+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Субъекты международного публичного права

Субъекты международного права понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

Субъект международного права — носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность — юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права.

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация — историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом международного права, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при международных организациях.

Производные субъекты международного права.

1. Международные организации. Существует два вида:

  • международные межправительственные организации — основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов ме
  • международные неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) — основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке международного права является вопрос о международной правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания международной правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом международного права.

Государства как основные субъекты международного права, Государственный суверенитет в международном праве

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны).

Существуют различные способы образования новых государств — субъектов международного права:

  • в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
  • слияние двух или нескольких государств в одно государство;
  • распад одного государства на два или несколько государств;
  • отделение части территории и провозглашение на ней самостоятельного государства;
  • решением международной организации.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть. Суверенитет — верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.

1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).

2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).

3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами).

Как субъект международного права государство обладает следующими правами:

  • право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
  • равноправие с другими государствами;
  • право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.

К основным международно-правовым обязанностям государства относятся:

  • воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
  • воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
  • уважать права человека;
  • устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;
  • решать все свои споры с другими субъектами международного права только мирными средствами;
  • воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с международным правом;
  • воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
  • воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;
  • добросовестно выполнять свои обязательства.

Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве

Международно-правовое признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Существует две основных теории международно-правового признания — конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов международного права играет решающую роль в его международно-правовом статусе. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело международную правосубъектность. Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания.

Признание де-факто (de facto) — фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

Признание де-юре (de jure) — открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

Признание «ad hoc» — призвание государства для данного конкретного случая.

Виды признания:

  • традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;
  • предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.
Это интересно:  Деньги ценные бумаги как объекты гражданского права

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.

Правопреемство возникает:

  • при объединении существующих государств;
  • при разделе государств;
  • при отделении части государства;
  • при переходе части территории одного государства к другому государству.

Государство как основной субъект международного публичного права

Читайте также:

  1. A. Материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения
  2. Bonorum posessio(преторский наследник) – владение наследственным имуществом. Для защиты своего права на наследство получал интердикт quorum bonorum
  3. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  4. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 1 страница
  5. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 10 страница
  6. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 11 страница
  7. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 12 страница
  8. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 13 страница
  9. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 14 страница
  10. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 15 страница
  11. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 2 страница
  12. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 3 страница

Понятие субъектов международного публичного права

Субъекты международного публичного права

ЛЕКЦИЯ 4

Вопросы:

1. Понятие субъектов международного публичного права.

2. Государство как основной субъект международного публичного права.

3. Признание государств.

4. Правопреемство государств.

Участники международных отношений, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из международного правопорядка, называются субъектами международного права. В этом смысле международная правосубъектность равнозначна международной дееспособности, которая выражается в способности субъекта международного права реализовать свои права и обязанности посредством прямого участия в международных отношениях, а также в подчиненности международному правопорядку.

Субъекты международного права не обязательно должны быть одинаковыми с точки зрения их правовой природы, а также объема их международных прав и обязанностей. Главное заключается в том, чтобы их участие в международных отношениях регулировалось непосредственно международным правом. Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка, в их компетенцию входит издание и реализация норм международного права, а также осуществление мер понуждения к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности.

Субъекты международного права, в зависимости от своей природы и происхождения, подразделяются на две категории: первичные и производные. Первичными субъектами международного права являются государства. К категории производных субъектов международного права относятся субъекты, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов международного публичного права. К таковым относятся:

• нации и народы, не реализовавшие своего права на самоопределение;

• так называемые политико-территориальные образования;

Особенность международного права заключается в том, что оно создается, прежде всего, государствами и регулирует преимущественно международные отношения. Являясь творцом международного прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти – государственном суверенитете. Свой суверенитет государство осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Государство как субъект международного права не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. Действия государства определяются собственными законами и нормами международного права.

Государственный суверенитет обеспечивается его иммунитетами. Иммунитеты государства охватывают его неподсудность судебным органам другого государства и неприкосновенность государственной собственности.

Международная правосубъектность государства связана с участием в деятельности международных организаций. Вступление в члены организации предусматривает принятие обязательств по ее уставу, признание определенных полномочий организации и ее решений в соответствии с их юридической силой. Вступая в международное объединение, государство передает ему часть своих полномочий, если это не влечет ограничений прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя.

Таким образом, государство как субъект международного права обладает способностью и полном объеме приобретать и реализовывать права, а также выполнять взятые на себя обязательства. Это и является правосубъектностью государства. Правосубъектность государства существует независимо от воли других субъектов международного права и сохраняется до тех пор, пока существует государство. В связи с образованием новых государств возникает вопрос об их признании в качестве субъектов международного права, а также об их правопреемстве.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Субъекты международного публичного права

Субъекты занимают центральное положение в международном праве, которое призвано регулировать их взаимоотношения. Особенность положе­ния субъектов международного права состоит в том, что они не только вы­ступают носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в созда­нии и реализации международно-правовых норм. Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей, возникших в со­ответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.

В самом общем плане международную правосубъектность можно опреде­лить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основ­ные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутриго­сударственного права.

Субъекты международного права также:

1) являются коллективным образованием. Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство — власть и аппарат управления; борю­щаяся нация — политический орган, представляющий ее внутри страны и «в международных отношениях; международная организация — постоянно действующие органы и т. д.

2) обладают способностью участвовать в разработке и принятии меж­дународных норм. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) – не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

Только наличие вышеуказанных элементов дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права.

Это интересно:  Права и обязанности медсестры

Существует две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Государства являются первичными субъектами международного права (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им национального суверенитета и признаются носителями международных прав и обязанно­стей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов междуна­родного права и предопределяет возможность самостоятельного их участия в международных отношениях.

Государства выступают наиболее полновластными организованными субъ­ектами международного права, имеющими решающие средства воздействия на международные отношения и обладающими универсальным правом участво­вать в любых международно-правовых действиях. Государство характеризуют три элемента: население, территория и суверенная власть. Территориально-организационная структура государства может быть различной.

Основу международно-правового статуса государства составляют пра­ва и обязанности. К правам относятся право на независимость и свободное осуществление своих законных прав, юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов, равноправие с другими государства­ми, право на индивидуальную или коллективную самооборону против во­оруженного нападения. Обязательства государств закреплены в признанных ими постулатах международного права.

Для приобретения государством статуса субъекта международного права чаще всего используется институт признания. Признание есть односторон­ний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно заявлено о том, что оно рассматривает другое государство как субъект международно­го права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.

Обязанности признания не существует. Это право государства. Есть две формы официального признания: де-юре и де-факто. Признание де-юре – полное и окончательное; оно влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений в полном объеме. В отдельных случаях про­межуточным этапом к ним может быть налаживание консульских связей. Признание де-факто, на практике довольно редкое, означает официальное, но неполное признание, если государство считает полное признание преж­девременным.

Международные межправительственные организации выступают как про­изводные (несуверенные) субъекты международного права. Производными субъектами международного права считаются межправительственные орга­низации и государственно-служебные образования, создаваемые первич­ными субъектами международного права. Учреждая таковые, государства наделяют их международно-правовой правосубъектностью, необходимой для осуществления ряда функций. Правосубъектность межгосударственной организации является специальной, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые регламентированы соответствующими учредительными документами. Таким образом, объем и содержание правосубъектности про­изводных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Среди основных прав международных организаций в первую очередь нужно назвать следующие: право участвовать в создании международно-правовых норм; пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемыми государствами-участниками.

Международная организация (учреждение) – это объединение госу­дарств, созданное первичными субъектами международного права на осно­ве международного договора для выполнения каких-либо функций или до­стижения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.

В отличие от международных межправительственных организаций меж­дународные неправительственные организации не являются субъектами международного права.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования: вольный город и город-государство (государ-ствоподобные образования) — например, Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город – это самостоятельное территориально-политическое образование с правовым режимом, установленным международным дого­вором и гарантированным государством или международными организа­циями.

Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.).

В международном праве нашли отражение концепции международно-правовой субъектности народа (нации), который борется за создание неза­висимого государства.

Правопреемство в международном праве — это переход от одного субъекта международного права к другому прав и обязанностей или отдельных прав. Правопреемство может осуществляться в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Правопреемство государств (распространяется и на международные межгосударственные организации) возникает при: социальной революции; ‘возникновении новых независимых государств; образовании нескольких государств на территории их предшественника и при образовании нового государства в результате объединения двух или более государств; территори­альных изменениях.

Правопреемство государств имеет для новых государств конкретные практические последствия, когда заново решаются такие вопросы, как пересмотр международных договоров, их денонсация (отмена), членство в международных организациях, проведение национализации, правопреем­ство собственности. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопре­емстве государств в отношении договоров; в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Правопреемство правительств – правопреемство прав и обязанностей при внутренних изменениях в государстве. Так, при смене правительства не­конституционным путем встает вопрос об отношении нового правительства к договорам и соглашениям, заключенным с иностранными государствами прежним правительством.

Ответственность в международном праве. В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственно­сти. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со сто­роны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

С юридической точки зрения в качестве международного правонару­шения рассматривается деяние субъекта международных правоотноше­ний, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения. Международное правонарушение характеризуют следую­щие основные признаки: международная общественная опасность, проти­воправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международ­ные правонарушения (международные деликты).

Международное преступление – это деяние, нарушающее столь осново­полагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Международные преступления — это агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.

Преступление международного характера — это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, между­народных организаций, физических и юридических лиц. К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующих­ся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактив­ными веществами и др.

К международным деликтам следует относить международные правона­рушения, не вошедшие в две первые группы. Это нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; не­выполнение юридическими и физическими лицами положений междуна­родных конвенций; невыполнение решений международных судов и арби­тражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т. д.

Различают два вида ответственности государств: материальная и нема­териальная (политическая).

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репа­раций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем при­чиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно за­хваченного имущества, транспортных средств и т. д.). Репарация – это возме­щение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами.

Это интересно:  Нужны ли права на скутер до 50

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, са­тисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов). Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглажи­вание нематериального (морального) ущерба. Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правона­рушением.

Контрольные вопросы

1. Определите сущность международного права как особой правовой си­стемы.

2. Охарактеризуйте систему международного права.

3. Перечислите основные принципы международного права.

4. Выделите источники международного права.

5. Дайте оценку институту международно-правовой ответственности.

Библиографический список

Бирюков П. Н. Международное право: Учеб. пособие. М., 2005. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. М. Куз­нецов. М., 2006.

Международное право: Учебник/ Под ред. К. А. Бекяшева. М., 2007. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2006.

Международное публичное право: Сборник документов: В 2 т. М., 2003. Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. М., 2005.

Правоведение: учеб. пособие / Н. Н. Аверьянова, О. Ю. Апарина, Ю. Б. Барзилова; под ред. Г.Н. Комковой. М, 2009.

Субъекты международного (публичного) права.

Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление — это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Нации, борющиеся за независимость (далее — НБН), — это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоз-дающие и правоприменяющие субъекты международного права. НБН также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер.

В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной

Субъекты международного публичного права жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.

Государствоподобные образования (далее — ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. ГПО создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами; объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом. Как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

Международные межправительственные организации (далее — ММПО) — традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоз-дающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. ММПО — постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО — типичные субъекты международного права.

Определяющим качеством субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности. Элементы международной правосубъектности: участие в процессе создания и применения норм международного права; участие в работе международных конференций и членство в международных организациях; право на коллективную и индивидуальную самооборону; право защищать свои права в международных органах.

5. Нормы международного права: понятие, виды. Нормы jus cogens.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов международного права. Особенности в том, что нормами международного права регулируются межгосударственные и связанные с ними отношения, нормы международного права формируются в результате согласования позиций государств, нормы международного права содержатся в специфических источниках международного права, нормы международного права обеспечиваются государствами индивидуально либо коллективно (в том числе через международные организации).

Виды норм международного права:

1. По форме: документально закрепленные и документально не закрепленные (обычные).

2. По отраслям международного права.

3. По субъектно-территориальной сфере действия: универсальные, партикулярные.

4. Среди универсальных норм международного права выделяются императивные нормы jus cogens, а также общие принципы международного права.

5. Регулятивные и охранительные (например, о полномочиях Совета Безопасности).

6. По характеру: обязывающие, запрещающие, управомочивающие; императивные, диспозитивные; материальные, процессуальные.

Элементы структуры правовой нормы (классический трехэлементный подход): гипотеза (юридический факт, с которым связано задействование нормы), диспозиция (собственно правило поведение), санкция (последствия в случае невыполнения диспозиции).

Гипотезы и диспозиции: простые, альтернативные, сложные; абстрактные, конкретные.

Вместе с тем, может быть, без гипотезы (безусловная норма) либо без санкции (незащищенная норма). То есть санкция есть, но общего характера (например, о действиях Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру и безопасности).

Санкция: правовосстановительная, штрафная (карательная).

Кельзен не считал санкцию элементом правовой нормы, а отдельной нормой, то есть в его понимании структура правовой нормы имеет двухэлементный состав.

Черданцев: могут быть нормы с гипотезой и диспозицией (регулятивные нормы) и с гипотезой и санкцией (охранительные нормы).

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, lektsii.org, lektsii.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. Административное право в правовой системе Российской Федерации. Отграничение административного права от других отраслей права.
  2. Административное право в правовой системе. Его взаимодействие с другими отраслями права.
  3. Адміністративно-процесуальне право як самостійна галузь права.
  4. Акты применения права. Понятия и виды.
  5. Альтернативные теории международного разделения труда
  6. Б) Да, на основании международного договора Российской Федерации и в порядке, установленном законом.
  7. В основе данного уголовно-правового запрета лежат нормы международного права.
  8. В отличие от внешних заимствований внутренние заимствования могут осуществлять не только Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.
  9. В-7. Социальные группы как субъекты и объекты политики.
  10. Взаємодія адміністративно-процесуального права з іншими галузями права.