+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовые основы социальной защиты военнослужащих

Глава 10. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей

§ 1. Понятие и формы социального обеспечения военнослужащих [1]

1. Понятие социального обеспечения военнослужащих. В системе правовых норм военного права особое место принадлежит нормам, регулирующим социально-правовую защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В свою очередь, право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства.

Совокупность нормативных правовых актов, содержащих специфические правовые нормы, регламентирующие комплекс однородных общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, может быть названа военно-социальным законодательством. Указанное законодательство является основой системы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В самом общем виде социально-правовая защита представляет собой функционирующую систему нормативных правовых актов и органов государственной власти, обеспечивающих нормальное материально-бытовое, правовое и моральное положение военнослужащих и членов их семей в обществе. Само понятие «защита» подразумевает, во-первых, действия, направленные на охрану, ограждение от посягательств, враждебных действий, опасности, на предохранение и безопасность кого-либо и чего-либо (активная защита); во-вторых, это то, что защищает и служит обороне (пассивная защита)[2]. Социально-правовая защита предполагает предотвращение от нарушений и восстановление прав, свобод, льгот, чести и достоинства военнослужащих, компенсацию им за ущерб, причиненный этими нарушениями. Она выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, предоставляемого государством своим защитникам. По своей сути социально-правовая защита представляет собой социально-правовой механизм разрешения противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т. е. социальным статусом.

Уровень, достигнутый в решении данной задачи на конкретный момент времени, определяется как социальная защищенность, которая представляет собой понятие, отражающее степень реализации важнейших прав различных категорий военнослужащих, удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов личности, соответствие социального положения военнослужащих той роли, которую они действительно играют в жизни общества[3].

Очень важной для понимания сущности социально-правовой защиты является идея, высказанная доктором юридических наук И.А. Ледяхом. Суть ее состоит в том, что социальная защищенность требует одновременно и правовой защищенности. Органы и должностные лица, осуществляющие социальную защиту граждан, существуют и действуют в процедурах и принципах правового социального государства, т. е. строго на правовой основе. Подлинную социальную защищенность можно обеспечить только всемерным использованием правовых средств в комплексе с иными средствами — организационными, воспитательными и т. д.[4] На эту связь указывает также А.В. Коровников, который связывает социальную защищенность прежде всего с наличием механизма реализации и гарантий (закрепленных в законе) правового положения военнослужащих[5].

Содержание понятий правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрыто в ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»:

1) правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации;

2) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

— реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

— совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

— охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Принципиальное различие между социальной защитой военнослужащих и социальной защитой других трудоспособных граждан состоит в том, что занятый в различных гражданских структурах гражданин работает «на себя», в то время как военнослужащий, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя, прежде всего, волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других категорий граждан законодательно ограничивается ряд его конституционных прав и свобод. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что социально-правовая защита военнослужащих должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных особым характером служебной деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий военнослужащего, которые легли в основу его профессионального выбора; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного военнослужащего.

2. Формы социально-правовой защиты. Сложность и многомерность рассматриваемого понятия предопределяет многообразие видов как пассивных, так и активных форм социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К числу пассивных форм социально-правовой защиты указанных категорий граждан относятся:

— наличие в законодательстве материальных правовых норм, устанавливающих размеры денежного довольствия, дополнительных выплат и пенсий, нормы вещевого, продовольственного и иных видов материального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также различного рода льготы, гарантии и компенсации;

— законодательное закрепление механизма реализации указанных выше материальных правовых норм;

— включение в законодательство процессуальных правовых норм, устанавливающих процедуры защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К активным формам социально-правовой защиты данных категорий граждан относятся:

— правомерная деятельность уполномоченных государственных органов, органов военного управления и должностных лиц по реализации военно-социального законодательства;

— правоохранительная деятельность органов прокуратуры, судов и других государственных органов по защите и восстановлению нарушенных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

— деятельность негосударственных структур (общественных объединений, ассоциаций, фондов, правозащитных организаций и т. п.) по социальной поддержке и защите прав указанных граждан;

— активная деятельность самих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по защите и отстаиванию своих прав, по обжалованию неправомерных действий органов государственного и военного управления, должностных лиц в административном либо в судебном порядке.

Основополагающим законодательным актом в сфере социально-правовой защиты военнослужащих является Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Данным Законом закреплены и конкретизированы такие важнейшие конституционные права и свободы военнослужащих, как право на свободу передвижения и выбор места жительства; на свободу слова; на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; на свободу совести и вероисповедания; на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд и на отдых; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на возмещение причиненного вреда; право собственности; право на образование. Кроме того, указанным Федеральным законом определены правовые основы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения, торгово-бытового обслуживания военнослужащих, установлены льготы по налогам и по проезду на транспорте, закреплены страховые гарантии военнослужащих, а также другие меры их социальной защиты.

Наряду с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» социально-правовая защита военнослужащих регулируется рядом других законодательных и нормативных правовых актов.

Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам государства в военно-социальной сфере и составляют основу системы права в данной области. Во исполнение каждого из указанных выше законодательных актов изданы соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты). В единстве они образуют определенную систему, которая составляет правовую основу военно-социальной политики Российского государства.

Важнейшими институтами отечественной системы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей являются гарантии, льготы и компенсации.

В системе социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей важное место принадлежит гарантиям, под которыми понимаются материальные, духовные и юридические условия и средства, обеспечивающие им возможность пользоваться установленными законодательством правами и свободами.

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию социальных прав военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии)[6].

К основным гарантиям социальных прав военнослужащих относятся: наличие законодательства, юридически устанавливающего необходимый объем прав и льгот военнослужащих; достаточность финансовых средств, выделяемых на реализацию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей; законодательно закрепленная обязанность государственных органов и должностных лиц обеспечивать реализацию социальных прав указанных категорий граждан; предусмотренная законодательством юридическая ответственность органов и должностных лиц за нарушение прав военнослужащих; наличие юридически закрепленных правил и процедур защиты и восстановления нарушенных прав граждан.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Контроль за исполнением законодательства о социальной защите военнослужащих осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением данного законодательства осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кроме того, неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров по реализации прав военнослужащих могут быть обжалованы в административном порядке.

Под льготами принято понимать предоставление каких-либо преимуществ отдельным лицам (группам населения) либо частичное освобождение их от некоторых правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Роль и место льгот в системе социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей состоят в том, что льготы:

а) предоставляются указанным гражданам не всем поровну, в одинаковых размерах и количестве, а в строгой связи со степенью нуждаемости в дополнительной защите со стороны государства: с учетом особого характера их деятельности (например, риск для жизни и здоровья участников боевых действий); в силу объективных обстоятельств (инвалиды, семьи погибших военнослужащих, ветераны, малообеспеченные, многодетные семьи и т. п.); исходя из общепризнанных и официально закрепленных особых заслуг перед государством (Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны);

б) заключаются в предоставлении отдельным категориям военнослужащих определенных преимуществ перед другими военнослужащими (например, внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений) либо полное или частичное освобождение отдельных категорий военнослужащих от некоторых обязанностей (например, от оплаты стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение);

в) различаются в объеме, характере и условиях их предоставления в зависимости от уровня социальной защиты со стороны государства тех или иных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

г) закрепляются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

К понятию «льгота» близко понятие «компенсация», однако аналогии между ними проводить нельзя. Под компенсациями (от лат. compensatio) понимаются выплаты, производимые для возмещения дополнительных расходов, которые несет военнослужащий при исполнении обязанностей военной службы (например, выплаты, связанные со служебными командировками; подъемные пособия, связанные с переводом военнослужащего к новому месту службы), денежные выплаты в возмещение неполной реализации некоторых прав военнослужащих (денежная компенсация взамен не выданных предметов вещевого имущества, взамен продовольственного пайка; компенсация за поднаем жилых помещений военнослужащим, не обеспеченным жильем по установленным нормам). Компенсационные выплаты производятся либо в размере фактически понесенных военнослужащими расходов, но не более максимального размера, устанавливаемого законодательством (например, оплата жилья при командировках, компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирным военнослужащим), либо в твердых размерах, независимых от фактических затрат (например, суточные при командировках, подъемные пособия при переездах к новому месту службы, компенсация на санаторно-курортное лечение).

Являясь различными по своей природе и содержанию, льготы и компенсации призваны частично либо полностью компенсировать военнослужащим отчуждаемые у них некоторые права, а также ограничения, обусловленные военной службой. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации».

Правовые основы социальной защищенности военнослужащих и членов их семей

Согласно ст. 3, п. 2 закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита (ст. 3, п. 3) уволенных с военной службы и членов их семей согласно закону также является функцией государства и предусматривает:

— реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

— совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

— охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

К лицам, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, предусмотренных настоящим федеральным законом, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 п. 5), относятся:

— военнослужащие и члены их семей;

— граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств, и члены их семей;

Это интересно:  Моральный вред в гражданском праве

— граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, войск гражданской обороны, органов и войск государственной безопасности, других воинских формирований СССР, и члены их семей.

К членам семей указанных лиц закон относит:

— детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

— детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных уч­реждениях по очной форме обучения;

— лиц, находящихся на иждивении у военнослужащих.

В ст. 2, п. 8 закона закреплены гарантии социальной защиты военнослужащих, захваченных в плен, а также интернированных в нейтральных странах. Установлено, что за указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.

Закон гарантирует защиту чести и достоинства военнослужащих. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными законами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

В качестве дополнительной гарантии защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих (ст. 5, п. 3) вводится норма, согласно которой о задержании военнослужащих вне расположения воинской части, где они проходят военную службу, должны немедленно уведомляться органы военного управления и органы военной прокуратуры.

Закон предоставляет военнослужащим право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, а при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве.

Статья 7 закрепляет право на свободу слова. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Статья 7, п. 3, устраняет ограничение на участие военнослужащих в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (в свободное от исполнения обязанностей военной службы время, мирно, без оружия), проводимых вне территории воинской части.

Статья 8 закрепляет право военнослужащих на свободу совести и вероисповедания. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. В ст. 8, п. 5, определено, что религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Статья 9 закрепляет право военнослужащих на участие в управлении делами государства и общественными объединениями. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах, а также в других формах осуществления самоуправления.

Статья 9, п. 2, закрепляет право на создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих в соответствии с федеральным законом.

Право на труд (ст. 10):

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Установлено, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Время нахождения на военной службе:

— по контракту засчитывается в общий трудовой стаж — один день службы за один день работы;

— по призыву, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Феде­рации, — один день военной службы за два дня работы.

Закреплено положение о том, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Введены дополнительные гарантии защиты трудовых прав членов семей военнослужащих. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если, по заключению учреждения здравоохранения, их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию.

Существенно расширен и конкретизирован перечень видов деятельности, в которых запрещено участвовать военнослужащим.

Военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.

Служебное время и право на отдых(ст. 10)

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Дни отдыха предоставляются в выходные и праздничные дни:

по призыву — не менее одних суток отдыха еженедельно;

по контракту — не менее одних суток еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставить данную компенсацию время переработки суммируется и предоставляется в виде дополнительных суток отдыха, которые по желанию военнослужащего могут быть присоединены к основному отпуску.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск (военнослужащим, общая выслуга которых менее 10 лет, — 30 суток).

Настоящим законом расширены основания, по которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам до 10 суток:

— в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) отца, матери, супруга;

— в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо (по решению командира воинской части).

Законодательно закреплено право супругов военнослужащих на получение по месту их работы отпуска одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпусков супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих

Законодательством установлен достаточно широкий объем мер социальной защиты военнослужащих. Правовую основу их социальной защиты составляет ФЗ «О статусе военнослужащих», а также изданные во исполнение его подзаконные нормативные правовые акты.

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

Военнослужащим гарантируется право на отдых. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством РФ. Привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части. При этом им ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должны предоставляться не менее шести суток отдыха в месяц, а проходящим военную службу по призыву — не менее одних суток отдыха еженедельно.

Военнослужащим предоставляются основные отпуска — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, — ежегодно, а проходящим военную службу по призыву — один раз за время службы. Кроме того, им при наличии оснований, установленных законодательством, могут быть предоставлены дополнительные отпуска.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам, выплачиваемым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся: единовременное денежное вознаграждение по итогам года; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы; квартальные премии; материальная помощь.

Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ в порядке, определяемом Министерством обороны РФ, в форме:

  • • организации питания по месту военной службы;
  • • выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости (военнослужащим по призыву — только за время нахождения в местах использования отпуска);
  • • выплаты продовольственно-путевых денег на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством России. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов. Военнослужащие имеют право на жилище. Проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены законодательством. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в казармах (общежитиях) в соответствии с требованиями общевоинских уставов. За ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военномедицинских подразделениях, частях и учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящим пунктом, производится в соответствии с решениями Правительства России, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации).

Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящим пунктом, и порядок ее производства определяются Правительством России.

Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения — и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах ФОН В, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25%, а члены их семей — 50% стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями, — участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно- курортное лечение.

Это интересно:  Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

  • • в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, — 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях;
  • • в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:
  • • инвалиду I группы — 1 500 000 руб.;
  • • инвалиду II группы — 1 000 000 руб.;
  • • инвалиду III группы — 500 000 руб.;
  • • в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 000 руб., легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 000 руб.;
  • • в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, — 50 000 руб.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством России. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством России.

Возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными НПА РФ.

Возмещение вреда и гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате испытаний ядерного оружия, эксплуатации ядерных установок и ликвидации аварий на них, а также порядок прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяются федеральными законами и иными НПА РФ.

Гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, устанавливаются федеральными законами и иными НПА РФ.

Порядок отдания воинских почестей при погребении определяется общевоинскими уставами.

Военнослужащие имеют право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих.

Проходящие военную службу по контракту имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается. Гражданам, призванным на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва.

Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом при поступлении в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, пользуются льготами при посещении платных мероприятий, организуемых учреждениями культуры и спорта. Указанные льготы устанавливаются органами местного самоуправления.

В расположении воинских частей военнослужащие бесплатно пользуются услугами библиотек и читальных залов, имуществом культурно-просветительного назначения, спортивными сооружениями и инвентарем, просматривают кино- и видеофильмы.

Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд:

  • • железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования дополнительных отпусков (только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;
  • • на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов РФ, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории РФ к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории РФ, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории России и обратно.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 т личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, — другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 т.

Пересылка простых писем военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также простых писем, адресованных им, осуществляется в маркированных почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств, предусмотренных на эти цели ФОИВ. Пересылка посылок с личной одеждой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, досылка и возвращение посылок, адресованных им, осуществляются за счет средств, предусмотренных на эти цели ФОН В.

Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения военнослужащих

Общие понятия социальной защиты военнослужащих, реализация важнейших прав различных категорий военнослужащих. Виды материального обеспечения военнослужащих, совершенствование механизмов и институтов их социальной защиты; формы социально-правовой защиты.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.02.2010
Размер файла 16,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по курсу «Правоведение»

«Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения военнослужащих»

В самом общем виде социальная и правовая защита военнослужащих представляет собой функционирующую систему нормативных правовых актов и органов государственной власти, обеспечивающих нормальное материально-бытовое, правовое и моральное положение военнослужащих и членов их семей в обществе. Само понятие «защита» подразумевает, во-первых, действия, направленные охрану, ограждение от посягательств, враждебных действий, опасности, на предохранение и безопасность кого-либо и чего-либо (активная защита); во-вторых, это то, что защищает и служит обороне (пассивная защита). Социально-правовая защита предполагает предотвращение от нарушений и восстановление прав, свобод, льгот, чести и достоинства военнослужащих, компенсацию им за ущерб, причиненный этими нарушениями. Она выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, определяемого государством своим защитникам. По своей сути, социально-правовая защита представляет собой социально-правовой механизм разрешения противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т.е. социальным статусом.

Уровень, достигнутый в решении этой задачи на конкретный момент времени, определяется как социальная защищенность, которая представляет собой понятие, отражающее степень реализации важнейших прав различных категорий военнослужащих, удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов личности, соответствие социального положения военнослужащих той роли, которую они действительно играют в жизни общества.

1. Общие понятия социальной защиты военнослужащих

Содержание понятий правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрыты в ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»:

1) правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации;

2) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Принципиальное различие между социальной защитой военнослужащих и социальной защитой других трудоспособных граждан состоит в том, что занятый в различных гражданских структурах гражданин работает «на себя», в то время как военнослужащий, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя прежде всего, волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других категорий граждан законодательно ограничиваются ряд его конституционных прав и свобод. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что социально-правовая защита военнослужащих должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных особым характером служебной деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий военнослужащего, которые легли в основу его профессионального выбора; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного военнослужащего.

Сложность и многомерность рассматриваемого понятия предопределяет многообразие видов как пассивных, так и активных форм социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К числу пассивных форм социально-правовой защиты указанных категорий граждан относятся:

наличие в законодательстве материальных правовых норм, устанавливающих размеры денежного довольствия, дополнительных выплат и пенсий, нормы вещевого, продовольственного и иных видов материального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также различного рода льготы, гарантии и компенсации;

законодательное закрепление механизма реализации указанных выше материальных правовых норм;

включение в законодательство процессуальных правовых норм, устанавливающих процедуры защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

К активным формам социально-правовой защиты данных категорий граждан относятся:

правомерная деятельность уполномоченных государственных органов, органов военного управления и должностных лиц по реализации военно-социального законодательства;

правоохранительная деятельность органов прокуратуры, судов и других государственных органов по защите и восстановлению нарушенных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

деятельность негосударственных структур (общественных объединений, ассоциаций, фондов, правозащитных организаций и т.п.) по социальной поддержке и защите прав указанных граждан;

активная деятельность самих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по защите и отстаиванию своих прав, по обжалованию неправомерных действий органов государственного и военного управления, должностных лиц в административном либо в судебном порядке.

Основополагающим законодательным актом в сфере социально-правовой защиты военнослужащих является Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Указанным законом закреплены и конкретизированы такие важнейшие конституционные права и свободы военнослужащих, как право на свободу передвижения и выбор места жительства; на свободу слова; на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; на свободу совести и вероисповедания; на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд и на отдых; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на возмещение причиненного вреда; право собственности; право на образование. Кроме того, указанным Федеральным законом определены правовые основы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения, торгово-бытового обслуживания военнослужащих, установлены льготы по налогам и по проезду на транспорте, закреплены страховые гарантии военнослужащих, а также другие меры их социальной защиты.

Наряду с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» социально-правовая защита военнослужащих регулируется рядом других законодательных актов. Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам государства в военно-социальной сфере и составляют основу системы права в данной области. Во исполнение каждого из указанных выше законодательных актов изданы соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты). Взятые воедино, они образуют определенную систему, которая составляет правовую основу военно-социальной политики российского государства.

Важнейшими институтами отечественной системы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей являются льготы, гарантии и компенсации.

Под льготами принято понимать предоставление каких-либо преимуществ отдельным лицам (группам населения) либо частичное освобождение их от некоторых правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. В зависимости от сферы применения льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей подразделяются на различные виды: жилищные льготы; льготы по труду и прохождению военной службы, пенсионному и социальному обеспечению; льготы по налогам и сборам; льготы в области здравоохранения; льготы в области образования и культуры; льготы по перевозкам и др.

Льготы (как установленные законом преимущества) обусловлены трудностями и другими особенностями условий жизни, с которыми неизбежно сопряжена военная служба, к числу которых, в частности, относятся: необходимость для военнослужащих постоянно поддерживать высокую боевую готовность и воинскую дисциплину; быть всегда готовым выступить на защиту Родины и мужественно защитить ее, не щадя своей жизни; частая, связанная с перемещениями по службе, смена места жительства; необходимость подолгу проживать в малообжитых, с тяжелыми климатическими условиями районах и др.

Это интересно:  Правила обмена и возврата товара

Роль и место льгот в системе социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей состоят в том, что льготы:

а) предоставляются указанным гражданам не всем поровну, в одинаковых размерах и количестве, а в строгой связи со степенью нуждаемости в дополнительной защите со стороны государства: с учетом особого характера их деятельности (например, риск для жизни и здоровья участников боевых действий); в силу объективных обстоятельств (инвалиды, семьи погибших военнослужащих, ветераны, малообеспеченные, многодетные семьи и т.п.); исходя из общепризнанных и официально закрепленных особых заслуг перед государством (Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны);

б) заключаются в предоставлении отдельным категориям военнослужащих определенных преимуществ перед другими военнослужащими (например внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений) либо полное или частичное освобождение опять же отдельных категорий военнослужащих от некоторых обязанностей (например от оплаты стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение, от уплаты некоторых видов налогов, от оплаты жилья и коммунальных услуг);

в) различаются в объеме, характере и условиях их предоставления в зависимости от уровня социальной защиты со стороны государства тех или иных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

г) закрепляются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

К понятию «льгота» близко понятие «компенсация», однако аналогии между ними проводить нельзя. Под компенсациями понимаются выплаты, производимые для возмещения дополнительных расходов, которые несет военнослужащий при исполнении обязанностей военной службы (например, выплаты, связанные со служебными командировками; подъемные пособия, связанные с переводом военнослужащего к новому месту службы), денежные выплаты в возмещение неполной реализации некоторых прав военнослужащих (денежная компенсация взамен продовольственного пайка; компенсация за поднаем жилых помещений военнослужащим, не обеспеченным жильем по установленным нормам). Компенсационные выплаты производятся либо в размере фактически понесенных военнослужащими расходов, но не более максимального размера, устанавливаемого законодательством (например оплата жилья при командировках, компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирным военнослужащим), либо в твердых размерах, независимых от фактических затрат (например суточные при командировках, подъемные пособия при переездах к новому месту службы, компенсация на санаторно-курортное лечение).

Являясь различными по своей природе и содержанию, льготы и компенсации, установленные законодательством для военнослужащих, объединены своей компенсационной функцией, призванной частично либо полностью компенсировать военнослужащим отчуждаемые у них некоторые права, а также ограничения, обусловленные военной службой. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации».

В системе социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей важное место принадлежит гарантиям, под которыми понимаются материальные, духовные и юридические условия и средства, обеспечивающие им возможность пользоваться установленными законодательством правами и свободами.

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию социальных прав военнослужащих. Ключевое место в системе гарантий занимают правовые (юридические) гарантии, под которыми понимаются содержащиеся в нормах права средства и способы защиты прав и свобод личности, а также правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).

К основным гарантиям социальных прав военнослужащих относятся: наличие законодательства, юридически устанавливающего необходимый объем прав и льгот военнослужащих; достаточность финансовых средств, выделяемых на реализацию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей; законодательно закрепленная обязанность государственных органов и должностных лиц обеспечивать реализацию социальных прав указанных категорий граждан; предусмотренная законодательством юридическая ответственность органов и должностных лиц за нарушение прав военнослужащих; наличие юридически закрепленных правил и процедур защиты и восстановления нарушенных прав граждан.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

При заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Контроль за исполнением законодательства о социальной защите военнослужащих осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением данного законодательства осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Согласно статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека обеспечиваются правосудием. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кроме того, неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров по реализации прав военнослужащих могут быть обжалованы в административном порядке.

2. Виды материального обеспечения

Важнейшей формой системы социальной защиты военнослужащих является их материальное обеспечение, которое включает денежное довольствие, вещевое, продовольственное, жилищное обеспечение.

Основным видом материального обеспечения военнослужащих является денежное довольствие, которое выступает формой реализации конституционного права военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд (статья 37 Конституции Российской Федерации). Право на труд военнослужащие реализуют посредством прохождения военной службы (пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Денежное довольствие, с одной стороны, призвано обеспечить военнослужащим и их семьям необходимые средства к существованию, является основным источником удовлетворения их материальных потребностей, а с другой — служит средством стимулирования добросовестного воинского труда, который связан со значительными трудностями, тяготами и лишениями.

Размер получаемого военнослужащим денежного довольствия зависит от его служебно-должностного положения, времени нахождения на военной службе, квалификации, особенностей возложенных на него служебных обязанностей, других факторов.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклада по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклада по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также месячных и иных дополнительных выплат.

Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Кроме окладов денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, производятся дополнительные денежные выплаты, основными из которых являются:

1) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 200 процентов оклада по воинской должности;

2) ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге:

от полугода до 1 года — 5 процентов;

от 1 до 2 лет — 10 процентов;

от 2 до 5 лет — 25 процентов;

от 5 до 10 лет — 40 процентов;

от 10 до 15 лет — 45 процентов;

от 15 до 20 лет — 50 процентов;

от 20 до 22 лет — 55 процентов;

от 22 до 25 лет — 65 процентов;

25 лет и более — 70 процентов;

4) коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных;

5) премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания в год;

6) единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года в размере не менее трех окладов денежного содержания. Данная выплата производится военнослужащим, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по решению командира воинской части;

7) материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в год;

8) подъемное пособие в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты. Пособие выплачивается при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт;

9) выплата на обзаведение имуществом первой необходимости в размере 12 окладов денежного содержания в одном из следующих случаев: в течение трех месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, или гражданами, поступающими на военную службу, первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более; в течение трех месяцев со дня заключения первого брака.

Продовольственное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, осуществляется в одной из следующих форм:

организация питания по месту военной службы — для отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости;

выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания).

Вещевое обеспечение военнослужащих осуществляется в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Вещевое имущество, которым обеспечиваются военнослужащие, подразделяется на вещевое имущество личного пользования, инвентарное имущество и расходные материалы. Указанное имущество является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении воинских частей.

Вещевое имущество, за исключением расходных материалов, передается во владение и безвозмездное пользование военнослужащих с момента их получения. По истечении срока носки вещевое имущество личного пользования переходит в собственность военнослужащего. Расходные материалы переходят в собственность военнослужащих с момента их получения.

Возврату в воинскую часть подлежит:

а) инвентарное имущество;

б) вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим в случае их увольнения с военной службы по следующим основаниям:

в связи с лишением воинского звания;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно;

в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска.

Военнослужащие обязаны поддерживать выданное им вещевое имущество в исправном состоянии и принимать все меры по предотвращению его повреждения или утраты.

Вопросы социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей определены как приоритетное направление деятельности исполнительных органов власти и должностных лиц. Особенностью сегодняшнего периода военного строительства является переход от нормотворческой деятельности к практической реализации законодательства о социальной защите военнослужащих.

1. Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

2. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

3. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

4. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006 г.

Подобные документы

Понятие статуса военнослужащего. История правового регулирования социальной защиты военнослужащих. Особенности правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Характеристика основных гарантий и льгот, предоставляемых военнослужащим.

дипломная работа [104,4 K], добавлен 09.05.2012

История становления и развития системы социально-правовой защиты военнослужащих Российской Федерации, ее виды и гарантии. Характеристика видов (вещевое, жилищное, пенсионное) материального обеспечения военнослужащих, аспекты его правового регулирования.

дипломная работа [101,8 K], добавлен 28.03.2011

Нормативно-правовая база социальной защиты военнослужащих. Социальные гарантии военнослужащим и членам их семей. Права, льготы и гарантии как основные социально-правовые формы, средства реализации системы социальной защиты военнослужащих и их семей.

реферат [15,1 K], добавлен 10.04.2010

Порядок предоставления льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим и членам их семей. Анализ действующей системы социальной защиты военнослужащих, их пенсионное обеспечение. Проблемы адаптации уволенных военнослужащих к дальнейшей трудовой деятельности.

дипломная работа [2,1 M], добавлен 29.10.2012

Федеральное законодательство по вопросам социальной поддержки военнослужащих, уволенных в запас. Опыт и перспективы решения социальных проблем военнослужащих на региональном и муниципальном уровнях, пути совершенствования системы социальной защиты.

контрольная работа [27,3 K], добавлен 08.08.2011

Правовой статус военнослужащих. Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России. Виды пенсий, порядок их назначения и выплаты. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения.

курсовая работа [54,2 K], добавлен 14.10.2010

Источники правового регулирования и история развития института социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Особенности медицинского, санаторно-курортного, транспортного и жилищного обеспечения исследуемой категории населения государства.

дипломная работа [79,3 K], добавлен 01.12.2013

Нормативно-правовые акты о социальном обеспечении, правах и льготах сотрудников ОВД, военнослужащих и членов их семей. Законодательное определение статуса военнослужащих, создание системы судебной защиты их прав. Социальная поддержка сотрудников милиции.

контрольная работа [24,5 K], добавлен 22.12.2009

дипломная работа [58,3 K], добавлен 13.11.2003

Статус военнослужащих и гарантия государства на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. Накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Предоставление жилья ветеранам боевых действий.

реферат [18,7 K], добавлен 17.09.2011

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studref.com, otherreferats.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector