+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Различия между моралью и правом

1) По происхождению. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о «добре и зле» и т.д. Право, как известно, появляется вместе с государством, формируется государством.

2) По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании, Нормы права выражены в строго определенной форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и др.), имеющих письменную форму.

3) По сфере действия. Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Оно упорядочивает огромную область общественных отношений и вместе с тем оставляет вне сферы своего влияния значительную их часть. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия. Подобные поступки подпадают под действие моральных норм.

4) По значимости регулируемых отношений. Нормы права, как правило, регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные.

5) По способам установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только им. По-другому складывается мораль. Ее нормы формируются социальными общностями (группами) людей.

6) По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые — согласно специально установленным правилам.

7) По критериям оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

8) По формам фиксации. Правовые нормы, закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы. Нормы морали складываются в общественном сознании. Их появление не связано с волей законодателей.

9) По характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, т.е. меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определенный вид ответственности.

10) По мерам обеспечения. Поскольку право создастся государством, постольку оно им и обеспечивается и охраняется. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реализующие юридические санкции. По-иному обеспечивается мораль. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательство официальной власти, применение юридических санкций.

11) По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Уровень таких требований значительно выше у морали. Во многих случаях мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений.

12) По характеру ответственности и порядку ее возложения. Нарушение норм права несет за собой юридическую ответственность. Порядок ее строго регламентирован законом, носит процессуальный характер. Иного рода последствия вызывает нарушение морали. здесь сами люди, их коллективы решают вопрос о методах воздействия по отношению к лицам, допустившим нарушение норм морали. Какой-либо процедуры здесь не установлено.

Взаимодействие права и морали

Право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом, «взаимодействуют» по следующим направлениям:

1) Система права закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления, такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Значит, прежде всего взаимодействие права и морали выражается в одинаковости их требований. Показательны в этом плане ст. 124, 125 УК РФ, предусматривающие ответственность за неоказание помощи больному и оставление в опасности.

.49. Понятие и виды форм (источников) права.

Источник права можно рассматривать:

■ в материальном смысле — это общественные отношения, нуждающиеся в правовом урегулировании;

■ в идеальном смысле — это совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, т.е. правосознание;

■ в специально-юридическом смысле — это форма права, т.е. способ внешнего выражения и закрепления содержания правовой нормы.

Виды форм права:

1. Нормативно-правовой акт (НПА) — это юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы права (закон, подзаконный акт). Является основным источником права в романо-германской правовой системе.

2. Правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения; санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю без текстуального закрепления правила в нормативно-правовом акте, иначе обычай превращается в НПА. Является основным источником права в странах экваториальной Африки и Океании.

3. Нормативный договор — это добровольное соглашение, достигнутое субъектами правотворчества, содержащее обязательные для сторон нормы права. Если договор заключен не субъектами правотворчества, он подлежит государственной регистрации или ратификации.

4. Правовой прецедент — это решение по конкретному юридическому делу, которое в дальнейшем становится образцом для разрешения аналогичных дел. Является основным источником права в англосаксонской правовой системе.

5. Доктрина — это труды ученых-юристов, на основе которых правоприменительный орган принимает решение по конкретному юридическому делу.

6. Правосознание — совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых принимаются правоприменительные акты.

7. Религиозные тексты в настоящее время характерны для мусульманского права; это Коран — священная книга, содержащая заповеди и поучения Аллаха, Сунна — сборник жизнеописаний пророка Мухаммеда, который воплотил в жизнь все заветы Аллаха. Библия является источником права в Ватикане. В целом религиозные тексты являются источникам права в теократических государствах.

8. Общие принципы права — основополагающие начала правовой системы, определяющие сущность и назначение права в обществе. Применяются для преодоления пробелов в праве.

Таким образом, существует многообразие источников права. В романо-германской правовой системе в качестве источников права применяются нормативно-правовой акт (основной источник), правовой обычай, нормативный договор и общие принципы права.

50. Правовой обычай как источник права: понятие, признаки.

Правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения; санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю без текстуального закрепления правила в нормативно-правовом акте, иначе обычай превращается в Нормативно-правовой акт.

Итак, Правовой обычай — это правило, признанное и санкционированное государством. Речь идет об обычном праве, сопряженном с записью обычаев родового строя. Форма этой записи может быть самой разной. Например, источником римского права были Законы XII таблиц — обычаи римской общины, записанные на двенадцати деревянных досках. В Вавилоне законы царя Хаммурапи были высечены на большом базальтовом столбе. Для права наличие письменной формы является важным Дело в том, что этот текст доступен для ознакомления населению, на него можно сослаться в обоснование своих прав и т.д.

Санкционирование обычаев государством осуществляется двумя путями.

Во-первых, путем фактического признания государством тех или иных обычаев в качестве обязательных (об этом сказано выше) и вынесения на их основе определенных решений государственными органами.

Во-вторых, путем отсылки законов к тем обычаям, которые согласуются с политикой государства, с нравственными основами образа жизни.

Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках отношений сравнительно небольших групп людей, отличается определенностью правила, единообразным характером его соблюдения. Решение государственного органа, в котором применен был обычай, может быть исполнено принудительно.

Обычаи или обыкновения политической жизни, торгового оборота, семейных или иных бытовых отношений в настоящее время имеют, хотя и в ограниченных пределах, юридическое значение во многих государствах.

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания. Одни обычаи, как отмечалось выше, могут санкционироваться государством, обретать характер правовых.

Вторую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально. Имеется в виду привычная для членов общества, социальной группы людей форма общественной регуляции (свадьба, день рождения, успешная защита диссертации и т.д.). Соблюдаются соответствующие обычаи или нет, — для права безразлично. Их соблюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

Не исключено и то, что в общественной практике могут утверждаться обычаи, противоречащие принципам морали и права, что будет негативно сказываться на новом этапе социальной жизни. Право с такими обычаями может конфликтовать. В этом случае юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

Источник права можно рассматривать:

■ в материальном смысле — это общественные отношения, нуждающиеся в правовом урегулировании;

■ в идеальном смысле — это совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, т.е. правосознание (правовая идеология);

■ в специально-юридическом смысле — это форма права, т.е. способ внешнего выражения и закрепления содержания правовой нормы. В теории государства и права понятие «источник права» рассматривается как форма права.

51. Юридический прецедент как источник права: понятие, признаки, виды.

Это более распространенный источник права, чем правовой; обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.Юридический прецедент (судебный или административный) — это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей или должностных лиц. Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.

Прецедентное право имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:

1. прецедент — это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2. прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3. прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

1. прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;

2. прецедент допускает возможность произвола;

3. объем действия прецедента не определен.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

Источник права можно рассматривать:

■ в материальном смысле — это общественные отношения, нуждающиеся в правовом урегулировании;

■ в идеальном смысле — это совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, т.е. правосознание;

■ в специально-юридическом смысле — это форма права, т.е. способ внешнего выражения и закрепления содержания правовой нормы.

52. Нормативный договор как источник права: понятие, признаки, виды.

Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права.

По содержанию рассматриваемые договоры — это юридические акты, содержащие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Не всякий договор носит нормативный характер. Данный вид договоров должен содержать нормы права.

Он является одним из основных источников международного права. К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты — конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т.д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.

В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве

Договором нормативного содержания является Федеративный договор 1992 г. О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации». Система договоров заключена между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами — Татарстаном, Башкортостаном, рядом областей и др. Это внутригосударственные договоры.

Договорная форма распространена и в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений. Например, согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ, коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Он включает в свое содержание нормативные положения, если об этом имеется прямое указание в законах.

Подобного рода соглашения могут быть и отраслевыми, и по специальным вопросам, а также федеральными, региональными и территориальными.

Договорная форма регулирования общественных отношений оценивается в настоящее время как наиболее перспективная, поскольку отвечает интересам сторон регулируемого общественного отношения и позволяет закрепить свободное согласованное волеизъявление сторон.

2. 3. Мораль и право

2.3. Мораль и право

Мораль и право — это те же правила дорожного движения, только применительно к человеческому общежитию и к жизни в целом.
Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отношения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития.

Различие между правом и моралью в следующем.

Право регулирует отношения между людьми с помощью законов и опирается на силу государства (полиция, армия, суд, тюрьма). Мораль же регулирует отношения людей путем убеждения, действия на их сознание, на их разум. Она опирается на силу общественного мнения, на силу порицания или одобрения людей и полагается на совесть человека.

Нормы права, установленные государством, выражаются в законах и являются обязательными для граждан государства. Государство обязывает соблюдать эти нормы, принуждая к такому соблюдению всей мощью своего аппарата. Право — ничто без аппарата, способного заставлять людей соблюдать нормы права.

Подобное различие морали и права можно выразить в такой игре слов. Если право в своем регулировании взаимоотношения людей опирается на авторитет силы, каковой является сила государства, то мораль опирается на силу авторитета, будь то отдельное мнение уважаемого человека, уважаемое общественное мнение или же внутренний авторитет, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Далее, если право есть регулирование межчеловеческих отношений сверху, исходящее от воли государства, то мораль есть регулирование межчеловеческих отношений снизу, исходящее от воли и сознания отдельных людей или групп людей, создающих общественное мнение.

Право — связь людей, имеющая характер черепной коробки, скелета, панциря, жесткого каркаса.
Нравственность — духовная связь, единение, общность людей. Она охватывает область тонких, гибких, интимных взаимоотношений людей.

Еще право и мораль можно сравнить с плотницким и столярным делом или с токарной обработкой и шлифованием. Подобно плотнику или токарю право выполняет грубую, топорную работу или работу начерно. А мораль подобно столяру или шлифовщику выполняет тонкую, деликатную работу или работу набело.

я бы не стала упоминать ни о каких плотниках в книге о светской этике.
Хотя конечно дело ваше, с чем сравнивать.

Потому что от некоторых слов полшага остается до религиозных мифов и легенд.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

2.2 Различия между нормами морали и права

Мораль и право едины в процессе регулирования общественных отношений с одной стороны, но с другой стороны право и мораль, как социальные регуляторы поведения людей имеют свои определенно-характерные различия, которые присущи, только морали или праву.

Правовые идеи тесно соприкасаются, в известной мере переплетаются с моралью. Мораль, согласно общепринятому пониманию, — это представления людей о добре и зле. На их основе формируются нормы морали, нормы общепринятого поведения. Эти нормы — один из социальных регуляторов, что сближает их с правовыми нормами. В то же время право — это система порядка в обществе, наделенная государством принудительной силой, а мораль — система представлений о поведении в обществе, не обладающая такой силой.

Право и мораль различаются способом и объекту регулирования, так же средствам обеспечения выполнения соответствующих норм

Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. И мораль определила предпосылки появления права В.Н. Хропанюк, В.А. Стрекозов, Теория государства и права — М.: Омега-Л, 2012. — С.78. Мораль формируется из нравственности и обычаев, а так же традиций. Мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством.

Мораль как любое явление имеет свой исторический период и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

В одной стране или государстве существует только одна правовая система, а мораль разнородна. В обществе может действовать несколько моральных систем, при этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов, которая является господствующей моральной системой.

Право представляет собой юридический акт, который установлен компетентными государственными органами. Право выражает волю государства и определяет правосознание народа и социальных групп общества, которые находятся в управлении государства. Другими словами право формируется законодательными актами органов управления государства, а нормы морали складываются и формируются из общественного мнения.

Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в моральном кодексе, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, которая регулируется правом. Многие взаимоотношения людей в семье, быту и коллективе, а так же в обществе являются объектами морали, и регулируются моральными нормами, и не подлежат правовому регулированию.

Норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи, что отличает их от моральных норм, в которых иногда отсутствует взаимосвязьЮ.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы — М.: ГарантЪ, 2009. — С. 75.

Право регулирует общественно значимое поведение, а мораль регулирует социально-общественное поведения людей.

Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения, а право регулирует только общественно-значимое поведение людей в обществе.

В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.

Способ правового регулирования — правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции. Это моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение.

Право — это закон, который имеет специфические гарантии со стороны государства и обеспечивается мерами государственного принужденияВ.В. Оксамытный, Теория государства и права — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2009. — С. 56 .

Нормы права и морали имеют меры принуждения. Характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различен. В моральной сфере принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не имеют конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации, в случае нарушения правовой нормы органы государственной власти должны принять меры государственного принуждения.

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Элементами морального регулирования являются:

идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;

система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

Право же, хотя и принадлежит к области духовной жизни людей, представляет собой объективированный иституционно-социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизацииВ.В. Оксамытный, Теория государства и права — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2009. — С. 64 .

Право в практической жизни людей — явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юристов.

Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом.

Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования и закрепления источники права.

Моральная норма универсальна и этим она отличается от правовой нормы, так как правовая норма регулирует определенно-конкретное действие, определенное рамками действующего законодательства.

Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

Право является аналогом морали, Право защищается государством, а мораль самим обществом. И в этом заключается различия права от морали.

Процесс различия происходит в самом процессе морализации права. Недостаток позиции морализации права заключается в отсутствии в ее рамках осознания фундаментального, сущностного различия рассматриваемых регуляторов, приводящего к различным противоречиям

В основе морали лежит сопереживание, моральная регуляция действует только во взаимоотношениях тех людей, которые актуально или потенциально связаны сопереживанием. В праве сопереживания отсутствует. Как отмечает Б. С. Шалютин, сопереживание существует между своими людьми А.С. Сергеенко, Сущностные основания и противоречия позиции морализации права — Грамота. 2012. № 7. С. 182.

Идентификация кого-либо, как своего создает основу для сопереживания с одной стороны, а с другой стороны ситуативно возникшее сопереживание превращает людей в своих. Это значит, что мораль — регулятор, действующий в кругу «своих». В этом заключается особенность морали. А особенностью права является его беспристрастность. Другими словами право является одинаковой меркой и к своим, и к чужим.. Если бы в основе права лежала мораль, судья должен бы был минимизировать наказание своему и максимизировать чужому. И в этом заключается процесс противоречий морали и права.

В системе права существуют институты, отрасли, другие огромные подсистемы, без которых развитое право представить нельзя, но которые связаны с моралью лишь в силу того, что согласно диалектике все со всем связано.

Субъектами права выступают не только люди, но и юридические лица, разумеется, лишенные таких важнейших и общепризнанных механизмов моральной регуляции как стыд и, особенно, совесть.

Таким образом, несмотря на свойственные данным регуляторам общие черты, право и мораль обладают кардинально различной сущностью, принципами и механизмами функционирования в социуме, а также специфической, независимой друг от друга природой. Придание же праву производного либо полностью зависимого от морали характера ввиду указанных различий представляется несостоятельным.

ПРАВО И МОРАЛЬ

Термины «мораль» и «нравственность»

Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении — как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское « mores » означает не что иное, как «нравы».

В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.

Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия права и морали

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государствен­ной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой истори­ческий период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе мо­жет действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категори­ях этики. (Основные категории морального сознания — «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирова­ния моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Ес­ли их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулиру­ются только правом или только моралью. Специфический предмет морально­го регулирования — сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы пра­вового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет тех­нико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гаранти­руются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлин­но моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Су­ществует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное по­ведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынес­ти справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связа­но, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Статья написана по материалам сайтов: www.proza.ru, pravo.bobrodobro.ru, www.bibliotekar.ru.

»

Это интересно:  Правила 170 эксплуатации жилых домов содержание
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  2. III. Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права
  3. Negotiorum gestio. Права и обязанности сторон.
  4. Quot; Права человека
  5. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.
  6. Thesauri inventio, условия и правила закрепления права.
  7. V1: Общая теория права и государства
  8. V1: Основы административного права Российской Федерации
  9. V1: Основы гражданского права Российской Федерации
  10. V1: Основы информационного права Российской Федерации