+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды нормативно правовых предписаний

Содержание нормы права в тексте правового акта излагается в виде нормативно-правовых предписаний — правовых формул, выражающих законченную мысль. Неясная норма не дает полного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к бесполезной трате времени на запросы и толкование, приводит к спорам и ошибкам.

Таким образом, эффективность и действенность нормы права напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения.

В юридической научной литературе выделяются следующие признаки нормативно-правовых предписаний: властное веление; непосредственная выраженность в тексте; общий характер (нормативность); формальная определенность; логическая завершенность; цельность; элементарный характер [105] .

Лингвистический анализ текстов нормативных правовых актов свидетельствует, что в большинстве случаев нормативноправовое предписание существует в форме предложения — первоначального структурно-композиционного элемента текста закона.

Обычно предложение содержит одну норму права. Однако неизбежны случаи, когда норма права выражается при помощи двух предложений и более или, наоборот, когда в одном предложении сформулировано несколько норм. В соответствии с правилами законодательной техники каждая норма рубрицируется в тексте закона как статья или, по крайней мере, часть статьи.

Таким образом, следует различать норму права и статью закона. Статья — это часть текста, а норма права — это правило поведения. Соотношение статьи закона и нормы права есть соотношение формы и содержания.

Существует несколько способов изложения норм права. Норма права и статья закона полностью совпадают. Несколько норм права содержатся в одной статье либо одна норма права (ее элементы) содержится в нескольких статьях.

Трехчленная схема, имеющая существенное значение для характеристики логических норм, не соответствует структуре реальных нормативно-правовых предписаний.

Обязательными элементами нормативно-правового предписания являются гипотеза и диспозиция или санкция. Правое веление непременно должно содержать указание на его суть, т. е. на юридические последствия, и на условия их наступления. Следовательно, нормативно-правовых предписаний без гипотез существовать не может. В любых самых специализированных нормативно-правовых предписаниях так или иначе указывается на условия, при которых они действуют. Иными словами, любое нормативно-правовое предписание можно изложить по формуле: «если — то».

Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормативно-правовые предписания по неумолимой логике правового регулирования внутренне, а иногда и текстуально неизбежно связаны и функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормативноправовые предписания выражаются в виде логических норм, где есть все элементы — гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормативно-правовыми предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.

Рекомендуется применять следующие виды нормативноправовых предписаний:

1) предписание-принцип — закрепляет исходное, руководящее нормативное положение общего характера, имеющее значение для отдельных отраслей, подотраслей, институтов права в целом;

2) предписание-цель — выражает политико-нормативную ориентацию в происходящих процессах и явлениях, содержит нормативное требование к будущему состоянию развития общества;

3) предписание-дефиниция — содержит определение какого- либо юридического и иного понятия, используемого в законе;

4) управомочивающее предписание — закрепляет субъективные права (право действовать определенным образом) граждан и иных субъектов права;

5) императивное предписание — закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать.

— обязывающее предписание — устанавливающее обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;

— запрещающее предписание — устанавливающее запрет на совершение каких-либо деяний (активного или бездействия);

6) диспозитивное предписание — предоставляет возможность сторонам самим с помощью договора устанавливать права и обязанности в правоотношении, а при отсутствии такого договора восполняет пробел в волеизъявлении сторон;

7) предписание-стимул — содержит материальные, моральные и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;

8) бланкетное предписание — содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим нормативным правовым актом;

9) отсылочное предписание — статья закона, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же закона;

10) обеспечивающее предписание — закрепляет решение законодателя о признании закона или его части утратившими силу либо о внесении в него изменений.

При подготовке законопроекта необходимо обеспечить логическую последовательность изложения предписаний и переход от общих положений к конкретным. Нормативно-правовые предписания, составляющие содержание правового акта, должны располагаться в следующей последовательности:

— общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения;

Законодатель, выражая свою волю в нормативных предписаниях, стремится к тому, чтобы его предписания представляли собой целостное системное образование, последовательно и полно, без каких-либо логических и содержательных противоречий закрепляли основные существенные, главные признаки регулируемых общественных отношений. Успешному решению этой задачи способствуют следующие требования законодательной техники:

1) не допускать логических противоречий, т. е. ситуаций, когда в нормативных предписаниях относительно одного и того же предмета, субъекта или действия, взятого в одном и том же отношении, содержались бы противоречащие друг другу положения;

2) не допускать дублирования одних и тех же нормативных предписаний в разных законах. Нормативное предписание надлежит излагать в законе, к которому это предписание тяготеет более всего, является его необходимым и важнейшим элементом;

3) нормативные предписания, которыми устанавливаются какие-либо изъятия из общего правила, целесообразно помещать в том законе, который содержит это общее правило;

4) проектируемое нормативное предписание, которое меняет редакцию, содержание и смысл действующего нормативного предписания, нецелесообразно формулировать как самостоятельную новеллу без указания ее связи с действующим предписанием;

5) в проекте закона, который заменяет устаревшие, малоэффективные нормативные предписания новыми, более совершенными, надлежит вводить специальную статью с указанием реквизитов законов и их структурных частей, признанных утратившими силу.

Учитывая то обстоятельство, что задачей законодателя в ходе законотворческого процесса является формулирование конкретных нормативно-правовых предписаний, данная категория законодательной техники является одним из первичных элементов структуры права.

Нормативно-правовое предписание — первичный элемент в системе права. Виды нормативно-правовых предписаний

Первичным подразделением, живой клеточкой права как институционного образования является норма-предписание.

Это – элементарное, логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте нормативного юридического акта.

Нормы-предписания – продукт специализации права. Ведь главная функция первичных подразделений в системе права состоит в том, чтобы обеспечивать в соответствии с назревшими потребностями экономического базиса данного классового общества конкретизированное, детальное, точно определенное регулирование общественных отношений. В связи с этим все большая дифференциация и конкретизация нормативных положений, подчинение их все более специализированным операциям в процессе правового воздействия, усиливающееся разделение труда между ними, возрастающее использование нормативных обобщений приводят к тому, что первичные частицы правовой материи становятся проще, выступают в виде элементарных и в то же время словесно-логически цельных формул. Это и есть нормативные веления, предписания.

Между тем единство формы и содержания права на первичном уровне его структуры носит настолько глубокий характер, что статьи и другие исходные фрагменты текста акта являются внешним, в самом тексте проявляющимся выражением воли законодателя. В силу этого они, в принципе, соответствуют первичным единицам, из которых складывается само право. Такими первичными единицами, относящимися уже не к словесно-документальному изложению, а к содержанию акта, и являются предписания. Применение термина предписание» оправдано здесь потому, что он по точному своему смыслу призвана отразить именно выражение воли законодателя с его содержательной стороны (то, что предписано)

22. Норма права: понятие и структура. Виды правовых норм

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить[1].

Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, — элемент естественного права, юридическая норма – элемент позитивного права.

Правовые нормы различают по:

1. Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права),

2. выполняемой функции в правовом регулировании

а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений);

б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);

3. Уровню правового регулирования

а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения , определяя юридические права и обязанности их участников);

б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);

4. Характеру диспозиции

а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия);

б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия),

в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);

5. Способу установления диспозиции

а) императивные (правило поведения устанавливается государством);

б) диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);

6. Предназначению в правотворчестве

б) производные (детализирующие, конкретизирующие первичные),

7. Действию в пространстве

а) общие (общегосударственные);

8. Действию во времени

9. Действию по кругу лиц

а) общие (распространяются на все население страны);

б) специальные (распространяются на определенный круг лиц);

в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных);

10. Юридической силе

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

Теория нормы права. Норма права и нормативное правовое предписание. Виды и функции нормы права.

Юридическая норма— общеобязательное правило правомерного поведения, которое устанавливается (или санкционируется) и обеспечивается государством.

Система права представляет собой сложное образование, состоящее из множества взаимосвязанных норм права. Каждая отдельная норма является простейшим элементом, ≪клеточкой≫ права и обладает всеми его признаками:

1) содержится в нормативных правовых актах и иных источниках, принимаемых компетентными органами государства или должностными лицами;

2) обладает общеобязательностью;

3) обеспечивается принудительной силой государства.

Одновременно норма права выступает относительно самостоятельным, целостным явлением. Как конкретное правило поведения правовая норма должна определять все важнейшие стороны, параметры регулируемого им правоотношения, в том числе:

— условия, при которых она действует;

— требования, предъявляемые к поведению субъектов правоотношений;

— совокупность субъектов, на которых распространяет действие данная норма;

— меры государственного принуждения (санкции), применяемые к нарушителям данной нормы.

Характерная особенность содержания нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные признаки, свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Благодаря тому, что норма права отражает наиболее важные, главные черты, свойства конкретных правоотношений, она и приобретает способность быть регулятором общественных отношений.

В числе специфических признаков нормы права в юридической литературе чаще всего называют.

1. Нормативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки общественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативного правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут использоваться в качестве регуляторов общественных отношений. В теории права и юридической практике успешно применяются следующие критерии или внешние признаки нормативности.

2. Формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3. Связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

4. Предоставительно-обязывающий характер (норма не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5) Микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:

1)гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

В связи с несоответствием структуры нормы права и способов закрепления ее компонентов в тексте нормативных правовых актов элементарной частицей нормативных правовых актов выступает не норма права или ее отдельный элемент, а нормативно-правовое предписание.

Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативного правового акта властное веление правотворческого органа.

По своему словесно-логическому построению нормативное предписание представляет собой отдельное предложение или даже отдельную фразу. При этом необязательно, чтобы оно было оформлено в виде отдельной статьи, пункта или иной структурной единицы нормативного правового акта. Вполне возможны ситуации, когда отдельные части или абзацы могут содержать несколько нормативных предписаний.

В числе основных нормативных предписаний можно выделить.

А) Предписания-принципы закрепляют исходные, руководящие положения общего характера. Предписания такого рода выносят как бы за скобки положения, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права или права в целом. Поэтому предписания-принципы надлежит непременно учитывать при определении логической структуры и содержания конкретной нормы. Предписания-принципы изложены в Конституции России, общих частях кодексов и некоторых других актах.

Б) Предписания-дефиниции содержат определения правовых, политических и иных понятий. Такие определения имеют общеобязательное значение и должны непременно учитываться при толковании соответствующих терминов и понятий.

В) Диспозитивные предписания разрешают участникам конкретных правоотношений самостоятельно устанавливать свои права и обязанности в конкретных отношениях, порядок и условия их реализации. Однако если участники правоотношения не оговорили какой-либо вопрос в договоре, соглашении, то этот вопрос решается в соответствии с действующим законодательством. Диспозитивные предписания обязательно содержат формулировки типа ≪при отсутствии иного соглашения≫, ≪если иное не установлено в договоре≫.

Г) Императивные предписания представляют собой категорические веления, которые подлежат неукоснительному исполнению и не могут подменяться соглашением участников правоотношений.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций — на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц — пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания — лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить правовые свойства нормы и характер ее воздействия на поведение субъектов и конкретные общественные отношения.

Учредительная функция выражается в оформлении и закреплении фундаментальных социально-политических, экономических и духовно-культурных институтов общества. Смысл этой функции заключается в том, что она сообщает указанным общественным институтам юридические свойства. В наибольшей мере эта функция характерна для конституционных норм (гл. 1 Конституции РФ).

Првавонаделительная функция раскрывает позитивный аспект юридического воздействия и имеет целью установление основ правового статуса субъектов права, обеспечение юридической связи между ними. Эту функциональную нагрузку несут те предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Такого рода нормы имеются практически во всех отраслях права.

Регулятивная функция — одна из основополагающих и заключается в установлении правил должного поведения, в упорядочении сложившихся общественных отношений. Данная функция призвана воздействовать на социальные

Охранительная функция нацеливает нормы права на защиту основ общественного строя, социальных и государственных институтов, обеспечение охраны и стабильности конституционного строя.

Организационная функция выражается в осуществлении нормами права организующего воздействия на различные сферы общественной жизни. В процессе реализации этой функции происходит консолидация элементов правовых отношений в стройную систему правового регулирования.

Аксиологическая функция тесно примыкает к идеологической, поскольку направлена на обеспечение ценностей, сложившихся в обществе. Вместе с тем нормы права оценивают поведение и поступки людей, деятельность организаций как правомерные или неправомерные, социально полезные или вредные, применяют соответственно различные средства регулирования — запреты, дозволения, обязывания либо предписания. Последние применяются для регулирования вертикальных (иерархических) отношений.

Системообразующая функция предопределена системностью норм права. Ее сущность проявляется в том, что нормы права обеспечивают согласованность требований всей системы права, единство и взаимодействие ее элементов — норм права.

Норма права и нормативное предписание. Виды нормативных предписаний

Знание нормы права как единого целого в совокупности составляющих его элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) является необходимым условием реализации нормы права в конкретных правоотношениях. Однако весьма редко встречаются случаи, когда норма права в тексте нормативно-правового акта излагается полностью, со всеми ее элементами в одной статье, пункте или абзаце. Гораздо чаще наблюдаются ситуации, когда элементы нормы права находятся в разных структурных частях нормативного акта, а то и вовсе в разных нормативно-правовых актах. Например, право собственности регулируется гражданским законодательством, а наиболее действенные санкции за нарушение права собственности содержатся в уголовном законодательстве.

Наблюдается явное несоответствие между структурным строением нормы права и способами ее изложения в нормативно-правовых актах. Объективной основой такого несоответствия выступает различие между способами организации элементов нормы права и способами закрепления нормативных велений, предписаний в тексте нормативно-правового акта.

Положение о том, что каждая норма права имеет гипотезу, вовсе не означает, что каждая отдельно взятая норма непременно имеет собственную, индивидуальную гипотезу. В тексте закона нередко закрепляются условия, с которыми связывается действие не одной, а нескольких норм права. Равным образом и санкции, закрепленные в одной статье, пункте нормативного акта, чаще всего охраняют от нарушения достаточно разветвленную совокупность норм права. Подобный способ изложения структурных частей норм права объясняется стремлением правотворческого органа изложить содержание нормативно-правового акта максимально компактно, ясно, последовательно, а также избежать излишних, неоправданных повторов и длиннот, стилистически сложных и громоздких фраз.

В связи с несоответствием структуры нормы права и способов закрепления ее компонентов в тексте нормативно-правовых актов элементарной частицей нормативно-правовых актов выступает не норма права или ее отдельный элемент, а нормативно-правовое предписание.

Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативноправового акта властное веление правотворческого органа. По своему словесно-логическому построению нормативное предписание представляет собой отдельное предложение или даже отдельную фразу. При этом необязательно, чтобы оно было оформлено в виде отдельной статьи, пункта или иной структурной единицы нормативно-правового акта. Вполне возможны ситуации, когда отдельные части или абзацы могут содержать несколько нормативных предписаний.

Так, ч. 1 ст. 341 ГК РФ предусматривает, что право залога возникает с момента заключения договора о залоге, а в отношении залога имущества, которое надлежит передаче залогодержателю, с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге. В этой части содержится три нормативных предписания:

  • 1) право залога возникает с момента заключения договора о залоге;
  • 2) в отношении залога имущества, которое надлежит передаче залогодержателю, право залога возникает с момента передачи этого имущества; 3) последнее правило действует постольку, поскольку иное не предусмотрено договором о залоге.

В числе основных нормативных предписаний можно выделить следующие: 1) предписания-принципы, 2) предписания-дефиниции,

3) предписания-гипотезы, 4) предписания-диспозиции, 5) предписания-санкции, 6) оперативные предписания, 7) отсылочные предписания, 8) бланкетные предписания, 9) диспозитивные предписания, 10) императивные предписания.

Предписания-принципы закрепляют исходные, руководящие положения общего характера. Предписания такого рода выносят как бы за скобки положения, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права или права в целом. Поэтому предписания-принципы надлежит непременно учитывать при определении логической структуры и содержания конкретной нормы. Предписания-принципы изложены в Конституции РФ, общих частях кодексов и некоторых других актах. Примером предписания-принципа могут служить положения ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Предписания-дефиниции содержат определения правовых, политических и иных понятий. Такие определения имеют общеобязательное значение и должны непременно учитываться при толковании соответствующих терминов и понятий. Кдефинитивным предписаниям можно отнести положение ст. 1 Конституции РФ, согласно которому Российская Федерация признается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В настоящее время значительная часть федеральных законов имеет специальные статьи, содержащие определения базовых, основополагающих для соответствующей сферы терминов и понятий.

Предписания — гипотезы, диспозиции, санкции содержат соответственно положения об условиях действия нормы права, правах и обязанностях, предоставляемых участникам конкретных правоотношений, меры принуждения, которые могут быть применены к нарушителям нормы права.

Оперативные предписания устанавливают способы и дату вступления нормативного акта в силу или же содержат предписания о внесении изменений, дополнений в ранее принятые нормативно-правовые акты либо о признании актов полностью или частично утратившими силу. Такие предписания содержатся в ст. 23 Федерального закона «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях», принятого Государственной Думой 20 декабря 2001 г.

Отсылочные предписания не содержат непосредственно властных велений, как следует поступать участникам конкретных отношений. Они лишь отсылают к другой части нормативного акта, другому нормативному акту, содержащему такие предписания, либо содержат указание на то, что соответствующие решения содержатся в действующем законодательстве, иных нормативно-правовых актах. Например, отсылочное предписание содержится в ч. 2 ст. 420 ГК РФ, где говорится о том, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса.

Бланкетные предписания устанавливают ответственность за нарушение каких-либо правил. Однако сами эти правила содержатся в специальных нормативно-правовых актах. При этом правила могут меняться, дополняться, тогда как установленная за их нарушение ответственность может оставаться неизменной. Примером бланкетного предписания может служить ст. 269 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Диспозитивные предписания разрешают участникам конкретных правоотношений самостоятельно устанавливать свои права и обязанности в конкретных отношениях, порядок и условия их реализации. Однако, если участники правоотношения не оговорили какой-либо вопрос в договоре, соглашении, то этот вопрос решается в соответствии с действующим законодательством. Диспозитивные предписания обязательно содержат формулировки типа «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре».

Императивные предписания представляют собой категорические веления, которые подлежат неукоснительному исполнению и не могут подменяться соглашением участников правоотношений. Примером императивного предписания может служить положение ГК РФ о том, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Ибо это положение ни при каких условиях не может отменяться соглашением сторон.

Нормативные предписания в своей совокупности представляют все виды положений, требований, которые могут быть соотнесены с гипотезой, диспозицией и санкцией той или иной правовой нормы. Выявление и формулирование содержания правовой нормы является одной из профессиональных задач специалиста в сфере правоведения, которая требует от него особых навыков и умений.

Вопросы для самопроверки к главе 7

Какие признаки характеризуют норму права как регулятор общественных отношений?

Из каких элементов состоит норма права?

Какими признаками норма права отличается от нормативного правового предписания

Какие виды нормативных предписаний Вы знаете?

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.com, mylektsii.ru, bstudy.net.

»

Это интересно:  Правила покупки квартиры на вторичном рынке
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. A) затты құрайтын химиялық элементтердің жиынтығы
  2. A. Элементы резания при точении
  3. B) Элемент диаграммы, показывающий название и маркеры данных диаграммы
  4. D триггер на элементах И-НЕ по схеме трех триггеров
  5. DV триггер на элементах И-НЕ по схеме трех триггеров
  6. I.1.2. Русский язык в системе языков мира
  7. I.2.1) Понятие права.
  8. I.2.3) Система римского права.
  9. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  10. II. ВЕЧНАЯ ИДЕЯ БОГА В ЭЛЕМЕНТЕ СОЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИЛИ РАЗЛИЧИЕ; ЦАРСТВО СЫНА 1 страница