+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Развитие права в первой половине 19 века

В 1830 году издаётся ПСРИ(Полное собрание законов российской империи),которое послужило основой

для работы над сводом действующих законов.Впервые в русском законодательстве было определено право собственности.Право собственности(!)-право лица исключительно и независимо от лица постороннего владеть,распоряжаться,пользоваться имуществом вечно и потомственно,пока не передаст свою власть другому.Существовало 2 основных вида права собственности:часное и государственное.В особую категорию были выделены:

1.Право собственности особ императорского дома.

2.Право собственности на произведения художественной культуры.

Свод законов различал два вида права часной собственности:полное и неполное.

Полное право подразумевает,что лицо имеет в установленных законом пределах право на владения,пользование и распоряжение одновременно.Различалось:на землю и на имущество.По праву полной собственности на землю владелец имел право на всё произведённое на её поверхности,на всё,что заключалось в её недрах,на воды в пределах её находящиеся».

Полное часное право на имущество состояло в принадлежности владельцу всех плодов,доходов и прибыли.Согласно ст.431 «приплоды и приращения животных принадлежат хозяину,однако если самец и самка принадлежат разным хозяевам,то приплод отдавался хозяину самки».

Неполное право собственности щитается в том случае,когда оно ограничивается в пользовании,владении или распоряжении другими посторонними,а так же неполными на то же имущество правами.Права ограничивающие право собственности выделяемые в своде действующих законов:

1.Право участия в пользовании и получении выгод от чужого имущества.

2.Право угодий в чужом имуществе.

3.Право собственности на заповедные наследственные имения.

4.Право собственности на имения,которые жаловались на праве майоратов в западных губерниях.

5.Право владения и пользования отдельные от права собственности.

6.Право распоряжения,ограниченное от права собственности.

Право постороннего участия в выгодах чужого имущества было двух видов:общее и часное.Оно было общим если «право участия устанавливалось для курга лиц.И часное если принадлежало конкретному часному лицу.Право собственности,принадлежавшее двум и более лицам на одно и тоже имущество получило название право общего владения.

Согласно ст.543 доходы по имуществу распределялись между всеми учасниками в соразмерности от их вклада. Распоряжение общим неделимым имуществом должно было происходить только по общему согласию.В том числе и управление этим имуществом могло принадлежать лишь одному лицу лишь по общему согласию.Согласно своду никто не был обязан оставаться соучастником в общем имении если не изъявлял на это своё согласие,поэтому каждый из соучастников мог или просить выделение принадлежавшей ему части,либо переуступить своё право любому из соучастников общего права владения.

Развитие права в первой половине XIX в. Кодификационная работа в первой половине XIX в

В этот период назрела острая необходимость кодификации права, так как со времени выхода Соборного уложения 1649т. накопилось большое количество нормативных актов, зачастую противоречивших друг другу и не отражавших потребностей общественно-экономического развития.

Попытка кодификации была предпринята М. Сперанским в 1804г., когда были созданы проекты гражданского, торгового и уголовного уложений. Но уложения были отвергнуты, так как в них было усмотрено влияние законодательства Французской буржуазной революции.

Работы по кодификации были возобновлены только в 1826г., когда М1. Сперанский предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные акты в хронологическом порядке. Составителями была проделана огромная работа по выявлению и отбору нормативных актов, так как со времени выхода Соборного уложения не осуществлялась ни официальная, ни частная публикация законов. В 1830г. Полное собрание законов Российской империи было издано. В 1832г. опубликован, а с 1835г. введен в действие Свод законов Российской империи. В него были включены последние нормативные акты, а из противоречащих друг другу выбраны позднейшие.

Свод делился на 8 разделов, составители стремились расположить акты по отраслям права. Кодификация законодательства, таким образом, привела к формированию отдельных отраслей права: гражданского, уголовного и т.д. В 1836г. началась работа над созданием нового уголовного кодекса. В 1845г. было утверждено «Уложение 6 наказаниях уголовных и исправительных».

Гражданское законодательство систематизировано в томе X Свода законов. В ст. 262 ч. 1 т. X Свода впервые было сформулировано понятие права собственности. Значительное место отводилось обязательственному праву, Договоры заключались как в письменной, так и в устной форме по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Всякий правильно составленный договор подлежал исполнению. Существовали следующие средства обеспечения договоров: поручительство, залог недвижимости, неустойка, заклад движимого имущества.

В этот период, помимо известных ранее договоров мены, купли-продажи, поставки и подряда, займа, появляется договор запродажи, по которому одна из сторон обязуется продать движимое или недвижимое имущество к назначенному сроку, причем в договоре указывались цена и сумма неустойки.

Важную роль играли договоры товарищества, которое составлялось из лиц, объединившихся в.единую организацию и действовавших под общим именем. Различались товарищества: полное; на вере,;. «по участкам».

Брачно-семейные отношения были урегулированы в книге первой Свода «О правах, обязанностях семейных»; установлен брачный возраст. На вступление в брак необходимо было разрешение родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоящие на военной службе, должны были испрашивать на брак разрешение начальства. Помещичьи крестьяне также не могли вступить в брак без ведома владельца. Законным браком считался только церковный, который расторгался в редчайших случаях. Жена находилась в подчиненном положении, ее статус определялся статусом супруга. Своим имуществом супруги могли распоряжаться независимо друг от друга. Дети делились на законных и незаконнорожденных.

Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. При отсутствии завещания ближайшее право на наследование имели родственники мужского пола по нисходящей линии.

Нормы уголовного права были изложены в книге первой XV тома. Однако их изложение, хотя и было значительным шагом вперед, все же содержало множество несогласованных норм и статей. Необходима была новая кодификация уголовного права, которую поручили М. Сперанскому, но работа была закончена уже после его смерти.

Проект был рассмотрен Государственным советом и утвержден императором в 1845 г. и вступил в действие в 1846 г. . Новый кодекс назывался «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». В начале Уложения содержались нормы Общей части уголовного права.

Понятие преступления дано более развернуто, чем в Своде законов, однако оно не отграничено от понятия проступка. В Уложении установлены формы вины, стадии преступления, виды соучастия, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Вначале традиционно шли преступления против веры, затем — государственные, которым уделялось большое значение. Даже умысел (намерение) свергнуть императора карался смертной казнью и лишением всех прав. Специальные разделы отводились преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. Обширный раздел был посвящен преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, а также преступлениям против собственности частных лиц.

В Уложении содержится довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: уголовные (лишение всех прав состояния в сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторгу; ссылкой на поселение) и исправительные (отдача в арестантские роты; заключение в крепость; тюрьму; смирительные или работные дома; денежные взыскания).

Судебный процесс в основном оставался инквизиционным. Указ 1801г. запрещал пытки, однако на практике они применялись достаточно широко.

Свод законов уделял большое внимание процессу. Решающая роль принадлежала полиции. Следствие подразделялось на предварительное и формальное. Осуществляли надзор за следствием прокуроры и стряпчие. Свод закрепил систему формальных доказательств. Сохранилось деление доказательств на совершенные (собственное признание, письменные доказательства, признанные обвиняемым, заключение медицинских экспертов,) и несовершенные (внесудебное признание обвиняемого, оговор им посторонних лиц, повальный обыск, показания одного свидетеля, улики).

Приговоры не были стабильными и весьма часто рассматривались в вышестоящих инстанциях. Крестьян, выступавших против своих помещиков, судил военный суд. Преступления против веры и против государственной власти разбирались «без промедления». Для рассмотрения таких дел по указу царя могли создаваться специальные верховные уголовные суды (такой суд судил декабристов). В судах процветали взяточничество и волокита. Образовательный уровень судей был низок.

I Основная литература

1. Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб. Изд. СПб. Университета МВД РФ, 1999.

3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. Изд. – 3-е. – М.: Юрист. – 1996; М., 2005.

4. История государства и права России. /Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Былина, 1996; — М.: Проспект, 2004.

5. История государства и права России. /Под ред. В.К. Цечоев, В.И. Власов, — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6. История отечественного государства и права. – Ч.1 /Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Бек. – 1996; — М., 2000. Ч.2. – М. 1997; — М., 2001.

7. История государства и права России. /Под ред. Р.И. Юшкова, — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

8. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Курс лекций. – Минск: Амалфея. – 2001.

9. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.I – II, — М. 2003.

10. Рогов В.А. История государства и права России IX – начало XX веков. – М. 1999.

11. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. /Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. – М., 2005

II Дополнительная литература

1. Ерошкин Н.П. История государственный учреждений дореволюционной России. – М. 1997, — М. 2004

2. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. – М. 1978.

3. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. – М. 1978.

4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн., — М.: Мысль, 1993, — М.: 2005.

5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М. 1993.

6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб., 2005.

7. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX в. – Саратов, 1994.

8. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года в 2 частях. – Петрозаводск, 1997.

Государство и право России первой половины XIX века

Руководитель: доцент,к.и.н. ТИМОФЕЕВА А.А.. Выполнил: студент юридического факультета (в/о) I год обучения МАЛЫГИН О.А. г. Владивосток, 1997 г.

1. Общая характеристика государственного строя России
2. Развитие государственной системы.
3. Правовое положение церкви.
4. Особенности управления окраинами.
5. Кодификация русского права.
6. Характеристика права.
7. Уголовное право.
8. Выводы.
9. Литература.

1. Общая характеристика государственного строя России

Первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке — самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис.

Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя. [3]

2. Развитие государственной системы.

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII века, происходила в течение всего столетия. Определенно наметились дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления. [1]

Установившаяся в последнюю четверть XVIII в. и доведенная до крайности в конце века военно-полицейская диктатура не вызывала «успокоения» страны. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. Этот переворот был последним в истории российского абсолютизма, что свидетельствовало об известной внутренней консолидации класса-сословия помещиков-дворян, вызванной опасностью массовых крестьянских волнений. [3]

До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законодательного органа был создан Государственный совет.

Председателем Государственного совета являлся император. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов. Члены совета назначались императором или входили в него по должности(министры).

Государственный совет состоял из пяти департаментов — департамент законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского (создан в 1831 г.)

В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах.

Канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из шести отделений, которые были образованы с 1826 по 1842 гг.

Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье отделение было создано для руководства борьбой с государственными преступлениями.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано в 1836 г. для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления. В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств» и было образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

В задачи министерств входила организация «сношений с местами», подготовка справок о текущих делах и отчетов. В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств» — документ, подготовленный М.М.Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.

С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний и реформ. Реформы приспособили политический строй России к буржуазным отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее связали его с местными учреждениями.

3. Правовое положение церкви.

Правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел.

В ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим органом. В 30-е гг. в непосредственное ведение обер-прокурора переходят канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненный обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированным от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

4. Особенности управления окраинами.

Система управления окраинами России характеризовалась «особенным» административно-территориальным делением ( наместничества, генерал-губернаторства, области, округа, магалы ) и наличием «особенных» специфических, нередко только для данной окраины, учреждений и должностных лиц.

Специфика управления отдельными окраинами определялась местными задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана частыми войнами с Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с горскими народами, в Польше — необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и т.п. «Местные» задачи военного подавления окраин требовали предоставления администрации этих окраин широкой самостоятельности в действиях, известной «независимости» от центральных, а порой и высших правительственных учреждений.

Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, наделенный обширнейшими административными, хозяйственными, финансовыми и судебными полномочиями. Его деятельность контролировалась советом из назначенных царем чиновников. В каждой губернии администрация возглавлялась губернатором, при котором действовал совещательный совет. Губернатор управлял губернией с помощью губернского правления. В губернии действовали казенная палата и губернский суд. Губернии подразделялись на округа. Во главе управления округом стоял окружной начальник, при котором был совещательный окружной совет из чиновников округа.

Полицией округа заведовал земский исправник, возглавлявший земский суд. Кроме того, в каждом округе был окружной суд и окружное казенное управление; в городах полицией руководил городничий. Личный состав учреждений был назначаемым. Хозяйственное управление города осуществлялось сословной думой, состоявшей из головы и двух-трех заседателей. Управление в малолюдных городах состояло из городничего и выборного старосты.

5. Кодификация русского права.

Реформы, в системе центральных органов власти и управления сопровождались развернутой кодификацией русского права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II.

С воцарением Александра I изменились задачи кодификации, которые формулировались следующим образом:

а) законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»;

б) они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных в соответствии с «духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером»;

в) они должны располагаться по строгой системе;

г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.

Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на территории всей России. Из массы действующих законов следовало выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны».

В основу государственного устройства Сперанским был положен принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой — всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти — законодательная, исполнительная и судебная соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Сперанский внес на его рассмотрение подготовительный проект первой части гражданского Уложения, чуть позже — проект второй части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали решительную критику, но, несмотря на это, в 1812 г. в Государственный совет был внесен проект третьей части Уложения.

Однако, император Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.). Из двух возможных подходов к кодификации права — сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино и без изменений и составление нового Уложения — был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана).

Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной И.Бэнтамом:

а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;

в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;

г) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

По мысли Сперанского, законы следовало разделять на основе сосуществования двух правовых порядков: государственного и гражданского. Государственные законы подразделяются на четыре категории: законы основные, учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях, а также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные. Гражданские законы подразделяются на три категории: законы «союза семейственного», общие законы об имуществах и законы межевые, определяющие порядок «развода» границ владения, особенные законы об имуществах (сфера торговли, промышленности, кредита); законы о порядке взыскания по бесспорным делам, законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах гражданских взысканий.

Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль.

Параллельно с работой над Сводом проходила работа по подготовке хронологического собрания законов. Создание Полного собрания законов было необходимо для работы над составлением Свода законов и стало подготовительным этапом к его изданию. 10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

6. Характеристика права.

В рассматриваемый период в российском законодательстве впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное.

В ст.1 Основных законов была сформулирована идея самодержавной власти: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Смертная власть грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора.

Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых норм права: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещено было выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде.

В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья.

Система вещного права состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права.

Различалось законное и незаконное владение. Закон различал спор о владении от спора о собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

В Своде так определяется право собственности: » Собственность есть власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». Сервитутные права включали ограничение на «право участия общего» (право проезда по дорогам, на речных судах) — осуществлялось в административном порядке, и ограничение на «право участия частного» (право владельца земли и покосов, лежащих в верхнем течении реки, требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды запрудами и не затоплял его пашен и лугов, чтобы сосед не пристраивал ничего к стене его дома, не сорил на его дворе и т.п.).

В обязательном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц. Цель договоров не могла противоречить закону и общественному порядку. Договор заключался по взаимному согласию сторон. Средствами обеспечения договоров являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Договоры оформлялись домашним, нотариальным, явочным или крепостным порядком.

В новых экономических условиях широкое распространение получает договор товарищества. Предусматривались следующие их виды: 1) товарищество полное (члены товарищества отвечают за его сделки всем своим имуществом);

2) товарищество на вере или по вкладам (часть членов, «товарищи», отвечают всем своим имуществом, часть, «вкладчики», — только сделанными вкладами);

3) товарищество по участкам или компания на акциях;

4) товарищество трудовое или артель (члены связаны круговой порукой, имеют общий счет).

Для возникновения товарищества требовалась регистрация (для возникновения акционерного общества — разрешение правительства).

В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода. Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все имущество). Признавались недействительными завещания сделанные безумными, умалишенными и самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами по суду лишенными прав состояния. Не имели силы завещания недвижимости в пользу евреев, поляков и иностранцев в тех местах, где они не могли владеть недвижимостью. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.

Когда после умершего не оставалось наследников или никто не являлся в течение десяти лет со времени вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.

7. Уголовное право.

В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». В нем сохранился сословный подход к квалификации наказания и определению санкций в соответствии с установленными привилегиями. Под преступлением понималось «как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано». Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.

Вменение устранялось по следующим основаниям: случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка (случайная или результат обмана), принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.

Субъективная сторона подразделялась на: умысел, неосторожность.

Соучастники ( по сговору либо без сговора) преступления делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь (ссылка на каторгу, ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ). Лишение прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, денежные взыскания и др. Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ.

В первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе (кризис феодального строя, появление в недрах феодальной формации капиталистического уклада). Специфическими чертами монархии была ее политическая гибкость (лавирование между реформами и военно-полицейскими методами управления), укрепление внешней «законности» императорской власти и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического воздействия государства.

На большей части окраин правительство создало «особенное» управление, характерными особенностями которого были большая самостоятельность местной администрации наместничества или генерал-губернаторства, слияние военного и гражданского управления, а на некоторых окраинах — привлечение местной феодальной и родо-племенной верхушки в отдельных звеньях управления и суда.

Кризис феодально-крепостнического строя отразился и на государственном аппарате России: его основные звенья (управление армией, суд, полицейские, цензурные и финансовые органы) к середине XIX в. оказались неспособными к выполнению своих задач.

Антифеодальные выступления крестьян, борьба революционной демократии, политический кризис государственности после Крымской войны поставили вопрос о реформах всего государственного аппарата России. [3]

1. И.А.Исаев «История государства и права России»,М.:

2. История России. С начала XVIII до конца XIX в.,

отв.ред.А.Н.Сахаров, М.: Изд.АСТ, 1996

3. Н.П.Ерошкин «История государственных учреждений дорево-

люционной России», М.: Высш.,шк., 1983

4. М.М. Сперанский. «Проекты и записки», М., 1961

Развитие гражданского права в первой половине XIX в

Гражданское право. В первой половине XIX в. зако­нодательство в области гражданского права стало раз­виваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышлен­ности и торговли.

Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в Х томе Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на «благоприобретенное» и родовое.

В ст. 262 ч. I т. Х Свода законов впервые в рус­ском законодательстве было дано понятие права соб­ственности.

Значительное место было отведенообязательствен­ному праву, что вызывалось развитием товарно-денеж­ных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом до­говора могли быть имущество или «действия лиц». Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т. д.) тре­бовалась письменная форма. Всякий договор, «пра­вильно составленный», подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения дого­воров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недви­жимого имущества, 4) заклад движимого имущества.

Договор мены. Запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев. Мена движимого имущества не ограничивалась.

Договор купли-продажи мог совершаться как са­мим собственником, так и другими лицами «по дове­ренности». Если продавец являлся собственником, (запре­щалась продажа их лицам «недворянского происхож­дения»). Продажа недвижимого имущества соверша­лась посредством оформления купчих крепостей, соста­вление которых подробнейшим образом регламентиро­валось законом.

В этот период возник договор запродажи. Оформлялся на гербовой бумаге, заносился в спец. книгу.

Договор имущественного найма. Недвижимое иму­щество запрещалось сдавать внаем на срок свыше 12 лет. Договор найма недвижимого имущества, мореход­ных и речных судов оформлялся письменно. Договор найма движимого имущества мог заключаться и «словесно».

Договоры поставки и подряда рассматривались законодателем вместе. Самостоятельного договора пере­возки еще не было.

Договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых. Он мог составляться до­машним порядком и нотариальным. Договор займа признавался недействительным: если он был подлож­ным, при игре в карты, во вред кредиторам. Заемные письма могли передаваться.

Договор ссуды имущества. Договор ссуды имуще­ства носил безвозмездный характер.

Значительное место отводилось регламентированию договора товарищества, что отвечало интересам бур­жуазии. Товарищества составлялись из лиц, объеди­нившихся в единую организацию и действовавших под общим именем. Товарищества могли создаваться «по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности». Различа­лись товарищества трех видов: 1) товарищество пол­ное; 2) товарищество на вере; 3) товарищество «по уча­сткам». Полное товарищество составлялось из двух или нескольких лиц, объединивших свой капитал. В товарищество на вере входили также вкладчики, вве­рявшие ему определенную сумму капиталов. Товари­щество «по участкам» (акционерная компания) соста­влялось из многих лиц, соединивших определенные суммы («складочный капитал»). Различной была и от­ветственность разных товариществ. В полном товари­ществе его члены отвечали за все свои долги всем сво­им имуществом, как движимым, так и недвижимым, в товариществе на вере — всем имуществом, а вкладчи­ки — только наличным вложенным капиталом. Акцио­нерная компания несла ответственность лишь в преде­лах «складочного капитала».

Договор личного найма. Ограничения сохранились.Так, государ­ственные крестьяне не могли наниматься без паспор­тов, а помещичьи крестьяне, кроме того, без разреше­ния помещиков; замужние женщины — без разреше­ния мужей и т. п. Срок договора устанавливался до пя­ти лет.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, www.km.ru, studopedia.org.

»

Это интересно:  Общая характеристика семейного права
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. B) Необходимо государственное вмешательство в развитие рыночной экономики.
  2. E) с момента заключения подозреваемого под стражу до уведомления его об окончании производства следственных действий и разъяснения права ознакомиться с материалами уголовного дела
  3. I-IV Государственные Думы в России. Избирательные законы. Полномочия, правовой статус депутатов
  4. I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
  5. I.Выберите правильный ответ для обоснования вывода о социальной сущности человека.
  6. II. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Актуальные проблемы уголовного права».
  7. II. Национальные интересы России
  8. II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации
  9. II. Основные права и обязанности обучающихся
  10. II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.