+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Регистр нормативных правовых актов муниципальных образований

Подсистема «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения деятельности Минюста России (далее – подсистема НПА) обеспечивает автоматизацию процессов ведения федеральных регистров и государственных реестров и предназначена для решения следующих задач:

  • формирование и ведение единого автоматизированного учета НПА Российской Федерации, подлежащих включению в федеральные регистры и государственные реестры Минюста России, а также в разделы федерального законодательства и банка данных НПА федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
  • обеспечение качества ведения федеральных регистров и государственных реестров за счет актуальности, полноты и достоверности информации, основанной на использовании официальных источников опубликования НПА, своевременной фиксации внесенных изменений в акты, включенные в подсистему НПА, а также оперативности пополнения баз данных;
  • автоматизация основных технологических процессов ведения федеральных регистров и государственных реестров;
  • обеспечение реализации услуг по предоставлению нормативной правовой информации всем категориям заинтересованных лиц, организаций и органам государственной власти;
  • обеспечение консолидации аппаратных ресурсов и программных средств подсистемы НПА на базе единой программно-технической платформы;
  • предоставление возможностей мониторинга НПА федерального, регионального и муниципального уровней;
  • предоставление технологических условий для проведения систематизации НПА Российской Федерации;
  • информационно-правовое обеспечение деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации.

Уполномоченным органом подсистемы НПА является Минюст России, оператором подсистемы – НЦПИ (приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.04.2009 № 109 «О вводе в постоянную эксплуатацию подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России»).

В состав федеральных регистров и государственных реестров НПА входят:

  • федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – ФР НПА субъектов РФ);
  • государственный реестр уставов муниципальных образований (далее – РУМО);
  • государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации (далее – РМО);
  • федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, формируемый из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – ФР МНПА);
  • государственный реестр соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами (далее – реестр соглашений, РМС);
  • государственный реестр переданных полномочий (части полномочий) федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – реестр переданных полномочий, РПП).
  • государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (далее – реестр НПА ФОИВ).

Ведение федеральных регистров и государственных реестров НПА осуществляется в субъектах Российской Федерации территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации (ФР НПА субъектов РФ, РУМО, РМО) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ФР МНПА), а на федеральном уровне — федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (далее – НЦПИ) и непосредственно Министерством юстиции Российской Федерации (РМС, РПП, ГР НПА ФОИВ).

Также НЦПИ осуществляет ведение банка данных федерального законодательства, законодательства СССР и РСФСР, банка данных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Действующая Система была разработана и внедрена в 2009 году по техническому заданию Минюста России.

Система построена с учетом общесистемных принципов построения информационных систем. Она поддерживает масштабируемость и расширяемость функциональных блоков, допускает последующую модернизацию и развитие. Модульная архитектура позволяет быстро решать задачи расширения функциональных возможностей подсистемы НПА. Масштабируемость обеспечивает возможность наращивания вычислительной мощности и ресурсоемкости за счет тиражирования унифицированных решений и использования типовых модулей.

Выполнение работ по эксплуатации, сопровождению и развитию подсистемы НПА, включая функции оператора этой информационной системы, является основным видом деятельности и основой государственного задания НЦПИ. Одновременно в целях обеспечения единого правового пространства и ссылочной целостности единой базы НПА, а также требований Концепции информатизации специалистами НЦПИ осуществляется ведение банка данных НПА федеральных органов исполнительной власти и федерального законодательства.

Основным результатом ведения федеральных регистров и государственных реестров в 2009 – 2013 годах стало создание государственной системы сбора информации о НПА, в которой задействованы органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации.

Собран уникальный банк данных НПА объемом более 8,7 млн документов, обладающий полнотой представления федерального законодательства, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В 2012 – 2018 годах объем поступлений в регистры составляет

80 тысяч НПА в месяц, оценка поступлений в 2018 году — свыше 1 млн. актов.

Регистр муниципальных нормативных правовых актов Красноярского края

В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах Российской Федерации Минюст России через портал “Нормативные правовые акты Российской Федерации” обеспечивает доступ к сведениям о нормативных правовых актах:
— Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
— Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
— Фонда международных документов и соглашений.
— Реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований.
— Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

На портале представлены как текущие редакции нормативных правовых актов, так и предыдущие. Кроме того доступны дополнительные сведения: информация о юридической экспертизе, опубликовании и обнародовании и т.д.

Регистр муниципальных нормативно-правовых актов Красноярского края находится также на портале. Для отображения муниципальных нормативных правовых актов после перехода на федеральный сайт pravo.minjust.ru выберите в правом списке регион Красноярский край».

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Cправочные телефоны:

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005, от 10.05.2006 и от 26.04.2007 отмечалось, что необходимым условием развития в России демократии является создание эффективной правовой и политической системы.

На реализацию поставленных Президентом Российской Федерации целей направлено создание Единого Федерального регистра нормативных правовых актов.
Целями создания Единого Федерального регистра нормативных правовых актов являются:
• построение общенациональной правовой информационной системы;
• обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
• обеспечение прозрачности процессов ведения нормативных правовых актов;
• учет и систематизация муниципальных нормативных правовых актов;
• контроль за соответствием муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, уставам муниципальных образований;
• обеспечение конституционного права граждан на получение достоверной информации;
• создание условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Единый Федеральный регистр нормативных правовых актов охватывает всю нормативно-правовую базу Российской Федерации:
• федеральное законодательство;
• нормативные правовые акты органов исполнительной власти;
• нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
• Реестр уставов муниципальных образований;
• Реестр муниципальных образований;
• нормативные правовые акты муниципальных образований.

Построение правового демократического государства связано с формированием единой системы правовых актов и обеспечением доступности правовых актов для населения. В силу федеративного устройства России и наличия самостоятельной системы местного самоуправления российское законодательство имеет федеральный и региональный уровень. На местном уровне – систему муниципальных правовых актов.
Доступ к актам федерального законодательства осуществляется с помощью государственных и коммерческих информационных систем, а также с помощью официальных источников опубликования.
Доступ к региональным актам осуществляется с помощью федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение регистра (включает в себя юридическую экспертизу актов и их государственный учет) обеспечивает соответствие регионального законодательства федеральному законодательству, что способствует обеспечению единства правовой системы Российской Федерации.
Уставы муниципальных образований и правовые акты о внесении в них изменений в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» подлежат проверке и государственной регистрации в органах юстиции. В электронном виде ведутся реестры уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации.
Остальные муниципальные нормативные правовые акты до 1 января 2009 года оставались вне рамок правового поля. Регулярный нормоконтроль за муниципальными актами не осуществлялся, доступ граждан, организаций и государственных органов к муниципальным актам был ограничен.
Для обеспечения доступа к муниципальным актам и создания единой информационной системы муниципальных актов Минюстом России был разработан и принят Государственной Думой Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон № 260-ФЗ).
Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Федеральный закон № 260-ФЗ внес изменения в часть 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) дополнен отдельной статьей 43.1, согласно которой порядок ведения регистра субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации, а порядок ведения федерального муниципального регистра – Правительством Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр) обеспечивает верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов в муниципальном нормотворчестве, учет и систематизацию муниципальных нормативных правовых актов и является механизмом реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Создание федерального регистра стало важным этапом реализации государственной политики по обеспечению единой правовой системы Российской Федерации.
В федеральный регистр подлежат включению все муниципальные нормативные правовые акты – это уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы, правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан, нормативные акты представительного органа, местной администрации и иных органов, правовые акты главы муниципального образования нормативного характера, а также приказы должностных лиц местного самоуправления.
Ведение федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (далее — постановления Правительства Российской Федерации № 657) определено, что федеральный регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе федерального регистра независимо от того, утратили ли муниципальные нормативные правовые акты силу или нет. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают представление в Министерство юстиции Российской Федерации регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и их ежемесячную актуализацию.
Ведение федерального регистра включает в себя следующее: сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и сведений о них, ввод информации в регистр и гарантированное ее хранение, ведение классификаторов, словарей, справочников, информационного портала регистра, предоставление сведений, содержащихся в регистре, а также режим их защиты.
Основными принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и актуальность сведений, содержащихся в нем.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации № 657 Министерством юстиции Российской Федерации установлен порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 300 определены общие принципы организации работы по предоставлению сведений, содержащихся в федеральном регистре, состав таких сведений и условия доступа к ним.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 298 утверждена Методика ведения федерального муниципального регистра (далее — Методика), определяющая содержание работы по ведению регистра, информацию, находящуюся в регистре, а также требования к информации, включаемой в регистр.

Это интересно:  Совет по правам человека при президенте рф

Регистр муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области

Не смотря на то, что требования, содержащиеся в Методике, относятся к федеральному регистру, следует отметить непосредственное отношение таких требований и к региональному регистру. Такой вывод можно сделать, учитывая специфику его содержания и наполнения (состоит из регистров субъектов Российской Федерации).
Таким образом, при формировании информационных ресурсов, как федерального регистра, так и региональных муниципальных регистров, должен быть использован единообразный подход к их ведению.
Во исполнение норм федерального законодательства был принят областной закон от 30 октября 2008 года № 119-з «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области» (далее – областной закон № 119-з), который вступил в силу с 1 января 2009 года.
Областной закон № 119-з устанавливает порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области (далее — регистр).
Организация и ведение регистра осуществляются Департаментом Смоленской области по вопросам местного самоуправления (далее – уполномоченный орган).
Регистр является составной частью федерального регистра. Ведение и методическое обеспечение федерального регистра осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Уполномоченный орган обеспечивает представление в Министерство юстиции Российской Федерации регистра и его ежемесячную актуализацию.
Регистр обеспечивает поддержку единой ссылочной целостности актов, включая акты федерального и областного законодательства.
Регистр ведется на русском языке в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и в документальном виде (на бумажных носителях).
В электронном виде регистр ведется на основе программного обеспечения в соответствии с едиными форматами, классификаторами, словарями, справочниками и протоколами обмена, переданными Министерством юстиции Российской Федерации.
Регистр имеет информационное и технологическое сопряжение с федеральным регистром, реестром уставов муниципальных образований и реестром муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 3 областного закона № 119-з в регистр включаются следующие сведения:
1) номер и дата регистрации муниципального нормативного правового акта в регистре;
2) реквизиты муниципального нормативного правового акта (вид муниципального нормативного правового акта; наименование органа местного самоуправления муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения Смоленской области (должностного лица местного самоуправления), принявшего (издавшего) муниципальный нормативный правовой акт; дата принятия (издания) муниципального нормативного правового акта; номер и наименование муниципального нормативного правового акта);
3) сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципального нормативного правового акта;
4) текст муниципального нормативного правового акта;
5) дополнительные сведения:
а) экспертные заключения уполномоченного органа на муниципальные нормативные правовые акты (далее — экспертные заключения);
б) решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов; решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов; акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных нормативных правовых актов (представления, протесты и заявления в суд); предписания антимонопольных органов в отношении муниципальных нормативных правовых актов; акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских (сельских) поселений Смоленской области отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или областного закона; письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти Смоленской области, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских (сельских) поселений Смоленской области в отношении муниципальных нормативных правовых актов.
Проведение юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является основным действием при ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов. Областным законом № 119-з определено, что после включения муниципальных нормативных правовых актов в регистр уполномоченный орган проводит их юридическую экспертизу.
Юридическая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов заключается в правовой оценке вида муниципального нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения Смоленской области (должностного лица местного самоуправления), принявшего (издавшего) муниципальный нормативный правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия (издания), опубликования (обнародования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, а также устава муниципального образования.
По результатам проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов составляются экспертные заключения.
Порядок и сроки проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов определены Положением о порядке и сроках проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 23.03.2010 № 139.
В соответствии с областным законом № 119-з муниципальные нормативные правовые акты, принятые (изданные) до 1 января 2009 года, а также сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципального нормативного правового акта и дополнительные сведения в отношении названных муниципальных нормативных правовых актов, включаются в регистр до 1 января 2012 года. В регистр включаются все действующие муниципальные нормативные правовые акты с момента принятия Конституции Российской Федерации, где местное самоуправление было провозглашено самостоятельным, т.е. с 1993 года.
Порядок представления муниципальных нормативных правовых актов, принятых (изданных) до 1 января 2009 года, а также дополнительных сведений в отношении указанных муниципальных нормативных правовых актов утвержден постановлением Администрацией Смоленской области от 26.05.2009 № 300.
Приказом начальника Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления от 06.04.2009 № 02/05-ОД утверждены Методические рекомендаций по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области.
На практике ведение регистра будет способствовать росту профессионального уровня и повышению качества работы органов местного самоуправления, что неизбежно отразится на улучшении качества подготовки юридических документов. Кроме того, ведение регистра будет повышать уровень информированности федеральных и региональных властей о принятых муниципальных нормативных правовых актах, создавать условия открытости (прозрачности) самой системы таких правовых актов.
Формирование регистра позволит собрать и обобщить положительный опыт муниципальных образований в реализации вопросов местного значения.
Эффективное взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти будет способствовать повышению квалификации и профессионального уровня сотрудников органов местного самоуправления и улучшению качества их работы по подготовке муниципальных нормативных правовых актов.

Проблемы ведения регистра муниципальных нормативных актов в едином информационном пространстве

Иванова Анна Юрьевна, начальник Управления договорно-правовой работы ФБУ «Научный центр правовой информации при Минюсте России».

Рецензент — Танимов О.В., ответственный секретарь журнала «Информационное право», кандидат юридических наук, доцент.

Статья представляет собой правовое исследование проблем становления и функционирования регистра муниципальных нормативных правовых актов, являющегося частью системы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации (ПС НПА ЕСИТО).

Ключевые слова: регистр муниципальных нормативно-правовых актов, юридическая экспертиза, законность муниципальных нормативно-правовых актов.

Problems of conducting register of municipal normative acts in a uniform informational sphere

Это интересно:  Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют

The article is a legal research of problems of formation and functioning of register of municipal normative acts which is a part of system «Normative legal acts of the Russian Federation» of teh Uniform system of informational-telecommunication securing of the Ministry of justice of the Russian Federation.

Key words: municipal standard acts register, legal expertise, validity of municipal standard acts.

Развитие информатизации в России неизбежно приводит к тому, что информационные системы становятся неотъемлемой частью жизни. Более того, основной чертой данного процесса в ближайшем будущем станет взаимопроникновение систем, что позволит говорить об информационном государстве. Целью такой информатизации является государство, в котором информационные процессы отличаются прозрачностью, актуальностью, доступностью, достоверностью общественно и юридически значимой информации. Необходимо отметить, что прозрачность процессов формирования правовой информации в государстве может быть одним из условий и эффективного противодействия коррупции.

Одной из важнейших информационных систем России в настоящее время является система «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации (далее — ПС НПА ЕСИТО), составной частью которой является регистр муниципальных нормативных правовых актов (далее — регистр МНПА). Данная система обеспечивает формирование и ведение единого информационного пространства нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Информационное пространство ПС НПА ЕСИТО создается на основе интеграции информационных подпространств подсистемы федерального законодательства, федерального регистра НПА субъектов Российской Федерации, реестра уставов муниципальных образований, реестра муниципальных образований, при этом взаимодействие процессов и пользователей осуществляется за счет использования общих информационных объектов, единой нормативно-справочной и нормативно-методической информации, системы классификаторов.

Процесс ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов понимается как совокупность правовых, организационных и технических мероприятий по сбору, хранению и предоставлению правовой информации и требует взаимодействия участвующих в нем органов власти различных уровней в интересах формирования единого правового пространства Российской Федерации .

Королев С.М., Благовещенский Н.Ю. Практика ведения и перспективы развития федеральных регистров и государственных реестров // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестров в системе НПА ЕСИТО. М., 2012. С. 20.

Изучая проблемы регистра МНПА, стоит обратиться к истории данного вопроса. Идея создания муниципального регистра возникла в ходе работы Минюста России по систематизации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Данная работа — один из ключевых этапов создания в стране единого правового пространства — была организована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».

В рамках задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Минюстом России в короткие сроки были обработаны и введены в Федеральный регистр законы, постановления и другие акты, изданные регионами. Это позволило значительно сократить количество актов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральному законодательству, а следовательно, решить проблему, на которую неоднократно обращали внимание руководство страны, Генеральная прокуратура РФ, судебные органы.

При этом, к сожалению, встала известная проблема несоответствия многих принимаемых муниципальных правовых актов федеральному и/или региональному законодательству. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, уже на январь 2005 г. прокурорами было опротестовано 160 тысяч муниципальных правовых актов. При этом указанное количество актов выявлено только в результате выборочной проверки .

Борисова И.А. Проблемы организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации // Материалы семинара-совещания по теме «Проблемы организации и ведения Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Белгород, 2008.

В октябре 2004 г. Президентом Российской Федерации было дано поручение Правительству об организации работы по систематизации муниципальных актов. Поскольку у Минюста России уже имелся опыт работы с информационной системой по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Федерации, то Правительство поручило именно этому ведомству разработать концепцию и проект федерального закона о создании регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Данное поручение исполнялось Минюстом России через систему своих территориальных органов. С учетом предложений, поступивших с мест, министерством была подготовлена концепция федерального закона о регистре муниципальных правовых актов, которая, в свою очередь, была одобрена на заседании Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности.

После многочисленных согласований и доработок проект федерального закона в феврале 2007 г. внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу. Началась парламентская стадия решения вопроса о создании единого правового пространства на муниципальном уровне.

8 ноября 2007 г. Федеральный закон N 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» (далее — Закон N 260-ФЗ) был принят. Закон внес изменения в Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон N 260-ФЗ устанавливает, что все муниципальные нормативные акты подлежат включению в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, который, в свою очередь, состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ .

Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5556.

Закон также определяет, что порядок ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации, а порядок ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Постановление Правительства N 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (далее — Постановление N 657) было принято 10 сентября 2008 г. после многочисленных консультаций и совещаний с профильными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации. Проект Постановления, внесенный в Аппарат Правительства еще весной 2008 г., несколько раз возвращался на доработку. Главным «камнем преткновения» был вопрос о правильном разграничении полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в вопросах ведения регистров.

Постановлением N 657 утверждено Положение «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных актов» (далее — Положение) .

Собрание законодательства РФ. 2008. N 38. Ст. 4301.

Указанным Положением обеспечение сбора регистров муниципальных нормативных правовых актов (регистр МНПА), ввода информации в регистр, гарантированное хранение информации в регистре и ведение классификаторов, словарей возложено на Министерство юстиции Российской Федерации.

В свою очередь, Приказом Минюста России от 19 декабря 2008 г. N 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» указанные выше полномочия делегированы Научному центру правовой информации при Минюсте России (далее — НЦПИ) .

Бюллетень норматив. актов федеральных органов исполн. власти. 2009. N 5.

Кроме того, данным Приказом утверждена Методика ведения регистра МНПА, в которой более широко, по сравнению с Положением, утвержденным Постановлением N 657, раскрывается понятие ведения регистра МНПА. В частности, в это понятие включается ведение информационного портала регистра, предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре, а также обеспечение режима защиты сведений из регистра МНПА. Указанные функции возложены на НЦПИ.

Завершением формирования нормативной базы по данному вопросу стал Приказ Минюста России от 22 декабря 2008 г. N 300 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных актов» .

Бюллетень норматив. актов федеральных органов исполн. власти. 2009. N 6.

Королев С.М., Благовещенский Н.Ю. Указ. соч. С. 22.

Козлова Г.А. Практика и проблемы ведения регистра МНПА Пензенской области // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестров в системе НПА ЕСИТО. М., 2012. С. 17.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других субъектах Российской Федерации. Это обусловлено многими причинами, в т.ч. частыми изменениями федерального и регионального законодательства, увеличением количества вопросов, подлежащих регулированию на муниципальном уровне и вытекающих из требований специальных отраслевых законов (Жилищного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и иных федеральных законов), проведением административной реформы.

Законы субъектов Российской Федерации обязывают органы местного самоуправления направлять в уполномоченный орган по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов надлежащим образом заверенные копии изданных ими муниципальных актов в течение определенного количества дней (как правило, от двух до трех недель) со дня их принятия на бумажном носителе и в электронном виде; дополнительные сведения по мере их поступления в органы местного самоуправления; сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования).

Анализ практики ведения регистра МНПА на муниципальном уровне выявил возникающие в этой связи проблемы.

Во-первых, нарушаются сроки предоставления муниципальными органами принятых актов в орган субъекта, уполномоченный на ведение регистра. Связано это прежде всего с транспортными расходами, а также с расходами на копирование актов (бумага, эксплуатация оборудования и техники).

Во-вторых, МНПА предоставляются не в полном объеме, без надлежащего заверения, часто отсутствуют электронные варианты сведений, направляется значительное количество ненормативных актов. Во многих субъектах еще не окончена работа по организации электронного межведомственного документооборота в органах государственной власти. Более того, для отправки и получения муниципальных нормативных правовых актов и экспертных заключений на них необходимо получение электронно-цифровых подписей, которые в настоящее время получены далеко не всеми муниципальными образованиями.

В-третьих, в большинстве субъектов Российской Федерации уполномоченными на ведение регистра органами архив муниципальных правовых актов хранится на бумажных носителях. Большой объем копий муниципальных нормативных правовых актов, дополнительных сведений к ним, направляемых органами местного самоуправления, приводит к значительным временным и материальным затратам.

Это интересно:  Правила ношения формы фсин

Эти проблемы обусловлены несколькими причинами:

  • отсутствие систематизации и учета муниципальных правовых актов на уровне муниципалитетов в электронном виде;
  • неукомплектованность юридических служб органов местного самоуправления, на которые, как правило, возложена ответственность за сбор и предоставление МНПА и сведений в регистр;
  • отсутствие ответственности должностных лиц муниципальных образований за своевременное представление сведений, достоверность и полноту представленных документов;
  • недостаточная квалификация специалистов юридических служб либо отсутствие специалистов с юридическим образованием, что в значительной степени сказывается на качестве МНПА. Муниципальным образованиям в ряде случаев проще по каждому замечанию (протест прокуратуры или экспертное заключение уполномоченного на ведение регистра МНПА органа субъекта Российской Федерации) принять новый акт, чем вносить небольшое изменение в него.

Помимо этого, продолжает оставаться достаточно острой проблема законности принимаемых муниципальными образованиями нормативно-правовых актов. Противоречие их нормативно-правовым актам субъекта Российской Федерации, федеральному законодательству, а порой и противоречия между актами одного муниципального образования, юридические казусы и противоречия, содержащиеся внутри одного муниципального акта, — все это делает невозможным их практическую реализацию.

О проблемах соблюдения законности при принятии актов органов местного самоуправления свидетельствует статистика. Отделом разработки программного обеспечения информационных систем НЦПИ проанализированы данные по субъектам Северо-Западного федерального округа на апрель 2012 г. .

Королев С.М., Благовещенский Н.Ю. Указ. соч. С. 22.

Анализ сделан на основе Центральной Базы данных НПА ЕСИТО и отражает следующую картину:

Интересен пример работы над повышением качества муниципальных актов в Пензенской области. Там над этой проблемой работает уполномоченный орган по ведению регистра МНПА в лице Правового управления Правительства Пензенской области, к функциям которого также относится и проведение правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления области, что является важным аспектом в совершенствовании нормотворческого процесса.

По состоянию на 1 октября 2012 г. Правовым управлением проведена правовая экспертиза 4000 основных актов на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Пензенской области и уставам муниципальных образований. В ходе проведения правовой экспертизы выявлены нарушения законодательства, регулирующего вопросы налоговых, бюджетных, земельных правоотношений, муниципальной службы, дорожной деятельности, муниципального контроля, установления тарифов, законодательства об обороте алкогольной продукции, проведения массовых мероприятий, есть МНПА, принятые с превышением полномочий органов местного самоуправления, издание актов вне пределов полномочий, а также принятие МНПА, содержащих коррупциогенные факторы.

Благодаря проведенной правовой экспертизе удалось значительно сократить количество «некачественных» актов. В работе органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов отмечена положительная динамика и, как следствие, сокращение количества актов прокурорского реагирования, что было отмечено в итоговой информации областной прокуратуры за 2011 г. .

Козлова Г.А. Указ. соч. С. 17.

Крайне полезной мерой, на наш взгляд, является информация по данному вопросу, размещенная в сети Интернет. Например, на сайте Правительства той же Пензенской области имеется страница «Местное самоуправление», одним из разделов которой является «Регистр МНПА» с выходом на страницу zakon.scli.ru, где размещаются также аналитические записки по итогам работы за квартал, в т.ч. по результатам проведенных правовых экспертиз.

По-разному решаются проблемные кадровые вопросы. Так, например, в муниципальных районах и городских округах Орловской области рекомендовано было закрепить специалистов, которые бы координировали контакты муниципальных образований, входящих в границы муниципальных районов, с отделом, ответственным за ведение регистра. При этом указанный специалист осуществляет, как правило, не только сбор муниципальных нормативных правовых актов сельских поселений, но и оказывает юридические консультации, часто готовит проекты типовых нормативных правовых актов .

Гонтарь С.Г. Проблемы организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Орловской области и пути их решения // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестров в системе НПА ЕСИТО. М., 2012. С. 14.

Нет необходимости доказывать, что повышение уровня правовой работы в органах местного самоуправления и укрепление правовых служб органов местного самоуправления играет ключевую роль в работе по систематизации муниципальной правовой базы и формированию регистра МНПА.

Решением проблемы сроков и полноты предоставления МНПА представляется переход на ведение регистров МНПА в электронном виде. Так, например, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Мордовия «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» регистр МНПА ведется на русском языке в электронном виде с использованием автоматизированной информационной системы . Основой муниципального регистра в электронном виде является распределенная база данных. Внесение сведений в муниципальный регистр в электронном виде осуществляется уполномоченным органом на основании единых требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Закон Республики Мордовия от 30 окт. 2008 г. N 102-З «О Регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия».

Аналогичные нормы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов только в электронном виде закреплены в законах Псковской области (ст. 3 Закона Псковской области от 31 декабря 2008 г. N 824-оз «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Псковской области» .

Закон Псковской области от 31 дек. 2008 г. N 824-оз «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Псковской области».

Субъектами Российской Федерации используются разные программы ведения регистра МНПА в электронном виде.

В Орловской области взаимодействие с муниципальными районами, городскими округами и уполномоченным органом по организации и ведению регистра осуществляется по каналам FTP. Большинство органов местного самоуправления поселений предоставляют свои акты в указанные муниципальные образования с целью последующего направления их по каналам FTP, что позволяет сократить расходы по отправке нормативных правовых актов. Это важно, ведь муниципальные образования практически все дотационные.

В Тульской области используется автоматизированная система электронного документооборота «Дело». В данной программе разработана опция «юридически значимый документооборот», которая позволяет передавать из муниципальных образований по электронной почте заверенные электронно-цифровой подписью копии муниципальных актов.

В муниципальных районах и городских округах Пензенской области установлено программное обеспечение «АРМ Муниципал», разработанное специалистами НЦПИ, которое предназначено для систематизации и учета муниципальных нормативных правовых актов на местах, а также более оперативной передачи МНПА в федеральный регистр.

Начиная с мая 2012 г., Правовым управлением Пензенской области проводится эксперимент по предоставлению муниципальными образованиями в регистр МНПА копий муниципальных нормативных правовых актов в электронном виде, заверенных электронной подписью, посредством имеющегося у городских округов и муниципальных районов программного продукта «АРМ Муниципал» .

Козлова Г.А. Указ. соч. С. 17.

По мнению участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестров в системе НПА ЕСИТО, внедрение программы «АРМ Муниципал» облегчит ведение базы данных нормативных правовых актов муниципальных образований, повысит достоверность информации, обеспечит актуализацию регионального регистра и своевременность передачи нормативных правовых актов в Федеральный регистр .

Волкова О.И. О проделанной работе и подходах к ведению муниципального регистра в Республике Мордовия // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестров в системе НПА ЕСИТО. М., 2012. С. 9.

Использование программы «АРМ Муниципал» на уровне муниципального района позволяет осуществлять сбор, подготовку и отправку на региональный уровень нормативных правовых актов всех муниципальных образований, входящих в муниципальный район, в электронном виде, что повлечет за собой существенную экономию финансовых средств бюджетов муниципальных образований, наименьшее отвлечение их трудовых ресурсов в связи со взаимодействием с уполномоченным на ведение Регистра органом.

Комплексное внедрение программы во всех муниципальных районах позволит органам, уполномоченным на ведение регистра, не только сократить время подготовки для внесения в регистр МНПА актов и передачи их на федеральный уровень, но и повысить качество аналитической, методической и контрольно-организационной работы, а также обеспечить технические возможности перехода на ведение регистра в электронном виде.

Стоит отметить, что в настоящее время система «АРМ Муниципал» внедрена более чем в 20 субъектах Российской Федерации.

Помимо сложностей, связанных с ведением регистра МНПА в электронном виде, не во всех субъектах Российской Федерации окончена работа по организации электронного межведомственного документооборота в органах государственной власти. Требуется значительное время и для процесса получения муниципальными образованиями электронно-цифровых подписей в целях взаимообмена документами между органами, уполномоченными на ведение регистра и муниципальными образованиями.

Орловская область включена в число «пилотных» регионов по организации межведомственного электронного взаимодействия с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области. В случае успешной реализации проекта будет рассмотрено межведомственное взаимодействие органов государственной власти с муниципальными районами Орловской области.

В рамках взаимодействия Аппарата губернатора и правительства Орловской области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области были разработаны методические рекомендации по оформлению актов органов местного самоуправления, которые были ими положительно восприняты и в некоторых из них взяты за основу при разработке и принятии муниципальных актов, регулирующих деятельность по принятию и оформлению актов .

Гонтарь С.Г. Указ. соч. С. 14.

Таким образом, основным направлением развития регистра МНПА, как и развития федеральных регистров и государственных реестров в целом, должны стать переход на ведение регистров только в электронном виде, интеграция с существующими информационно-правовыми ресурсами и широкое применение системы ведения регистров для исполнения государственных функций органов государственной власти всех уровней.

Статья написана по материалам сайтов: www.krskstate.ru, dvp.admin-smolensk.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector