.

Земельный налог является формой платы за землю и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует в городах федерального значения.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

— изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

— ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— из состава земель лесного фонда;

— ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.(Статья 390 НК РФ)

Налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка) определяется в отношении каждого земельного участка (долей в праве общей собственности на земельный участок) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении земельных участков, собственниками которых признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.(ст. 391НК РФ)

Организации и индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им. Налоговая база для каждого физического лица определяется налоговыми органами.

В отношении участков, находящихся в общей долевой собственности, база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей собственности.

Ставка налога — это размер налога за единицу налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости в отношении земель сельскохозяйственного назначения и 1,5% кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Статья 395 НК РФ предусматривает льготы при уплате земельного налога.

Статья написана по материалам сайтов: www.lawmix.ru, be5.biz, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector